logo search
ИР

Вопрос1: особенности и классификация «нетрадиционных культов»

Новые «нетрадиционные культы» предс­тавляют специфический тип религиозной организации. В них, как правило, отсутст­вует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций не­редко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным цен­ностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито «мы-чувство». Внутренняя жизнь регла­ментируется уставами и правилами, предусматривающими проце­дуру вступления и обязательства перед общиной. В то же время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют жесткие институальные структуры, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религиозно-фило­софских трактатов. Таковы, например, объединения, относящиеся к движению Нью Эйдж («Новый век»). Культ в этих новых общинах преимущественно коллективный, используются психотехнологии, психотерапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в группе. Организации религий «Нового века» действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно условно разделить на несколько групп.

1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация» и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) —пробуждение в человеке имманен­тного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс Медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение

мантр — специальных слов или сочетаний звуков, которым при ется мистический смысл. Вероучительные особенности отходят! задний план, на передний выступает следование истинному щ личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами.

2.     Неохристианские объединения — это «Церковь объедине* «Семья Детей Бога» и др. Для этих культов характерен синкрет христианской идеологии с элементами восточных религий, центрование эсхатологии и мессианства, наделение руковод статусом посланника Бога, сообщающего новое открове! высшие нравственные предписания.

3.     Сайентологическое направление образуют «Церковь сайе* логии», «космические религии» и пр. В этих культах разлив физическим приборам приписывается мистическое значение, верждается возможность регистрации или даже измерения действия  на  физическую,  биологическую природу не| неизвестных и таинственных высших реальностей и фактор Мистически трактуются неисследованные явления психики и ов жающей природы.

4.        Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранивши

традиционными колдунами, шаманами, гадателями все бол

авторитет получают новые магические учения и инст

соединяющие воззрения и практики восточных и западных, дре!

и современных традиций, а также спонтанное творчество нов

колдунов и гадателей. К таким течениям можно отнести, напри

учение   Карл оса   Кастанеды,   основанное   на   мифолог

мексиканских индейцев. Значительное распространение пол>

спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Ев{

и Северной Америке, практикующие общение с душами умери

5.   «-Сатанинские» группы. Сатанизм пришел из древнего Иг.

его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы

величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистичес*

источниками зла —демонами, сатаной и др. «Общество Сат

например, провозглашает себя сознательным носителем зла]

антиподом христианства.

Между первыми четырьмя группами культов нет четких i деление весьма условно. Так, «Тржсцендентальную ме,л учение Махариши Махеша Йоги можно отнести и к сайм логическим культам. «Церковь сайентологии» Хаббарда воспр* некоторые идеи буддизма, в частности достижение состояния ] реннего покоя и безмятежности (нирвана). Неохристианские : ты используют медитацию, заимствованную из восточных сис магию. В то же время неоориенталистские учения зачас заимствуют свой понятийный аппарат из христианской и свете» западной философий. В целом это синтетические, а эклектичные культы.

Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.

Обратим внимание на особенности «нетрадиционных религий».

Нетрадиционные культы формируются как разновидность харизма­тических культов. Приведем их основные особенности.

1.    Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он об­ладает новым уникальным “откровением" относительно Бога и реаль­ности.

2.    Лидер создает особую “семью", или коммуну, в которой его на­зывают “отцом".

3.    Лидер устанавливает обязательные для всех правила поведения, но сам не обязательно следует им.

4.    Группа придерживается катастрофически-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего иму­щества, меняют место жительства.

5.    Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

6.    В новых организациях доминирует коллективный культ, исполь­зуются “техника" психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптации к группе.

Исследователи нетрадиционных культов выделяют такие их разно­видности:

1.    Неохристианские объединения — Церковь объединения, Дети Бога, Церковь тела Христа и др. Для этих вероисповеданий характер­но стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероу­чения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, “живого Бога", со­общающего людям новое откровение и высшие нравственные пред­писания.