logo
Otvety_Brovkin

3 Социальные и психологические корни религии. Её функции.

Социальные корни религии

Социальные корни религии — это те объективные условия общественной жизни, которые необходимо рождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из этих условий связаны с отношениями людей к природе, другие — с отношениями между людьми.

Бессилие в борьбе с природой

Религия в первобытном обществе возникла в результате низкого уровня развития производительных сил. Низкий уровень развития производства не давал людям возможности практически овладеть силами природы. Окружающий первобытного человека мир природных явлений выступает по отношению к нему как нечто враждебное, таинственное и могущественное.

Бессилие первобытных людей в борьбе с природой проявлялось и ограниченности, слабости средств их практичного воздействия на окружающий мир. Будучи не и состоянии реальными средствами обеспечить желательный для них результат, первобытные люди прибегали к мнимым, иллюзорным средствам, т. е. к религии.

Трудовую деятельность первобытного человека, которая слаба, ограничена в средствах, не может постоянно обеспечивать требуемый результат, дополняет магия. Она выступает как ложный, иллюзорный заменитель реальных средств воздействия людей на природу.

Господство сил природы над людьми определяется не их естественными свойствами и закономерностями (последние не меняются в ходе исторического развития), а характером отношений людей к природе. Указанный источник религии принадлежит к числу социальных факторов.

В результате совершенствования средств труда и всей системы материального производства люди все полнее овладевают силами природы, все меньше остаются в ее слепом подчинении. Следовательно, постепенно исчезает один из важных корней религии.

В ряде случаев религиозные чувства направлены на реальные объекты (чудотворная икона, святые мощи), которым приписываются сверхъестественные свойства.

Психологические корни религии

В возникновении религии большую роль играли и играют эмоциональные состояния людей, их настроения, чувства, переживания.

Религию рождает не всякое чувство страха. Лишь постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе и страх как повторяющееся переживание, могут создать благоприятную почву для усвоения индивидом религиозных верований и представлений. У людей слабых, не обладающих большой силой воли и твердостью характера, благоприятную почву для восприятия религиозных идей о личном бессмертии, загробной жизни может создать страх смерти.

Помимо страха благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных эмоций, прибегая нередко к помощи религии.

Основные функции (роли) религии

  1. Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

  2. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

  3. Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

  4. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

  5. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

  6. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

  7. Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

  8. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.