logo search
Лекция Навравления в Исламе

4. Искажение ислама в ваххабизме

Несколько лет назад, тлевшая с 1996 чеченская война, вспыхнула снова. Вторжение в Дагестан, взрывы домов... Россия услышала о новом и страшном неприятеле, с которым мы встретились на Кавказе. Из телеэфира и на страницах газет мы слышим и читаем о "ваххабитах" и "чистом исламе", об "исламском экстремизме" и "чеченских террористах". Все это сливается в чрезвычайно туманный образ чего-то непонятного, но грозного. Ислам, шариат, амиры и масхабы - от этих звуков Востока веет экзотикой, песком пустынь, дешевым "шоппингом" и строгостями "сухого закона" в Эмиратах. Какое отношение имеет все это к нашей жизни, к лесам и снегам? К сожалению имеет. Уже практически везде возможно встретить перешедших в ислам русских людей. При этом особенно много русских мусульман встречается среди наиболее активного слоя населения - бизнесменов, политиков и т.п...

"Ваххабизм" как течение ислама восходит к Мухаммеду Ибн Абд аль-Ваххабу. Он родился в Аяйне в 1703/04г., а впервые начал проповедовать новое учение не ранее середины 30-х годов ХVШ столетия. Учение Абд аль-Ваххаба не возникло на пустом месте, вероучитель много путешествовал, изучал аристотелевскую философию и суфизм в Исфахане, некоторое время преподавал суфизм. Долгие путешествия Ибн Абд аль-Ваххаба и упорные занятия богословием оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения. За эти годы он имел возможность познакомиться с культами, верованиями Аравийских княжеств, соседних стран и определить к ним свое отношение, изучить богословские науки, толкование Корана, хадисы, их комментарии и почерпнуть в них аргументы для создания своего учения.

Влияние религиозного мировоззрения в аравийском обществе того времени было абсолютным. Политические и социальные учения неизбежно принимали ту или иную религиозную форму или религиозный оттенок. Религиозная система арабов, выраженная сначала лишь в Коране, не могла удовлетворить запросы гораздо более развитого общества в странах, завоеванных ими. Появилась потребность придать исламу характер, более соответствующий этому обществу, его духовным требованиям. С этой целью были созданы многочисленные предания о жизни и деятельности пророка (хадисы), которые определили кодекс поведения и взглядов, основанный якобы на поведении и взглядах пророка, для всех случаев жизни. Этот кодекс, как уже указывалось, получил название «сунна».

Аль-Ваххаб выступил за возврат к корням ислама, за очистку изначальной коранической традиции от позднейших наслоений. Проповедь аль-Ваххаба нашла поддержку у аравийских шейхов рода ал-Сауда. Аравия была объединена в эмират Саудидов, наследником которого стало государство Саудовская Аравия.

Важнейшая идея ваххабизма – единобожие: Аллах – единственный творец этого мира, он его господин, он дает ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, в природе не существует никого, кто был бы достоин возвеличения или поклонения, за исключением Аллаха.

Однако исламский мир, по мнению ваххабитов, отошел от этих принципов единобожия. Люди предаются самому страшному из грехов. Они наделяют творения Аллаха его способностями и атрибутами. Например, они совершают паломничества к мусульманским святым, дают им обеты, приносят жертвы, просят их о помощи, убежденные, что святые могут сделать добро и причинить зло. Люди придают атрибуты Аллаха даже растениям и камням. По мнению ваххабитов, это не может совмещаться с истинным единобожием.

Особое отношение у ваххабитов и к Мухаммеду, пророку ислама. Они считали его обыкновенным человеком, которого Аллах выбрал для пророческой миссии, то есть, его нельзя обожествлять. Ему не следует поклоняться, у него ничего нельзя просить. Нельзя поклоняться его могиле, однако ее можно посещать без всяких просьб. У Мухаммеда нельзя просить никакого заступничества. Однако в судный день он может выступить заступником перед Аллахом за мусульман. Все виды поклонения и верований, противоречащие этим установкам, считаются многобожием.

В ваххабитском учении проповедовались идеи социальной гармонии. В представлении самого Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба это выглядело следующим образом: «Каждый из Вас пастух, и каждый отвечает за стадо (поданных). Имам заботится о подданных, мужчина заботится о своем семействе и стаде, женщина заботится о доме своего мужа, его сыне, его скоте, мальчик должен заботиться об имуществе своего отца и его скоте, слуга заботится об имуществе своего господина и его скоте. Каждый из вас пастух, и каждый должен заботиться о своем стаде (подданных)». Параллельно с этим велась усиленная проповедь «братства всех мусульман», где утверждалось равенство всех, исповедующих ислам.

Кроме этого, ваххабизм включал в себя ряд моральных норм, пригодных для различных слоев населения. Ваххабизм учил, что надо быть добрыми, осмотрительными, быть терпеливыми, твердо выполнять данные обещания, не лгать, не клеветать, не сплетничать, не быть болтливыми. Он осуждал скупость, завистливость, лжесвидетельство, трусость. В то же время, ваххабизм регламентировал мельчайшие детали человеческого поведения. Он давал рекомендации, как смеяться, чихать, зевать, обниматься, пожимать руку при встрече, как шутить и т.п. Аль-Ваххаб развил до крайнего предела принципы наиболее жесткого мазхаба - ханбалитского, предписывающего, в частности, ношение женщинами паранджи и запрещающего им посещение мечети и получение образования. Помимо призывов к строгому соблюдению всех норм шариата, ваххабиты выступали против любых развлечений и роскоши; они также настаивали на введении социально-уравнительной системы распределения в умме. Известные советский исследователь религий Востока А.М. Васильев удачно назвал ваххабитов "пуританами ислама".

Несмотря на все явные проявления эгалитаризма, основное направление учения Ибн Абд аль-Ваххаба было скорее не социальным, а политическим. А основными чертами ваххабизма в этой области были фанатизм и горячий призыв к священной войне. Ваххабиты считали всех мусульман, которые не разделяли их учения, гораздо худшими многобожниками, чем арабов доисламских времен. Это было отправным пунктом крайнего фанатизма и оправдывало всяческую жестокость по отношению к многобожникам и неверным. Кто не последовал за нами, тот не мусульманин - таков был (да, по сути, остался и по сей день) лозунг ваххабитов, которые были убеждены в неверии всех людей на земле, которые не разделяют их убеждения.

Выступая против господствовавшей в те годы формы ислама, ваххабиты шли гораздо дальше в своем разрыве с мусульманством, чем обычные сектанты. Согласно твердо установившемуся представлению самих мусульман, последователи всех направлений, течений и сект в исламе считаются мусульманами. Для ваххабитов же их противники были не мусульмане, а многобожники. Они считали неверными (кефирами) всех, кто слышал их призыв, но не присоединился к ним. Именно поэтому с середины 40-х годов XVIII в. ваххабиты начали джихад на Аравийском полуострове против традиционных мусульман. Были уничтожены политические противники рода Саудов, разгромлены святые места паломничества, в том числе Мекка, не исключая и храма Каабы - главной святыни исламского мира.

В последствии ваххабиты даже к евреям и христианам относились мягче, чем к мусульманам. Видимо, последователи Ибн Абд аль-Ваххаба руководствовались принципом, что еще пророк к «людям писания» предлагал относиться терпимо. Таким образом:

• ваххабизм как религиозно-идеалогическое течение образовало крайнее крыло ханбализма, оно

отвергало все новшество в догматике и культе, требуя возвращения к Корану и

первоначальной сунне;

• противопоставляя ваххабитов всем прочим мусульманам, учение Ибн Абд аль-Ваххаба превращало их в сплоченную силу, разжигало фанатизм;

• необходимость священной войны против многобожников, провозглашенная в учении, делала

ваххабизм знаменем всех сторонников широкой экспансии мусульман.

