logo search
Гум

1. Адекватность, важность и своевременность, точность, полнота

и значимость информации как ее качественные характеристики

Под адекватной информацией мы понимаем информацию, которая вполне соответствует, совпадает с главными целями жизни социального субъекта (выживание и развитие), с теми целями и задачами деятельности в текущем периоде и на перспективу, которые обеспечивают достижение этих главных целей.

А под адекватностью восприятия информации мы понимаем, что субъект способен воспринимать (оценивать) ее такой, какая она есть (правдивая или правдоподобная, искаженная случайно или намеренно, ложь, дезинформация и т.д.). Заключение о том, что та или иная информация является адекватной, принимается после ее оценки, как:1) важной; 2)точной 3) своевременной; 4) полной и 5) значимой [подробнее см.:36].

Под источником информации мы подразумеваем конкретный журнал, газету, сайт в Интернете, конкретного журналиста, политика, общественного деятеля, ученого, партнера по бизнесу, коллегу, начальника и т.д.

Анализируя деловую информацию мы, как правило, исходим из представления организации (нашей, партнерской, сторонней, конкурентной, партийной, банковской, госоргана и МСУ, бандитской, досуговой и т.д.) как системы (см. рис.5; подробнее см.: 23).

Р

2.1

ис.5 1.

Организация-система

2.2

2.3

4

Внешние взаимо-

связи-

взаимо-

отношения

2.4

2.5

1 - цели организации;

- 3 – внутренние взаимосвязи-взаимоотношения организации;

- 4 – внешние взаимосвязи-взаимоотношения организации

1. Цели организации функции организации задачи организации.

2. Информационные базы организации:

2.1 – высшее руководство организации;

2.2 – кадровая база организации;

2.3 – финансовая база организации;

2.4 – материально-техническая база организации;

2.5 – информационная база организации

3. Внутренние взаимоотношения в организации

4. Внешние связи организации

Логика анализа информации по технологии

«Классификация и оценка деловой информации»

1. Определяется важность (и степень важности) или незначительность (не важность) информации и ее своевременность.

2. Классифицируется к какой базе эта важная (очень важная) информация принадлежит.

Типичными информационными базами, которые ведутся в большинстве организаций (фирм), являются:

Базы организации (фирмы):

1) постоянный и переменный штат (состав) организации; здесь же должна вестись (но, обычно, не ведется) база о конфликтных взаимоотношениях в организации);

2) финансовая тематика (сделки, прибыль, убытки, движение по счетам, кредиты и т.д.);

3) материально-техническая база организации (территория, помещения, машины, станки и оборудование, средства транспорта и связи, компьютерная аппаратура и т.д.);

4) информационная база организации (уставы, положения, цели организации, иная нормативная документация, иная служебная закрытая документация, технологии, «ноу-хау», программы и т.д.);

Базы внешний среды фирмы:

Организации внешней среды (административные, коммерческие, общественные с оценками, характеристиками их руководства, персонала и т.д.) в местах дислокации подразделений организации; организации экспертные, научные, важные для фирмы и т.д.

Рынки сбыта, пути снабжения, транспортировки продукции и т.д.

Организации-конкуренты, организации, способные нанести ущерб деятельности фирмы и т.д.

Эта классификация необходима для того, чтобы искать новые источники (включая специалистов и экспертов в своей организации и вне ее) для разрешения проблемы при неопределенности информации или ее возможном дезинформационном (ложном) характере.

Информация, которая оценена как не важная, отправляется в архив (если содержит оценки, характеристики того, что (кто) в будущем может понадобиться) или выбрасывается вообще.

3. Истинность (точность) информации. Информация с помощью логических операций и здравого смысла (оценка источников, обстановки в которой она получена и т.д., см. далее) классифицируется по признаку точности (истинности) или ее неточности (не истинности).

Точная информация – соответствующая действительности (истине), подтвержденная независимыми источниками информации.

Точный ответ – верный, правильный ответ о сущности (т.е. о самом главном, существенном) какого-то предмета, явления, процесса.

Полная информация – точная информация, которая вполне законченно (полностью) описывает предмет, явление.

Полный ответ – точный ответ, который исчерпывающим образом (полностью) описывает предмет, явление, процесс.

Если информация определяется как неточная (неистинная), но важная, то следуют логические операции по определению ее качества: неполная (неточная), ситуативная или ложная (возможно дезинформирующая; манипулятивная).

