13.Хасиди́зм
Хасиди́зм (от ивр., хасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население РП и прилегающих территорий.
Каббала
Хасидизм основывается на Каббале, которая трактуется под углом зрения нравственного совершенствования и судеб еврейского народа. Так, сфироты воспринимаются как ступени нравственного совершенства: хесед — милость, гвура — доблесть, тиферет — гармония. Хранителями божественного начала (Шехины) на Земле признаются исключительно евреи, никто из которых не может совершенно отпасть от Бога (даже лжемессии вроде Шабтая Цви). Однако Бог даже в евреях присутствует неравномерно, поэтому специфическими в хасидизме являются концепции двекут и цадикизм
Двекут
Хасиды особое внимание уделяют переживанию присутствия Бога в мире, что обозначается термином двекут. Отсюда большое количество мистических и экстатических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, через песни и танцы. Хасидизм считает достижение веселия фундаментальным принципом религиозной практики. В отличие от нехасидских практик, хасидизм придаёт большое значение молитве как средству общения с Богом, который по своей природе добрый, а не карающий
Цадикизм
Рабби Элимелех из Лежайска выработал принцип цадикизмa o том, что хасидский цадик (букв.праведник) или ребе посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку (ивр. פדיונים, пидйоним), чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (ребе) «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». Место цадика или ребе передавалось по наследству по мужской линии, хотя на практике наследовали титул племянники, зятья, а то и верные ученики\ Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком или рeбе, должность и титул которого передаются по наследству.
Молитва и пути служения
Хасидская молитвенная практика помогает медитации, сопровождается характерным пением без слов, резкими телодвижениями. Хасидские молитвы сопровождаются мелодиями (нигун), ставшими хорошо известными благодаря клезмерской музыке.
По большей части хасиды придерживаются нусаха (молитвенный стиль) «Сфарад» (не путать с нусах сефардов), который отличается от ашкеназского нусаха, изменениями, которые основываются на учении каббалиста XVII века рабби Ицхака Лурия (Аризаль). Некоторые из хасидов (в основном — любавичские хасиды) используют нусах, называемый нусах Ари. Как и все ортодоксальные евреи, хасиды молятся на иврите (немногочисленные вставки — на арамейском языке), подавляющее большинство придерживаются одной из разновидностей ашкеназийского произношения. Во многих хасидских группах принято проводить обучение на идише.
Хасиды рассматривают молитву как одну из наиболее важных религиозных практик. Характерная особенность хасидских молитв, вызывающая ожесточенное сопротивление в нехасидских ортодоксальных кругах, — почти полный отказ от традиционного молитвенного расписания (зманим), особенно для утренней молитвы.
Хасиды США и Латинской Америки
Около двух миллионов евреев иммигрировали из Российской империи (включая Царство Польское) в США с 1881 по 1915; иммиграция в Палестину, Аргентину, Бразилию и другие страны также была значительной. Многие из них были выходцами из хасидских семей. Однако, придерживаться традиций пытались немногие из них, да и тем это удавалось весьма редко, особенно во время Великой депрессии, когда было необходимо выходить на работу по субботам.
Лишь из-за эмиграции в связи Холокостом в США появились настоящие хасидские общины: Сатмар, Любавич (Хабад), Бреслов, Бобов, Сквира, Вижниц, Санц (Клойзенбург) Пупа, Мункач, Спинка, и другие. Многие хасиды компактно проживают в разных частях Бруклина, в первую очередь, в Боропарке, Уильямсбурге и Краун Хайтс, а также в таких городках штата Нью-Йорк, как Кирьяс-Джоэль, Монси, Монро и Нью-Скуэр.
- 2Типология религий
- 3 Социальные и психологические корни религии. Её функции.
- 4Тотемизм
- 5. Анимизм
- 6 . Фетишизм
- 7. Магия
- 8 Политеизм
- 9Язычество древних славян
- 10Религия древних кельтов
- 11.Религия древних германцев.
- 12. Иудаизм в европе и америке
- 13.Хасиди́зм
- 14.Ислам в Северной Америке и Европе
- 15. Буддизм Европы и Америки.
- 16. Индуистские культы в Европе и Америке.
- 18.Особенности православного вероучения.
- 21.Церковные реформы середины 17 в. В России и их значение.
- 22. Православная Церковь в Российской империи.
- 24. Православное сектантство.
- 26. Униатство.
- 28. Православие в современном мире: новые тенденции и традиции.
- 29. Западное христианство (до раскола 1054 г.). Апологетика. Патристика.
- 30.Католическая Церковь в средние века и новое врем.
- 31.Католический культ
- 32.Учение католической церкви
- 33.Социальная доктрина совр католич церкви
- 34. Католицизм в новейшее время: традиции и эволюция.
- 35.Ранняя реформация уиклеф. Гус
- 36.Лютеранство
- 37.Англиканство
- 38.Цвинглианство
- 39. Кальвинизм
- 40. Протестантское вероучение
- 41.Отправление культа в протестантизме
- 42.Протестантская этика
- 43.Неопротестантизм
- 44.Современные неортодоксальные течения и культы.
- 45. Религии древней Америки.
- 46. Африканские неокульт ( вуду, сантерия и т.П.) в Европе и Америке.