logo search
ИР

Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма

Сведения о распространении буддизма на острове основываются на местных мифах, легендах и исторических хрониках. Согласно им, Будда посетил остров, на котором правили демоны, нага (змеи) и ракшасы (злые духи). Сверхъестественные способности Будды помогли ему одержать победу и обратить жителей острова в свою веру.

В некоторых мифах жизнь и деяния Будды в Индии спроецированы на ланкийское общество, то есть Ланка считается родиной царевича Гаутамы. В Дипавансе («Островная хроника» IV века) и Махавансе («Великая хроника»V века) утверждается, что буддизм введён во времена царя Ашоки, когда на остров прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, привёзшие с собой останки Будды и отросток дерева Бодхи, под которым Гаутама достиг просветления. В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара, Четия-паббата-вихара, Тупарама и ещё несколько женских и мужских монастырей.

Во II веке до н. э. северная часть острова была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и были разгромлены царём Дуттагамани Абхая (правил в 101—77 до н. э.). При нём позиции буддизма ещё более укрепились, но в I веке до н. э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29—17 до н. э.) решил созвать четвёртое сангити в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении буддийских традиций. Был созван Четвёртый буддийский собор. 500 наиболее учёных монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях записали на пали тексты Винаи, Сутры и Абхидхармы и на сингальском языке комментарии к ним. В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхаягиривихара.