logo search
Лекция Навравления в Исламе

Накшбандия

Это братство (или орден) было основано Мухаммедом Бахааддином Накшбандом. Оно особенно активно в Дагестане и Туркмении и, по оценочным данным, охватывает не менее 10% верующих мусульман. Возможно, ссылка на цифру 300 тыс. при подсчете количества членов этого братства на территории бывшего СССР может оказаться правдоподобной. Причем, стоит заметить, что названное братство распространилось и на другие страны региона (Китай и Афганистан).

Как и во всех других братствах, адепты накшбандии — набожные мусульмане, которые привносят в обычную практику ислама обычаи, привитые их духовными наставниками. Во время посвящения, называемого «талкин», ученик дает клятву следовать по пути («тарика»), который приведет его к Богу. Ему вручается диплом «идижаза». Обряды заключаются в ежедневном чтении дополнительных молитв, которые иногда представляют собой бесконечное повторение одной и той же фразы. Раз в неделю и, кроме того, по случаю больших праздников или похорон совершается религиозная церемония - «зикр». Буквально этот термин означает «воспоминание Бога». Во время зикра слышны песнопения и молитвы, сопровождаемые иногда ритмическими движениями. Напомним, что и вертящиеся дервиши, члены братства в Турции, исполняют символический танец во время зикра.

Ученики должны также совершать бдения, посты и паломничество, они вносят до 30% зарплаты в общину, участвуют в ежегодных духовных собраниях, некогда устраивавшихся в особых «монастырях». Братства играли основную роль в поддержании мусульманских традиций в СССР и полулегально, часто с помощью аудио- видеокассет, проводили религиозную подготовку верующих, запрещенную тогда советской Конституцией.

Мюриды

Очень динамичный характер носит движение мюридов2, происходящее из Сенегала. Это одно из интереснейших явлений современного ислама. Оно было основано в конце прошлого века набожным мусульманином, шейхом Амаду Бамба. Успех его учения тут же вызвал недоверие у французских колониальных властей, которые увидели в нем опасность политических волнений. Шейх был выслан в Габон в 1895 г., где он провел 8 лет. Затем ему было предписано проживать в Сенегале. Он умер в Диурбеле в 1927 г.

Но, как часто случается, ссылка лишь укрепила престиж шейха. Он написал много работ по проблемам религии. Число приверженцев мюридизма настолько увеличилось, что после получения независимости Сенегалом в 1960 г. это движение стало одной из основных составляющих общественной жизни страны.

В чем же оригинальность движения мюридов?

Наверное, прежде всего в том, что его духовность связана со строгостью исламской и суннитской ортодоксии. Примечательно и то, что в этом движении внимание акцентируется на образовании и труде: адепты («талибы») по указанию своего духовного наставника упорно и бескорыстно работают на благо общины. Этот наставник, называемый шейхом, подчиняется непосредственно главному халифу мюридов («великому марабу»), находящемуся в городе Туба (его штаб-квартира расположена в 150 км от Даккара). Строгая дисциплина мюридов придает движению сплоченность и силу. Щедрость талибов приносит шейхам и великому марабу финансовые средства, необходимые для их существования, а менее щепетильным обеспечивает собственное благополучие.

Наличие личной власти главного халифа ведет к тому, что мюридизм часто ассимилируется с одним из многочисленных мусульманских братств — «тарика» (арабское слово), которое характеризуется верностью учению наставника. Однако мюриды не согласны с тем, чтобы их рассматривали как братство, и заявляют о своей приверженности к суфизму. В книгах основателя движения — Амаду Бамба — значительное место отводится медитации верующих.

Другие примечательные особенности мюридизма: земля — собственность общины; не существует нищенства, так как каждый мюрид работает; непротивление — священный принцип: шейх Бамба говорил, что «если человек не имеет права лишить себя жизни, что будет с ним, если он отважится лишить жизни другого?».

Личная связь талиба со своим шейхом, суровая жизнь общины свидетельствуют о мюридизме как об очень сплоченном религиозном ордене: его адепты даже используют особый словарь.

Наиболее показательным проявлением могущества мюридизма является ежегодное паломничество в Тубу, называемое «волоф де магал» («поминовение»). Оно происходит 18-го числа лунного месяца сафара и собирает многочисленные толпы верующих. Мечеть в Тубе, рассчитанная на 5000 мест, с минаретом высотой 87 м., самая большая в Сенегале и одна из крупнейших в мире.

Большой наплыв верующих во время этого паломничества объясняется наличием соответствующего предписания в учении мюридов (его иногда рассматривают как ересь за то, что Туба заменяет Мекку). Однако, хотя мюриды и присваивают звание хаджи паломнику Тубы, они не отрицают пятый «столп ислама» — паломничество в Мекку. Они считают (и это строго соответствует Корану), что паломничество в Мекку не является обязательным и касается лишь тех, кто имеет на это средства. Первая обязанность мусульманина — содержание семьи. Мюриды мало симпатизируют ваххабизму Саудовской Аравии, как и любой другой форме ислама, слишком проникнутой арабизмом.

Численность мюридов трудно определить. По данным двадцатилетней давности, их насчитывалось в Сенегале около 400 тыс. За пределами этой страны движение имеет мало приверженцев. Во Франции можно встретить мюридов в магрибской общине, а также среди французов, выходцев с Антильских островов. Однако цифры, приведенные руководителями мюридов, — 10 млн. человек (в том числе 4 млн. в Сенегале), то есть 60% населения, — кажутся преувеличенными. Однако можно полагать, что цифра 1 млн. вполне правдоподобна.