Ситуативная информация сразу отбрасывается, а подозрительная на дезинформацию - проверяется по известным признакам.

4. Ведется поиск новых источников и выполняются операции по получению точной и полной информации.

4.1. Если эти надежные источники не находятся в Вашем ведении, то руководству докладываются соображения по их поиску.

4.2. Следует отличать одноактный вброс информации (существует 6-12 часов и не повторяется) и информационную операцию (от нескольких дней до недель; а при подготовки каких-то военных, экономических операций – до нескольких месяцев).

4.3. Если важная или очень важная публичная информация, касающаяся Вашего региона, страны, региона планеты не подтверждается компетентными в данном вопросе официальными лицами (институтами государств различных регионов планеты: главы правительства, МИД, МО, МВД, МЧС и т.п.), то вспомните о приеме «Хвост виляет собакой» и приемах дезинформации больших масс населения страны, планеты…

5. При анализе информации последовательно используется принцип «как это делалось и почему» и затем применяют первые три принципа обоснования своих итоговых выводов с позиции русской культуры («для народа?», «кооперативно, на равных?», «живи сам и давай жить другому?»)

5.1. Когда требуется быстрая оценка информации и при этом невозможно пока найти новые источники информации, также используется принцип «как это делалось и почему».

Вопросы, поиск ответов на которые требует этот принцип:

КАК: 1) Какая цель декларировалась при этой деятельности? 2) Как и кем это делалось (делается)? 3) Как и кем это должно было делаться для достижения этой цели? 4) Какие реальные результаты стали (могут стать) итогом этой деятельности?.

ПОЧЕМУ: 1) Почему это делалось (какие причинно-следственные события привели к необходимости постановки такой декларируемой цели)? 2) Почему так произошло, если результат не соответствует декларируемой цели? 3) Кому это выгодно?

5.2. Затем применяются первые три принципа обоснования своих итоговых выводов с позиции русской культуры.

6. Если анализируется фрагментарная информация. После этих операций в отношении каждого ее фрагмента эти фрагменты информации соединяются (для более полного ответа на вопросы о причинах ее появления и кому она выгодна) в какие-то гипотезы, объясняющие эти «почему» она появилась, «что» произошло (произойдет), «где» и «каким образом» (с помощью чего).

При этом как минимум выдвигается две гипотезы относительно значимости информации для фирмы:

1) информация важная (очень важная) для нас потому, что объясняет, раскрывает, показывает, уточняет….; и это подтверждено тем-то и тем-то;

2)это возможно дезинформация, манипуляция; признаки этого такие-то; она выгодна тем-то или тем-то.

Если какой-то фрагмент информации классифицируется как «очень важная», но возможно представляет собой дезинформацию (например, «отвлечение внимания») и ее уточнить не удается, то этот фрагмент информации принимается за «возможно истинный» (с соответствующей реакцией фирмы как на истинный).

7. При анализе политической информации (см. выше п.3 «Истинность (точность) информации») для определения ее точности (истинности) используются:

1) требования правил системно-логических операций по поиску истины (включая «координаты», мера, признаки манипулятивных уловок и т.д.);

2) системные критерии исследования и оценки политико-правовых феноменов.

Расскажем об этих операциях чуть подробнее, исходя из того, что системно-логические операции по поиску истины нам уже известны, а политико-правовые критерии будут объясняться позже.

1. Важность (актуальность) информации.  Информация является важной, если она СВЯЗАНА, т.е. имеет связь с имеющимися элементами существующей информационной базы, уже имеющимися знаниями субъекта по этой теме, связанной с главными целями деятельности субъекта по выживанию и развитию его самого, его семьи, его организации, нации, государства, страны.

Например, фирма ведет информационные базы о рынках сырья и сбыта, о путях и способов транспортировки продукции, о конкурентах (фирмах и ключевых лиц в них, их технологиях, их потребителей и поставщиков и т.д.), о новациях в законодательстве, о социальной, экономической и политической обстановки в районах добычи сырья, сбыта продукции и т.д.

Речь идет о том, что новая информация:

а) добавляет что-то в имеющуюся информацию (дополняет ее или способствует проверке имеющихся данных) или

б) вносит вклад в настоящую, т.е. текущую или планируемую деятельность субъекта.

Информация, не имеющая такого значения, должна быть исключена (отправляется в архив) во избежание потери времени и энергии. Информация всегда считается важной, если речь идет о планах субъекта, его значимой для достижения целей развития деятельности.

