logo search
Гум

1.1. Закон «Тождества» и его принципы

Первый и наиболее важный закон логики — это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем: иметь не одно значение одного и того же предмета, значит фактически не иметь ни одного значения; а если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности - и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно об одном.

А мыслить (говорить) обо всем - значит не мыслить (не говорить) ни о чем.

Краткая формулировка закона: всякое понятие или суждение, умозаключение тождественно самому себе. И не могут быть подменены иными в процессе осмысления этих понятий и суждений.

Напомним, что «тождество» означает полное сходство, совпадение. .

Результатом применения закона тождества является определенность логического мышления.

Первый принцип мышления, вытекающий из этого закона, требует не допускать в процессе мышления, рассуждения замены какого-либо понятия другим понятием с иным содержанием, т.е. любая подмена понятий недопустима.

Это требование очевидно, но на практике такие подмены имеют место практически всегда. Ведь одну и туже мысль можно выразить на разных языках и в различной форме, что нередко приводит к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой. Многие языки содержат синонимы и омонимы, которые являются просто генераторами ошибок, связанных с нарушением первого закона.

Классический пример – понятия «объект» и «субъект», которое может привести к полной логической неразберихе. Например, в диссертациях часто пишут «объектом исследования является…», а далее «предметом исследования является…». Но «объект» в любой деятельности это «предмет», на который эта деятельность (и научная тоже) направлена.

Или: «Данный субъект, являясь объектом исследования, не может оказаться его субъектом…». А теперь переведем это на нормальный русский язык: «Данный познающий и действующий человек, как существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания, является объектом исследования, не может оказаться познающим и действующим человеком, существом, противостоящим внешнему миру…». И это написано в диссертации доктора наук!

Второй принцип, вытекающий из закона тождества, запрещает употреблять одно и то же понятие в разных значениях, создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т п.

Третий принцип: поскольку умозаключение (тезис) состоит из нескольких понятий, постольку этот закон требует, чтобы (1) все понятия, составляющие тезис, были точными, ясными и понятными всем (для этого часто необходимо объяснить в каком значении они понимаются рассуждающим).

Этот принцип также требует, чтобы:

(2) содержание основных понятий, которые будут использованы в дальнейших рассуждениях, было раскрыто сразу же до начала обсуждения темы (или, обязательно, по мере их употребления) и (3) однозначно понималось дискутирующими.

Критерий для аналитика, вытекающий из этого принципа: если в речи, статье индивид использует одновременно точные и неточные (неопределенные) понятия, то это следствие либо низкой логической культуры индивида, либо он, таким образом, пытается замаскировать эти неопределенные понятия понятиями точными, т.е. пытается манипулировать сознанием людей.

Четвертый принцип, вытекающий из закона тождества: при обсуждении проблем использовались понятия, принятые в той сфере деятельности (науки), которой принадлежит проблема и которые присущи именно этой сфере деятельности (науки). При обсуждении политических тем должны использоваться понятия, которые принятые в политике (политологии), а при обсуждении экономических – экономические и т.д. Это – заградительный барьер для весьма частых манипуляций сознания слушателей, читателей именно таким способом.

Например, для раскола российского общества, разобщения граждан используется такая подмена понятий: «Сталин, уничтоживший часть народа в процессе строительства в ХХ веке советского государства, был великим злодеем». Здесь в политическую тему (строительство государства) вносят понятие этики, очерняя выдающуюся государственную деятельность Сталина, под руководством которого было создано одно из влиятельнейших государств планеты. И с этой позиции он – Великий Политик-Стратег. Но если говорить с позиций «добра» и «зла» о репрессиях, сопровождавших это строительство «красной империи», об этической проблематике сталинизма с позиций современной морали, то следует признать, что Сталин (как, например, и Кромвель, и Наполеон) был Великим Злодеем.

Путем нарушения закона тождества появляются не только неясные высказывания (суждения), но и осуществляются манипуляции сознанием человека или целой аудитории.

Конечно, если закон тождества нарушается непроизвольно, по незнанию, тогда возникают просто логические ошибки. Но когда этот закон нарушается преднамеренно, то это может быть:

1) сделано для создания комического эффекта в литературном произведении, в анекдоте, частушке и пр.

Например: Один говорит: «Я сломал руку в двух местах». Второй ему в ответ: «Больше не попадай в эти места».

2) с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются не просто ошибки, а манипулятивные приемы, называемые софизмами.

Справка. Софизм (от греч. sophisma - уловка, выдумка, головоломка) - формально кажущееся правильным, но мнимое доказательство, ложное умозаключение, в котором обоснованность кажущаяся, ложная, т.к. основана либо на (1) преднамеренно неправильном подборе аргументов, либо на (2) преднамеренном нарушении законов и/или правил логики, либо на (3) использовании в данном случае неточных, неистинных и/или неправильных (по своему содержанию) понятий (здесь может быть умысел или логическая неграмотность), либо на (4) комбинации всех этих уловок.

Типичным софизмомявляется следующее рассуждение и умозаключение одного начинающего политика:«Что лучше для русского человека: социальная справедливость или демократия и свобода? Конечно же, социальная справедливость! А что может быть лучше социальной справедливости? Конечно же, ничто! Но свобода и демократия все же лучше, чем ничто, следовательно, они лучше социальной справедливости».

«Сегодня мы празднуем День защитника Отчества. День мужественных мужчин, которые защищали и защищают нашу Родину, наш народ, нашу страну, государство…» (из выступления одного видного политика).

Как видим, во всех приведенных примерах используется один и тот же прием: в одинаковых словах смешиваются различные значения понятий, ситуации, темы, одна из которых не равна другой, т. е. нарушается закон тождества. Вспомним, например, что, если понятия «Отечество» и «Родина» примерно тождественны и включают в себя понятие «народ», то понятия «страна» и «государство» не тождественны понятию «Отечество» и «народ». Ипервое,что просто бросается в глаза: подмена тезиса с помощью понятия, которое ему не соответствует.

Второе. А как быть с теми женщинами, которые защищали и защищают Отечество, находясь в армейском строю? Здесь вообще похоже на дискриминацию женщин! А ведь объявление дней праздничными является актом политическим (принимается законом государства).Третье.Следовательно, закономерен вопрос гражданина: «Какую политическую идею утверждали наши законодатели, заменяя День Советской Армии и Военно-Морского Флота на День защитника Отечества?»

Закон тождества кажется простым и очевидным. Но существуют не только случаи его неправильного применения (точней - неприменения), но также и неверные интерпретации этого закона.

Некоторые полагают, например, что из закона тождества следует то, что вещи всегда остаются неизменными, тождественными самим себе. Подобные интерпретации - просто неумение применить законы формальной логики к собственным рассуждениям.

Закон ничего не говорит о способности чего-либо к изменениям. Если применять его в этом смысле, то можно заявить только то, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается неизменной, то она остается неизменной. Словом, нельзя отождествлять и различные мысли, и нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.

Но закон тождества, требуя однозначности, определенности понятийного аппарата мысли, не препятствует развития мысли, использованию аргументации, предметного содержания мышления. Он просто создает формальное условие для этого.

Закон тождества требует только одного, а именно: он запрещает

(1) непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания используемых понятий (а значит и мыслей) или

(2) использование при доказательстве тезиса понятий, которые имеют иное содержание, не тождественное понятиям, составляющим тезис. Словом, этот закон запрещает обман и коварство, невнимательность и «логическую» халатность.