logo
Otvety_Brovkin

22. Православная Церковь в Российской империи.

Реформы [[Реформы Петра 1|Петра I]] коснулись и положения православной церкви. В этой области он осуществил две задачи: ликвидировал экономическое могущество церкви и полностью подчинил ее государству по организационно-административной линии.

В 1701 г. специальным царским указом был восстановлен ликвидированный в 1677 г. Монастырский приказ по управлению всем церковным и монастырским имуществом. Это было сделано для того, чтобы принять от церковных властей по точной и подробной описи все их поместья, промыслы, села, здания и наличные капиталы, с тем чтобы в дальнейшем управлять всем имуществом, не допуская вмешательства духовенства.

Государство встало на страже соблюдения верующими своих обязанностей. Так, в 1718 г. был издан указ, устанавливающий строгие наказания за отсутствие на исповеди, непосещение церкви в праздничные и воскресные дни. Каждое из таких нарушений каралось денежным штрафом. Отказавшись от преследования старообрядцев, Петр I обложил их двойным подушным налогом.

Помощником Петра I по церковным делам был бывший ректор Киево-Могипянской академии, которого он назначил епископом псковским, - Феофан Прокопович. Феофану было поручено написание Духового регламента - указа, провозгласившего упразднение патриаршества. В 1721 г. указ был подписан и разослан для руководства и исполнения. В 1722 г. было опубликовано Прибавление к Духовному регламенту, окончательно закрепившее подчинение церкви государственному аппарату. Во главе церкви был поставлен Святейший правительственный Синод из нескольких высших церковных иерархов, находившихся в подчинении светского чиновника, который именовался обер-прокурором. Обер-прокурора назначал сам император. Нередко эту должность занимали военные.

Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Через Синод государь контролировал церковь, которая должна была выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием; запись актов гражданского состояния; наблюдение за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было, нарушая тайну исповеди, доносить о замеченных им действиях, угрожающих государству.

Указ 1724 г. был направлен против монашества. В указе провозглашалась бесполезность и ненужность монашеского сословия. Однако Петр I не решился ликвидировать монашество, он ограничился предписанием превратить некоторые монастыри в богадельни для престарелых и отставных солдат.

Со смертью Петра некоторые церковные деятели решили, что можно будет возродить патриаршество. При Петре II наметилась тенденция к возврату старых церковных порядков, но вскоре царь умер. Взошедшая на престол Анна Иоанновна опиралась в своей политике относительно православной церкви на ставленника Петра I Феофана Прокоповича, и старые порядки были возвращены. В 1734 г. был издан закон, действовавший до 1760 г., об уменьшении числа монашествующих. Принимать в монахи разрешалось только отставных солдат и вдовых священников. Проводя перепись священников, правительственные чиновники выявляли постриженных вопреки указу, расстригали и отдавали в солдаты.

Екатерина продолжила политику секуляризации в отношении церкви. Манифестом от 26 февраля 1764 г. большая часть церковных земель была отдана в ведение государственного органа — Коллегии экономики Синодального правления. Для монастырей были введены «Духовные штаты», поставившие монахов под полный контроль государства.

Начиная с конца XVIII столетия правительственная политика в отношении церкви меняется. Церкви возвращается часть льгот, имущества; монастыри освобождаются от некоторых повинностей, их число растет. Манифестом Павла I от 5 апреля 1797 г. император был объявлен Главой Русской православной церкви. С 1842 г. правительство стало выдавать казенное жалованье священникам как лицам, находящимся на государственной службе. В течение XIX в. правительство предприняло ряд мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование. Русские миссии, помимо христианского вероучения, несли грамотность и новые формы быта народам Сибири и Дальнего Востока. Православные миссионеры действовали в Америке, Китае, Японии, Корее. Развивались традиции старчества. Движение старчества связано с деятельностью Паисия Величковского (1722-1794), Серафима Саровского (1759- 1839), Феофана Затворника (1815-1894), Амвросия Оптинского (1812- 1891) и других оптинских старцев.

23. Старообрядчество. Старообря́дчество— совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Крупнейшее старообрядческое объединениев современнойРоссии—Русская Православная Старообрядческая Церковь— относится к поповцам.

Течения старообрядцев: поповцы (единоверие,белокриницкое согласие и беглопоповцы) и Безпоповство (федосеевцы, аристовцы , нетовцы и др.)