В среде ваххабитов фанатизм принимал крайние, необузданные формы. Убеждение, что их противники - неверные и многобожники, оправдывало жестокость по отношению к ним. Одновременно фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, воодушевлял на военные подвиги. Таким образом, создавались идеологические предпосылки для объявления джихада всем неваххабитам. Ваххабизм, включив в себя в качестве важнейшего постулата священную войну против многобожников и кефиров, с самого своего зарождения стал идеологией военной экспансии, грабительского набега.

Кратко суммируя вышесказанное, можно отметить:

Сам по себе Коран содержит многочисленные призывы к борьбе с иноверцами, некоторые аяты прямо указывают на необходимость убивать упорствующих в своих взглядах иноверцев: «Не берите же из них друзей, пока не выселятся на пути Аллаха, если же они не отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их» (сура 4, аят 91). В суре «Мухаммед» даются четкие и недвусмысленные указание на то, как поступать с неверными: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (сура 47, аят 4). В другом месте Корана говорится, что с тех, кто обагрил свои руки кровью гяуров3, полностью снимается всяческая ответственность за подобное деяние: «Не вы их убивали, но Аллах убивал их... » (сура 8, аят 17).

Опираясь на эти, и подобные им места из исламского священного писания, ваххабиты свели все многообразие различных народов мира к предельно простой формуле деления их на две нации: ваххабиты и неверные. Причем неверные ставятся вне закона, что создает естественное в подобном случае состояние перманентной вражды между ваххабитами и неверными.

Подобное деструктивное начало данного учения прорастает, в основном, там, где мусульманские народы находятся в состоянии войны со своими соседями или пытаются создать свои собственные централизованные государственные образования вне зависимости от уже имеющегося статуса. Во времена становления ваххабизма он сыграл огромную роль в объединении арабских племен в ХVШ-Х1Х веках и создании на территории Аравийского полуострова государства Саудидов. Ваххабизм, будучи государственной религией Саудовской Аравии, с течением времени стал более умеренным, святые места были восстановлены и находятся сейчас под защитой правительства.

Зарождение ваххабизма в качестве новой политико-религиозной силы рубежа 20-21 в.в. произошло сравнительно недавно. Особенность этого движения не только в крайней нетерпимости и экстремизме взглядов его представителей, но и в том, что именно оно сегодня приобретает популярность среди некоторых представителей мусульманского населения.

Пожалуй, по-прежнему главной отличительной чертой ваххабитов можно назвать их агрессивный радикализм, даже не столько по отношению к немусульманам, сколько по отношению к традиционным мусульманам. Ваххабиты настаивают на том, что истинный мусульманин должен постоянно вести джихад с "неверными" и с теми мусульманами, которые не разделяют воззрений ваххабитов. Таковых ваххабиты называют "многобожниками", мерзкими в очах Аллаха более чем язычники. Традиционным мусульманам оставляется две альтернативы: стать ваххабитами либо быть убитыми.

Крайне негативное влияние это течение играет и в той ситуации, которая сложилась сейчас на Северном Кавказе, в особенности в Чечне и Дагестане. Здесь ваххабизм, по сути дела, бросил вызов традиционным для горских народов Северного Кавказа тарикатизму, прочно укоренившемуся в Чечне шейхизму, мюридизму и кунтахаджизму. Несмотря на то, что все перечисленные направления, включая ваххабизм, представляют собой вариации ислама суннитского толка, между ними имеются значительные расхождения.

