Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
Христианское вероучение основывается на Священном Писании – Библии и Священном предании – творениях отцов церкви, определениях Вселенских соборов. Однако раннее христианство этих источников не имело. Существовала длительная устная традиция распространения христианства путем проповедей, рассказов, «благовествования». Первыми жанрами нарождавшейся христианской литературы были откровения записи видений, предвещавших конец света), послания (письма сторонникам учения, предназначенные разрешать частные вопросы, поддерживать вероучительное единство между рассеянными общинами), записи поучений и высказываний первых проповедников, преданий об Иисусе и апостолах. Постепенно писаний становилось все больше и больше. В первые века в разных общинах появлялись различные евангелия, деяния отдельных лиц. Известны сочинения того времени: евангелия Петра, Андрея, Варфоломея, Луки, Иоанна, два евангелия Фомы, разные версии Евангелия от Матфея, так называемое «Евангелие Истины». Были евангелия, именовавшиеся по названиям групп, в которых они почитались: евангелия назореев, эбионитов, евреев. Существовали также и иные книги: Апокалипсис Петра; послания Павла к лаодикийцам, александрийцам и переписка его с Сенекой, Петрово проповедание, Учение 12 апостолов («Дидахе»), «Пастырь» Гермы, принадлежащий к жанру откровений, и др. Перед клиром встала необходимость произвести отбор сочинений, которые могли почитаться как священные, подлинные. Отбор книг продолжался длительное время. Император Константин, стремившейся разобраться в междоусобной борьбе христиан, потребовал от епископов составить перечень священных книг, чем ускорил процесс работы над каноном. Целью Константина было объединение церкви на основе единого учения и централизованного управления, соответствовавшего централизованному управлению империей. Но только много позже смерти императора Константина на Лаодикейском соборе 363 года был установлен перечень канонических произведений для всех общин. Окончательно же список книг Нового Завета был утвержден на Карфагенском соборе в 419 году. Произведения, включенные в состав Нового Завета: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные семь посланий, согласно традиции, написаны: Иаковым – 1 послание, Петром – 2 послания, Иоанном – 3 послания и Иудой – 1 послание) и Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Они почитаются христианами как боговдохновенные и священные. Все остальные произведения были отнесены в церковной традиции к числу апокрифических. Во II – III вв. в числе христиан появляется большое количество людей образованных, воспитанных на литературной традиции эллинистического мира. Время поставило перед ними задачи осмысления христианского вероучения в целостном виде и на более глубинном уровне. Интенсивное распространение христианства, рост его популярности и меньшая замкнутость сделали актуальной его апологию (защиту, обоснование). Необходимо было также отмежеваться от иудаизма, национальных религий, философии и тех учений, или идейных направлений, распространенных в эту эпоху, которые представляли собой сплав восточных религий, аллегорических толкований мифов и античной философской мысли. Особенно острой критике христианские авторы II-III вв. подвергали дуолистические учения гностиков и манихеев. Сочинения апологетов отличаются от позднейших богословских произведений, поскольку догматика еще не выработана и традиция не установилась. Постепенно формируются богословские школы. Христианские богословы для более глубокого обоснования учения пользовались и светскими науками, и философией. Особенно большое значение в становлении развития богословия имели Александрийская и Антиохийская школы. Александрийская школа, представителями которой были Климент (ум. в 216 г.), Ориген (ок. 185-254), Афанасий (293-373), Евсевий Кесарийский (ок.260-340), прославилась аллегорическим методом толкования Священного Писания, привлечением идей и методов из философского арсенала (в особенности платонизма и неоплатонизма) к богословской экзегезе. Антиохийская школа, к которой принадлежали Лукиан (220-312), Кирилл Иерусалимский (315-386), Иоанн Златоуст (347-407) и др., сформулировала отвергающую иносказание рационалистическую экзегетику с использованием аристотелевской логики, методов исторического и грамматического толкования Писания. Борьба школ способствовала развитию христианской догматики. В основном христианская догматика складывается в период IY – YI вв. Формирование и окончательное утверждение догматов происходило на церковных соборах. Важная роль в процессе выработки догматических «формул» принадлежит каппадокийским богословам IY в. Григорию Назианзину (ок.330 – ок. 390), Василию Кесарийскому (ок. 330 – 397), Григорию Нисскому (ок. 335 – 394). Большой вклад в развитие христианского богословия внесли также Отцы западной церкви, такие как Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397), Иероним Блаженный (340/350 – 420), Августин Аврелий (354 – 430), Григорий Великий (ок. 540 – 604) и др.
- Вопрос 1: Основы теории религии
- 2. Частные теории происхождения религии
- Вопрос 2: сущностные характеристики религии
- Вопрос3: религиозное сознание
- Вопрос 4: функции и роль религии
- Вопрос5: религия как общественная подсистема
- Вопрос1: эволюция, формы и черты религиозного сознания Тенденции эволюции и отмирания религиозного сознания
- Формы религиозного сознания
- Вопрос2: эмоционально-чувственные компоненты религиозной трактовки морали
- Вопрос4: роль мировых религий в консолидации этнополитических общностей
- Вопрос1: Характеристика свойств светского государства
- Вопрос2: политико-правовые аспекты взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений Система правового регулирования государственно-религиозных отношений в современной России.
- Роль государственных институтов в реализации отношений между государством и религиозными объединениями в современной России
- Вопрос3: нормативно-правовая база религиозной политики в Российской Федерации
- Вопрос4: взаимоотношения государственных институтов и религиозных объединений
- Вопрос1: возникновение буддизма
- Легенда о Будде
- Учение Будды Возникновение учения
- Вопрос2: основные идеи и направления буддизма
- Основные направления буддизма
- Вопрос3: буддизм в Китае, Индокитае, Шри-Ланке
- Современный буддизм в Китае
- Буддизм в Шри-Ланке История проникновения буддизма
- Развитие буддизма
- Современное состояние
- Вопрос4: ламаизм
- Этические нормы Ламаизма
- Вопрос2: идейные предшественники христианства
- Вопрос3: формирование Нового Завета и возникновение христианского богословия
- Вопрос4: внутри церковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
- Вопрос1: социально-политическая обстановка в Аравии накануне зарождения ислама
- Вопрос2: мусульманское вероучение и культ
- Вопрос3: основные направления в исламе
- Вопрос4: исламские регионы России
- Вопрос1: исламский «ренессанс» в политической жизни мирового сообщества
- Вопрос2: особенности цивилизационного развития исламского мира
- Вопрос1: возникновение и формирование Танаха
- Вопрос2: Талмуд как основа законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс верующих евреев
- Вопрос3: система философских взглядов Каббалы
- Вопрос4:кодекс еврейского права- «Шульхан – Арух»
- Вопрос5: роль иудаизма в современном политическом процессе Израиля
- Вопрос1: возникновение, эволюция и основные направления индуизма
- Вопрос2: индуизм в политической жизни современной Индии
- Вопрос3: духовные и цивилизационные основы индийского общества
- Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»
- Вопрос2: новые религиозные движения в России
- Вопрос3: формирование и развитие представлений о свободе совести Свобода совести и отношения государства и церкви до 1917 г.
- Свобода совести и отношения государства и церкви при Советской власти
- Новое законодательство о свободе совести
- Вопрос1: утверждение ислама среди башкир
- Вопрос2: политика царского правительства в Башкортостане в XVI-XVII вв.
- Вопрос3: февральская революция 1917 года и демократизация государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане
- Вопрос5: политика государственной власти Республики Башкортостан на современном этапе – равенство всех религиозных организаций
- Вопрос1: религия, традиции, опыт и национальный характер в политической культуре общества