logo
Otvety_Brovkin

33.Социальная доктрина совр католич церкви

Из всех христ конфессий Католич церковь обладает наиболее развитым социальным учением. Это обусловлено тем, что она имеет обширный опыт выполнения светских функций в период Средневековья, а позднее и взаимодействия с о-вом и гос-м в условиях демократии. Одним из осн факторов формир соц доктрины католицизма была утрата им в Новое время доминирующего положения в о-ве и конфликт с новой политич и экономич элитой, защищающей идеалы либерализма. Католич церковь постепенно стала понимать, что выполнение функций светской власти и сотр-во с гос-м в деле установления христианского порядка на земле не явл ее основн ролью. Катол церковь признала необходимость новой «евангелизации» совр мира и постаралась выработать адекватные ему соц учения. Принципиальное положение католич социальной доктрины – признание прав и свобод личности. Папы одними из первых, в первой трети XX века, признали второе поколение прав человека - блок соц-эконом прав. Признание первого поколения прав человека – политич и гражд – далось церкви гораздо труднее. Важнейшие вехи их признания – II Ватиканский Собор и деятельность Иоанна-Павла II, которого часто называют «Папой прав человека». Со времен II Ватиканского Собора Катол церковь рассматривает защиту прав человека как одну из своих основных функций. Бог, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Все люди равны, уникальны, причастны Богу, свободны и отвечают за свои поступки. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав. В силу этого никто не может покушаться на свободу и достоинство человека. Даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. Естественные права в трактовке католичества состоят из двух «поколений» прав – возникших до грехопадения, при творении человека (напр., право на жизнь), а также в рез-те грехопадения (напр., право частной собственности). Установление свободы совести также является требованием естественного права. В декретации было отмечено, что соц природа чел обусловливает право каждого исповедовать свою религию совместно с другими. Религ общины имеют право свободно действовать, в том числе не встречать противодействия властей, учить своей вере, осуществлять социальное служение. Нарушением религ свободы является «навязывание гражданской силой исповедания или отвержение от той или иной религии». Конечно, прямых слов о признании прав новых религ движений нет, и вряд ли можно их ожидать от католич церкви. Однако Ватикан отказался от требований ограничения прав «нетрадиционных» конфессий, противопоставления традиционных и иных конфессий. ОтношКатол-ва к гос-ву и обществу базируется на принципах солидарности и субсидиарности. Принцип солидарности выражается в разрешении соц-эконом проблем, справедливое распределение благ и оплаты труда. В соответствии со вторым принципом субсидиарности общности более высокого уровня должны выполнять лишь те задачи, которые общности более низкого уровня выполнить не могут, а также помогать им координировать действия с др общественными институтами. В частности, гос-во должно выполнять те функции, кот не могут выполнить институты граждго-ва. Одинаково неприемлемы христ учению и обожествление гос-ва, и теократия - обоснование передачи церкви каких-либо функций светской власти. Признание прав личности и отказ от претензий на светскую власть были важнейшим шагом в развитии католического социального учения. В то же время гос-во исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям признается католич церковью, но с существ оговорками. Должны быть исчерпаны все правовые способы борьбы с произволом властей, в том числе и международные. Приоритет отдается мирным способам протеста.