О том, насколько острыми могут быть противоречия между приверженцами того или иного направления в исламе на Северном Кавказе, можно судить лишь рассмотрев историю возникновения и утверждения среди северокавказских горцев упомянутых выше религиозных течений. Наряду с этим, необходимо отметить тот факт, что всплески активности религиозной пропаганды и экстремизма среди населения Чечни и Дагестана происходили в преддверии, или во время ведения русскими широкомасштабных боевых действий против горских отрядов, оказывавших вооруженное сопротивление колонизаторской политике российской империи. Данное обстоятельство обусловило особую своеобразность религиозных убеждений части населения Северного Кавказа, которые можно охарактеризовать как сочетание мусульманства,

местных языческих верований и непримиримой русофобии. Именно последний компонент религиозного мировоззрения большой части кавказских горцев - русофобия - является наиболее выпуклой чертой менталитета определенных слоев местного населения региона.

История большинства религиозных лидеров Северного Кавказа начиналась с призывов к священной войне с русскими «гяурами», а завершалась ссылкой в отдаленные области империи. Через проповедь практически всех шейхов и имамов Северо-Кавказских горцев красной нитью проходила необходимость изгнания русских с Кавказа, уничтожения их городов и поселений, возвращения колонизированных русскими земель.

Не секрет, что во время ведения боевых действий на территории Чеченской Республики в 1994-96гг. защитники северокавказского национализма и религиозного экстремизма пытались придать войне религиозный характер, превратить ее в джихад всех «порабощенных» народов Кавказа против России. Именно в то время в Чечне, под руководством арабских инструкторов-ваххабитов (одним из них был небезызвестный иорданец Хаттаб) начали создаваться первые отряды исламской гвардии, в которые приглашались все, кто согласиться сменить традиционные направления ислама на ваххабизм. Боевики этих формирований отличались религиозным фанатизмом и особой жестокостью по отношению к захваченным в плен военнослужащим Российской Армии, мирному русскому населению Чечни. Боевые действия с их стороны велись не столько за «освобождение» Чеченской Республики Ичкерия от русских «оккупантов», сколько за установление собственной гегемонии на Северном Кавказе, навязывании всеми способами жителям республик Северного Кавказа своего варианта ислама, и в дальнейшем превращение Дагестана, Ингушетии и Чечни в единое исламское ваххабитское государство.

Однако ваххабизм в широких масштабах не смог пока привиться на территории Чеченской Республики по причине, указанной выше: в силу специфики социальных отношений в Чечне значительное развитие получил тарикатизм в виде шейхизма и практики создания обособленных религиозных общин во главе с шейхом, которого, зачастую, почитают за «святого». Подобное положение противоречит канонам ваххабизма, не признающего поклонения или подчинения кому-либо кроме Аллаха.

Отношения российских властей с чеченским и частью дагестанского народа строились на соглашении с тарикатскими шейхами, которые гарантировали их выполнение своим религиозным авторитетом и устойчивостью своих духовных традиций. Ваххабиты же называют подобное сосуществование конформизмом со стороны шейхов, и заявляют, что тарикатские шейхи не отражают интересов правоверных. Вне всякого сомнения, ваххабиты будут продолжать выдвигать свои требования о соблюдении "чистоты" веры и претендовать на роль единственных выразителей интересов мусульманского населения региона.

В число их организаций входят:

- «Гуманитарная организация Ибрахизма» (Саудовская Аравия);

- «Международная исламская организация «Спасение» (Саудовская Аравия);

- «Ассоциация исламского возрождения в России» (Кувейт);

- иные организации, осуществляющие мощную финансовую поддержку ваххабитскому движению на Северном Кавказе.

В распространяющейся пропагандистской литературе ваххабиты обвиняют руководство Дагестана в противоправной деятельности, нацеленной на ущемление интересов верующих, считая, что оно и те, «кто сотрудничает с ним из числа так называемых мусульман, в первую очередь Духовное Управление, начало полномасштабную борьбу с единобожием».

Ведется усиленная работа по экспорту в Дагестан радикального, остроконфликтного ваххабизма, противостояние которого с тарикатскими шейхами воспроизводится на уровне этнически-религиозного раскола.

Основным каналом распространения ваххабизма в России на сегодня является бесконтрольная экспансия, совершаемая ваххабитскими центрами из Саудовской Аравии и других стран мусульманского мира. В народе его называют «долларовый ислам». Ваххабиты выпускают и бесплатно распространяют исламскую литературу, создают широкую сеть телерадиоцентров, учебных заведений, оказывают гуманитарную помощь беженцам, материально нуждающимся, отправляют молодежь на учебу в сомнительные учебные заведения.

По поступающей оперативной информации отмечается смыкание лидеров ваххабитского движения с организованной преступностью, осуществляющих финансовое обеспечение преступных групп.

Практика показывает, что деятельность последователей «чистого ислама» направлена на разжигание религиозного фанатизма, усиление противостояния в обществе, создание исламского государства, в котором бы действовали идеализированные шариатские правила, исламские нормы регулирования экономики. Призывы к таким лозунгам без учета реалий общества, интересов всех слоев населения, конфессий направлены прежде всего против целостности России.

Исследование природы религиозного экстремизма обнаруживает конкретную идею, пропагандируемой ваххабитами, суть которой заключается в том, что «верующие должны идти по пути, указанному пророком и его сподвижниками и построить идеальное мусульманское общество пророческого периода». Они стремятся востребовать достоинства мусульман прошлого и привнести их в жизнь современных верующих. Именно это и происходило в Чеченской Республике.

Между тем, события в Дагестане показали, что «чистый» ислам вступил на Кавказе в противоречие с местными национальными традициями. Например, согласно концепции «чистого» ислама, нельзя посещать могилы покойных родственников, грех поклоняться даже могилам тех, кого считают мусульманскими святыми. Распространенное на Кавказе почитание старших тоже ставится под сомнение – почитать можно только Бога. Сторонники «чистого» ислама выступают против клановой и родовой структуры кавказского общества. Таким образом, можно предположить, что чем дальше, тем больше сторонники «чистого» ислама будут конфликтовать с представителями традиционного ислама, роль которых на Кавказе весьма велика.

Тем не менее, во второй половине XX в. радикальный ваххабизм стал основой экстримистского исламского фундаментализма, имеющего своей целью свержение "отступнических", "прозападных" и "коррумпированных" режимов в исламских государствах и объединение их в единое теократическое государство мусульман - халифат. Близких воззрений придерживается и фундаменталистское движение "Талибан" в Афганистане. Различные международные террористические организации фундаменталистов-ваххабитов действуют по всему миру. Правительства всех исламских стран находятся с ними в состоянии ожесточенной войны. Например, в ходе такого противостояния в Алжире и в Египте за последние годы погибли тысячи как традиционных мусульман, так и ваххабитских боевиков (причем в Алжире, например, фундаменталисты вырезают целые мусульманские деревни), а также "попадающихся под руку" христиан. В Саудовской Аравии нет явного вооруженного конфликта между властями и радикалами, так как последние официально запрещены и лишь тайно поддерживаются саудовскими шейхами-миллионерами.)

Конечная цель "ваххабитов" - обратить в ислам все население постсоветского пространства, сократив при этом его численность до приемлемых для Запада 20-30 миллионов "мусульман". Нежелающие принять "ислам" подлежат уничтожению. Традиционное мусульманское население сократится за счет войн на периферии России и рабочей эмиграции в Европу. Естественно возникает вопрос - зачем радикальным мусульманам сотрудничать с Западом? И что это за сотрудничество? Факт, тем не менее, остается фактом - несколько десятилетий политика Запада сводится к перераспределению мировых ресурсов в пользу "золотого миллиарда", т.е. жителей наиболее развитых стран планеты. И в качестве одного из инструментов такого перераспределения западные спецслужбы используют это обновленное течение ислама. Согласно их планам, население России, которое не входит в число «золотого миллиарда», не должно потреблять мировые ресурсы, по крайней мере, в том объеме, в котором оно потребляет их сейчас.