logo
Otvety_Brovkin

24. Православное сектантство.

После раскола церкви и Никоновских реформ (собор 1667г), сXVIII в. в России возникают различные мистические секты. 17в - секта «божьих людей» — христововеров. Хлыстами их называло православное духовенство, т.к приверженцы секты являются Христами, живыми воплощениями Христа. Основатель – крестьянин Даниил Филиппович.

Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». В современной религиоведческой литературе как равнозначные используются термины «хлысты» («хлыстовщина») и «христововеры» («христовщина»). Отдельные общины хлыстов называются «кораблями». Они понимаются в качестве «внутренней», тайной церкви в отличие от «внешних» православных церквей. Эти корабли совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого стоит «кормщик», называемый также Богом, Христом, пророком, апостолом и т. п. Каждый кормщик в своем корабле пользуется неограниченной властью и громадным уважением. Бывает ещё «кормщица», которая называется также «восприемницей», «пророчицей», «богородицей», «матушкой» и т. п.

Вероучение

Хлысты учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй — Сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. С этим взглядом у хлыстов соединяется учение о воплощениях Божества в человеке, раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путем естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

В целом хлысты провозглашают строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Человеческое тело, согласно их воззрениям, греховно и есть наказание за первородный грех. По некоторым свидетельствам, признается переселение душ. Отрицаются священники, святые, государство, священные книги, так как ещё Данила Филиппович собрал все книги и утопил в Волге, заповедовав верить только в Святой Дух.

Обряды

Хлысты не признают церковную обрядность, хотя в целях конспирации могут посещать православные церкви. Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния экстаза. Иногда они заканчивались сексуальными оргиями, что не вполне достоверно. Во время радений исполнялись собственные духовные песни, являющиеся важным источником для понимания мировоззрения хлыстов.

Позднее от этой секты откололись так называемые скоп­цы, которые с целью полного уничтожения «греховных» плот­ских влечений подвергали себя кастрации и духовное христианство. Возникали и рационалистические секты, представители ко­торых, как некогда неоплатоники и гностики, пытались истол­ковывать христианское вероучение с позиции разума. К ним от­носятся духоборы (с 50-х гг. XVIII в.), молокане (духовные христиане, с 1765 г.), десное братство, илъинцы(с середины XIX в.) и др. Все они в духе патриархального общинного быта не признавали частной собственности на землю. Кроме вышеперечисленных сект в рамках православной тра­диции существовали и существуют секты иоаннитов, иннокентьевцев, истинно православных христиан (ИПХ), субботников и др. Социальная оппозиция господствующему порядку и церкви находила свое выражение в отрицании установленных ими внешних норм религиозной жизни. Сектанты отвергали православное духовенство, церковное богослужение, культ креста, иконы, мощи, таинства. Формы их культа – от немногословной индивидуальной молитвы до многочасовых христовских радений с ритуальными хороводами, пением гимнов и т.д. Со стороны властей секты подвергались репрессиям, массовым высылкам всех членов сектантских общин в Сибирь и Закавказье.

25. Православие в ВКЛ и Речи Посполитой.

Православная церковная стр-ра сформир ещё в период существования Киевской Руси, уже тогда церковь обладала крупными земельными наделами и оформл епархиал структ. Первонач христианизации подверг города, гораздо более медл темпами она проходила в сельской местности, преимущественно христианизированной к концу XII — началу XIII веков. В связи с этим в 1316 году Константинопольской патриархией была создана отдельная Литовская митрополия с центром с Новогродке. Литовские митрополиты назнач нерегулярно, что было связано с нежеланием Константинополя разделять православную церковь княжеств Литовского и Московского. После смерти Романа в 1362 году новый митрополит вновь не был назначен. После смерти Григория православная церковь Великого княжества Литовского была вновь подчинена митрополиту в Москве. В 1458 году произошло окончат разд правос церкви: литовские епархии подчинялись митрополиту киевскому, кафедра которого находилась в Новогродке, а восточно-русские — киевскому с кафедрой в Москве (с 1459 года — Московская митрополия).