Особо важной является любая информация о действиях, процессах, ставящих под угрозу выживание (жизнь, физическое и психическое здоровье) субъекта.

2. Своевременность информации. Своевременной признается та информация, получение которой позволяет субъекту (у субъекта есть время) принять меры по обеспечению своего выживания (особо важная своевременная информация), по изменению плана или программы действий для своего развития, для достижения целей развития (важная своевременная информация).

Справка. Понятия «план» и «программа употребляются нами в значении, указанном во Введении к этому пособию.

3. Точность.  Не всегда легко установить, является информация достоверной или ложной, особенно если она содержит сведения о событиях, которые еще не произошли. Имеется два критерия, по которым можно судить о точности  информации:   надежность источника и надежность самой информации.:

Главным критерием  правдоподобия информации является поиск подтверждения ее по другим источникам. Если возможно, то источники должны быть независимы друг от друга.

В случае, если  тремя  независимыми источниками выдана информация о каком-то событии, то можно считать  достоверно  (на 99%; всегда следует 1% оставлять на то, что эту информация специально «организована» для вас вашим противником),  что это событие имело место. Аналитик должен постоянно помнить, что проверка первичной информации не менее важна, чем получение этой информации.

А если сама первичная информация представляется важной (актуальной), то ее проверка (второй источник информации) и перепроверка (третий источник) являются абсолютно необходимыми. Это – закон системной аналитической работы.

Точность  (или ошибочность, неточность) информации, вне зависимости от наличия умысла в искажении информации, оценивается отношением ложных элементов информации к общему числу всех элементов информации.

Если принять точность свободного изложения информации (свободная беседа, например) за 100%, то при вопросно-ответной форме получения информации точность обычно находится в пределах 40-70%.

Принято считать, что точность одного источника информации об имевшем место событии не должна оцениваться выше 33% (вообще-то один источник это еще только некоторая ориентация в событиях, но не точная информация) , двух - 66%, а точность сообщения трех источников об одном и том же событии находится в пределах 94-99% .

4. Полнота  (или целостность, «нефрагментарность») информации оценивается отношением важных фактов, указанных в информации журналистов, очевидцев, к общему числу фактов, которые могут быть восприняты в данных условиях.

Установлено опытным путем, что полнота свободного рассказа о событиях по сравнению с вопросно-ответной формой получения информации ниже на 15-40 %.

Увеличение количества источников информации позволяет нам, при всех равных случаях, одновременно увеличить и полноту информации.

5. Значимость (полезность) информации. Информация может быть важной, своевременной, точной и полной, но в то же время не быть значимой.

Она может быть бесполезной, если она недостаточна для понимания явления, процесса, деятельности в целом или одного действия. Два подхода, проведенные раздельно или параллельно, позволяют судить о значимости информации.

Первый подход называется "циркуляция". Он состоит в быстрой циркуляции полученной информации среди лиц (профессионалов, экспертов, принадлежащих к разным научным школам), имеющих к ней прямое отношение. Вы можете надеяться на возможность установления связей этой и иной информации.

Например, ваш начальник или опытный специалист, работающий в Вашей фирме, могут сразу же установить связь между разрозненной информацией о другой фирме-конкуренте. В срочных случаях особо важную информацию можно передавать лицам, принимающим решения, без изучения экспертами, но, когда время позволяет (т.е. в большинстве случаев), именно обработанные сведения особенно полезны тем, кто принимает решения.

Второй подход называется "синтез". Он состоит в соединении всех обрывков информации, что похоже на сбор головоломки, для создания полного образа, представления о деятельности (действии) изучаемого субъекта, организации, процесса.

Это не всегда легко, потому что часто не достает частей или они неподходящей формы. Иногда наоборот, части идеально подходят, давая ясное представление о ситуации.

Чаще приходится проделывать сложный путь при формулировании гипотезы: пытаемся использовать и синтез и циркуляцию, связывая результаты с исследованием вспомогательной информации для того, чтобы добиться ясного и полного образа какого-то субъекта, объекта, процесса, деятельности.

Этот подход возможен для формулирования самых тонких гипотез и нужно твердо помнить, что необходимо иметь хотя бы две гипотезы для объяснения событий (первая «положительная», объясняющее событие, процесс; вторая «отрицательная» - событие, процесс рассматривается как дезинформация).

Причиной многих неудач является не пренебрежение субъектом информацией, а ошибочное ее понимание.