Поповство.Одно из самых широких течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.Поповцы приемлют все7 таинств христианстваи признают необходимостьсвященниковприбогослуженияхи обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.

Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев,Донская область,Черниговщина,Стародубье. ВXIX векекрупнейшим центром поповства стала общинаРогожского кладбищавМоскве, в которой ведущую роль играли владельцымануфактур.

Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название «беглопоповцы». В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо, в противном случае, были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов. В XVIII векебыло известно несколько самозваных епископов (Афиноген,Анфим), которые были разоблачены старообрядцами.

При приёме беглых новообрядческих священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦи возможности приема трехпогружательно крещеных новообрядцев в том числе священство 2-м чином (через миропомазание и отречение от ересей), в виду того, что Апостольская преемственность в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.

В 1846 году, после перехода в старообрядчествомитрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство. Большая часть старообрядцев приняла старообрядческую иерархию, но третья часть перешла в беспоповщину.По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых — дониконианских — обрядов, богослужбных книг и церковных традиций.

Численность поповцев на конец XX векасоставляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях). В настоящее время поповцы делятся на две основные группы:Русская православная старообрядческая церковьиРусская древлеправославная церковь.

Единоверие.В 1800 годунебольшая часть поповцев перешла под юрисдикциюРПЦ, сохранив всю дореформенную обрядность. Для них была создана отдельная структура —Единоверческая церковь. Это течение имеет законное священство,хиротоническуюпреемственность и евхаристическое общение с сообществомпоместных Православных церквей. И сегодня в лоне Русской Православной Церкви существует единоверие(православное старообрядчество) — приходы, в которых сохраняются все дореформенные обряды, но при этом они признают иерархическую юрисдикциюРПЦиРПЦЗ(см. например: преосвященныйИоанн (Берзинь), епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющийединоверческимиприходами РПЦЗ).

Беспоповство.Возникло в XVII веке после смерти священниковстарого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. По каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Старообрядческие священники дониконовского поставления скоро умерли. Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «истинного» духовенства, сформировала беспоповский толк. Старообрядцы (именуемые официально какдревлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами.

Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движении возникли новые разделения и образовались новые согласия:даниловское (поморское),федосеевское,Филиповское,часовенное,спасово,аристовои другие, более мелкие и экзотические, вродесредников,дырниковибегунов. ВXIX векекрупнейшим центром беспоповства стала общинаПреображенского кладбищавМоскве, в которой ведущую роль играли старообрядческие купцы и владельцымануфактур. В настоящее время крупнейшее объединение беспоповства —Древлеправославная поморская церковь. К числу беспоповских согласий в ряде случаев относили и относят некоторые псевдохристианскиесектына том основании, что последователи этих сект также отвергают окормление официальным священством.

Богослужебно-обрядовые особенности. Отличия «древлеправославной» службы от «новообрядческой»:Двуперстиеприкрестном знамении,Крещениепутем троекратного полного погружения,Исключительное использованиевосьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия), Написание имениИсус с одной буквой «и», без никонианского добавления второй буквы Иисус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа,не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр.Церковное пениеостаётся строго монодическим, унисонным,богослужение проходит поИерусалимскому уставув версии древнерусскоготипикона«Церковное око», нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью, не используютсяакафисты(за исключением «Акафист о Пресвятей Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения, не служится великопостная служба Пассия, имеющаякатолическоепроисхождение, сохраняются начальные и исходныепоклоны, поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы):крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время, ВеликойАгиасмойсчитается вода, освящённая в навечериеБогоявления,Крестный ходсовершается по солнцу (по часовой стрелке), в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п., более широко используютсяпогласицыв церковном чтении, сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалтырь, Иеросалим, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)

Символ веры. В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убрансоюз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложениидогматови были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

Богослужебное пение. После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения).

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии,ЛитвеиЭстонии, вМолдавии,Польше,Румынии,Болгарии,Украине, вСША,Канадеи ряде странЛатинской Америки, а также вАвстралии.Крупнейшее современное православное старообрядческоерелигиозное объединениевРФи за ее границами —Русская Православная Старообрядческая Церковь(Белокриницкое согласие, осн.1846), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.Древлеправославная Поморская Церковь(ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Духовно-административный центрРусской Древлеправославной Церквидо2002 годанаходился вНовозыбковеБрянской области; с тех пор — в Москве. Общая численность старообрядцев вРоссии, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.