Главной причиной Брестской церковной унии(1596г) было бедственное состояние правосл Церкви в РП. Это было вызвано двумя основными факторами. 1. Ослабление надзора за состоянием Церкви со стороны Константинопольского патриарха. В конце 16 века Киевская митрополия правос Церкви в РП наход в подчин у Константинопольского патриарха. 2. Изменение взаимоотношений между Церковью и светской властью Речи Посполитой. а) в период сохранения Киевской митрополией Унии с Римом , с 1439 по 1501 годы, когда население Киевской митроп тяготело к Риму, шляхта латинского обряда относ к христианам восточного обряда более доброжелательно, чем до церковной Унии. б) в 15 веке, в период действия Флорентийской Унии, решающее влияние на назначение митрополитов в Киевской митрополии имели соборы и часто Апостольская Столица. В Великом Княжестве Литовском на протяжении нескольких веков существования различных ветвей христианства к серединеXVI века сложились основы веротерпимости. Ограничения против православия, принятые после Кревской унии, были постепенно отменены.

Кризис православной церкви –связан с кризисом Вселенского православия, который наметился в последние годы существования Византийской империи и углубился после её захвата турками – османами. Константинопольский патриархат потерял свое влияние в православном мире. Единственной страной, где господствует православие, после падения Византийской империи остается Московское государство. Однако московская православная церковь в XVI была не готова выработать идеи. Оно с подозрением смотрело на православие в ВКЛ. Ему были чужды идеи независимости церкви от государства, неприкосновенности её имущества и прав, а также религиозной толеранции.

Таким образом, общий кризис вселенского православия, ослабление связей с Константинопольским патриархатом вели к кризису православия в ВКЛ. К этому следует добавить низкий интеллектуальный и моральный уровни православного духовенства, а также ослабление внимания государства к нуждам православия.

С конца 60-х – начала 70-х годов XVI века мощным фактором, воздействующим на православие в Речи Посполитой, становится потридентский католицизм. Реформы придали ему наступательный характер. Очень ярко это проявилось в деятельности Ордена иезуитов. Сначала иезуиты своим главным врагом видели протестантов, и основные усилия направляли на борьбу против них. Затем они обращают внимание и на православие.

Усиление католицизма требовало от православной церкви в ВКЛ серьезных реформ. Данная деятельность выразилась в попытках организации православных школ, издания богословской литературы, правда, в основном святоотеческой, собственных богословов было очень мало, создании братств.

Большое значение для реформирования православной церкви имело соборное движение начала 90-х годов XVI века. Оно было поддержано государственной властью. Неудачи к реформированию склонили часть православной иерархии к союзу с католической церковью.

Таким образом, во второй половине XVI века православная церковь имеет в ВКЛ достаточно устойчивое положение, как одна из традиционных конфессий, опирающаяся на достаточно широкий круг приверженцев среди различных слоев населения. Её правовой статус в государстве был определен еще в конце XV – первой половине XVI века.

восстановление православной иерархии в Речи Посполитой.

В начале ХVII века положение православных, особенно в Литве, на Волыни и в Галиции, оставалось крайне тяжелым. В 1610 г. учитель Виленской братской школы Мелетий Смотрицкий обрисовал его в сочинении «Тренос» или «Плач Церкви восточной». В бедах церкви автор обвинил, в первую очередь, православных иерархов, заключивших церковную унию с католиками; упрекал высшее духовенство и за то, что из-за их нерадивости и непросвещенности от православия отошли многие знатные семьи в католицизм или протестантизм. В католических храмах «Тренос» был предан анафеме, за его продажу или покупку был назначен штраф в 5000 злотых, а издавшее его Виленское Святодуховское братство подверглось репрессиям.

В 1620 году сейме в Варшаве волынский депутат Лаврентий Древинский в своем выступлении так охарактеризовал притеснения православных: храмы запечатаны, в монастырях запирают скот, дети умирают без крещения а взрослые без причащения и т.п.

