logo
Otvety_Brovkin

8 Политеизм

Политеизм (греч., лат.многобожие). Античный П. не был дальнейшим развитием доисторич. полидеймонизма, но результатом историч. соединения отдельных поселений с их собств. богами в коллективы больших размеров. П. возник в раннеклассовом обществе, когда функциональное разделение и создание иерархии богов осуществлялось аналогично иерархич. структуре общества, т. е. происходило выделение гл. среди божеств и формирование генеалогически организованного пантеона. Построенная т. о. система в целом не имела значения для практич. благочестия, в котором доминировали автохтонные силы. Кроме того, божество почиталось в значительной мере независимо от культов других богов. Эллинизм и в особенности восточные искупительные религии вроде иудаизма, христианства, манихейства или церванизма создавали предпосылки монотеистич. идей, то же можно сказать и о «солнечном боге» поздней античности. Этот процесс был облегчен античным синкретизмом, слившим воедино различных богов. Религиозная философия Стой, так же как неоплатонизм и неопифагореизм, завершилась в пантеизме. Но в пантеизме остались и типичные символы П., которые содержали групповые изображения тройств, семериц, восьмериц, девятериц.

Выделяют различные виды политеизма:

-анимизм — культ одушевления предметов, источником которых служит вмешательство духов и демонов;

-фетишизм — культ материальных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами;

-тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой;

-зоолатрия — культ поклонения животным;

-сабеизм — культ обожествления звёзд, планет и других небесных тел, тесно связанный с магией и астрологией.

Культ хтонических божеств (хтонических существ) - почитание божеств земли и природы.

Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности

пантеон — ие­рархически упорядоченная совокупность богов. По мере централизации гос власти в политеист религиях выделяется гл божество, отодвигающее остальные на второстеп роли. Сильны пе­режитки анимизма, тотемизма, фетишизма. Однако определяющ фактором является уже социальная структура, а не природная среда. Ряд политеист религий дожил до наших дней (индуизм, синтоизм), претер­пев изменения, другие же исчезли вместе с гос-ми (религии Др Египта и Междуречья, Эллады, Рима).

+ сурс