Опорой Православия в Украине оставались монастыри. В течение первых двух десятилетий после Брестской унии были основаны или возродились около десяти новых православных монастырей. В их числе Почаевский Свято- Успенский.

Не смогли униаты захватить и Киевский Печерский монастырь, архимандритом которого с 1599 года стал Елисей Плетенецкий (1550-1624), один из выдающихся православных деятелей того времени. Он обновил обитель, пришедшую ранее в упадок, привел в порядок иноческую жизнь, собрал вокруг себя образованных, завел типографию, с помощью которой развил широкую издательскую деятельность, устраивал школы. Елисей Плетенецкий скончался в 1624 году, назначив себе преемником не менее известного деятеля православной Церкви Захарию Копыстенского.

Сопротивление окатоличиванию продолжали оказывать православные братства.

В 1615 году благочестивая киевлянка Елизавета Гулевич подарила Киевскому Богоявленскому братству участок земли вместе со зданиями для учреждения братского монастыря и школы, при которых вскоре были созданы типография и бумажная фабрика. Первым настоятелем Богоявленского монастыря стал Исаия Копинский, а первым ректором Братской школы Иов Борецкий, бывший ранее ректором Львовской школы. В Киевское братство в полном составе вступило Запорожское казачество во главе со своим предводителем Петром Сагайдачным, постороившим для братского монастыря церковь.

В 1620 году в Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан III, наделенный полномочиями от Константинопольского патриарха для устройства церковных дел в Западной Руси. По просьбе казацкого предводителя Петра Сагайдачного он восстановил православную иерархию в Речи Посполитой. Патриарх Феофан поставили в митрополиты Киевские Иова Борецкого и рукоположили епископов на Владимирскую, Луцкую, Перемышльскую, Холмскую и Пинскую кафедры. Он также завещал епископам, в случае смерти митрополита, тотчас самим поставить нового, не ожидая утверждения от Константинопольского патриарха.

Восстановление иерархии произошло при отчаянном сопротивлении противников Православия. Церковь, где происходило рукоположение епископов, охраняли вооруженные казаки, да и самому патриарху пришлось покинуть Киев под охраной казацкого войска. Иосиф Рутский, третий униатский митрополит (1613-37 г.), предал анафеме новых православных иерархов и смог убедить короля Сигизмунда III в том, патриарх Феофан – самозванец и шпион султана, а рукоположение, совершенное им является неканоническим. В итоге король издал универсал, в котором повелел православных епископов и признающих их за законных иерархов арестовывать и заключать в темницы.

Начались гонения, преследования, притеснения и убийства православных. Все вновь поставленные епископы так и не могли поселиться в своих епархиях и вынуждены были остаться под защитой казачества.

Новый Киевский митрополит Иов Борецкий (1620-1631 гг.) славился благочестием, благотворительностью и учёностью. Заняв кафедру, он созвал собор, на котором обсуждались меры противодействия униатам. Таковыми были определены: благочестивая жизнь духовенства, проповедь против унии, печатание книг в защиту православия, учреждение школ и братств и другие.

Архипастырь предвидел новую волну гонений на православных, которая не заставила себя ждать. Поводом стало убийство полоцкого униатского епископа Иосафата Кунцевичам (не позволял совершать богослужение – убили его жители витебска). = Униаты причислили Кунцевича к лику мучеников, В 1867 году папа Пий IX причислил Кунцевича к лику святых и провозгласил его «небесным покровителем» России и Польши. =) Православные жители города Витебска-казнены,наказали кнутом, темницею, изгнанием, Имения конфискованы. Город лишили Магдебургского права. Ратуша была разрушена, а вечевой колокол переплавили в новый, на котором «увековечили преступление» жителей Витебска. Гонения на православных распространились на всю территорию Речи Посполитой.

События, связанные с гибелью Кунцевича, привели к переходу в унию нескольких видный деятелей православной церкви- Мелетий Смотрицкий (издал несколько книг, в которых оправдывал переход в унию и критиковал труды православных полемистов, в том числе и свои прошлые. Самая известная из них – «Апология»).

После смерти Иова Борецкого митрополитом Киевским с титулом «Экзарх Константинопольского трона» был избран архиепископ Смоленский и Черниговский Исаия Копинский (1631 – 1633). Воспитанник Острожской школы, он был противником католицизма и унии, ревнителем Православия и сторонником перехода под омофор Московского патриарха. Исайя Копинский был тесно связан с запорожскими казаками и опирался на их помощь в борьбе с той частью духовенства, которая была примирительно настроена по отношению к властям.

В 1632 году умер покровитель унии Сигизмунда III. Православное духовенство, братства и казаки решили участвовать в избрании нового короля лишь при условии возвращения отнятых у них ранее прав. они добились от правительства признания православной иерархии. Определено было избрать митрополита и четырех епископов, утвердить права братств, школ, типографий, предоставить полную свободу вере как православной «русской», так и униатской.

Сейм, избравший короля Владислава IV, хотя и разрешил православные иметь своего митрополита и епископов, однако он не признал законными иерархов, посвященных патриархом Феофаном. Православные депутаты должны были избрать кандидатов на архиерейские кафедры и представить их для утверждения королю. Новый король Владислав IV (1632-1648) утвердил митрополитом Киевским Петра Могилу, выходца из молдавского боярского рода( учредил при Печерском монастыре учебное заведение. Из способных молодых монахов он сам отбирал будущих преподавателей и отправлял их учиться за свой счет за границу).

Митрополит Исаия Копинский направил Петра Могилу депутатом на сейм, избиравший нового короля. Благоприятные для православных решения, принятые на нем, были достигнуты во многом благодаря связям и талантам печерского архимандрита. Новый митрополит петр могила.

Ко времени приезда митрополита Петра в Киев местные жители вместе с казаками и православным духовенством отняли от униатов древнюю святыню русскую - Софийский собор. и др.

Первым делом Петра Могилы как митрополита Киевского стало приведение церкви Святой Софии в благолепный вид и освящение ее. ;исправление церковных богослужебных книг; приведение в единообразие богослужения, должное отправление священниками их обязанностей и повышение их нравственности. Эти вопросы были вынесены на собор, созванный в Киеве в 1640 году. Митрополит занялся подготовкой соискателей священнических мест. Они должны были проживать в Киеве и учиться у сведущих лиц=)Сам Могила экзаменовал кандидатов и содержал во время обучения на свой счет. В помощь обучающимся решено было составить православный «Катехизис». Для утверждения «Катехизиса» в городе Яссы в 1643 году был созван собор православных богословов, на который прибыли и два ученых грека. После долгих споров текст «Катехизиса» был одобрен и отправлен на утверждение патриархов. 1645 году приказал напечатать краткий катехизис. Он состоит из трех частей: в первой рассматривается символ веры по членам, во второй - молитва Господня, в третьей - заповеди.

Особое внимание– Киевской школе. Ему удалось добиться у короля согласия на создание на базе ее коллегиума по типу иезуитских. За короткое время школа превратилась в первоклассное по тем времена учебное заведение, ориентированное на европейскую систему образования. изучались церковнославянский, русский, греческий, латинский и польский языки. историю, литературу, поэзию, философию. нотному пению, катехизису, арифметике, риторике, богословию. Петр Могила скончался 1-го января 1647 года.

Ни король Владислав IV (1632 – 1648 гг.), ни его правительство так и не смогли не только исполнить свои обещания, но даже оградить православных от беззаконий, унижений и обид. Униаты и католики производили набеги на православные монастыри, учащиеся иезуитских школ врывались в церкви и кощунственно издевались над святынями. Народ жестоко расправлялся с угнетателями, но в итоге оказывался бессильным одержать победу, и тогда начиналась ужасная расправа с побежденными. Речь Посполитая, не желавшая или не сумевшая защитить права своих православных граждан, неуклонная шла к трагедии, вошедшей в ее историю под названием Хмельнитчины.