logo
Otvety_Brovkin

29. Западное христианство (до раскола 1054 г.). Апологетика. Патристика.

Время первохристианства I — II вв. отмечено деятельностью т. н. «мужей апостольских», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).

На Западе начальный этап Церкви был связан с двумя главными культурными центрами Европы: Афинами и Римом. Наиболее известными «апостольскими мужами» западной Церкви считаются сщмч. Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, первый епископ г. Афины, которому приписываются несколько писем и трактатов по христианской мистике (т. н. «ареопагитики»), и выдающийся проповедник св. Климент, папа Римский, из сочинений которого сохранилось только его послание к Коринфянам. По преданию, в 95 г. Дионисий Ареопагит был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана ок. 98 г. Сам св. Климент был сослан имп. Траяном в каменоломни Инкермана (Крым) и ок. 101 г. утоплен.

Апология (греч.) — защитительная речь или защитительное письмо или сочинение, написанное в пользу обвиняемого лица. В особенности же это слово употребляется для означения сочинений, защищающих христианство. Их авторы назывались апологеты, а наука о защите христианской религии — апологетикой. Конечно, содержание и форма А. зависит от того, кем и какие учения христианской веры затронуты. Первые преследования постигли христианство от языческой государственной власти, и поэтому первые А. Аристида, Квадрата, Мелитона из Сард, Клавдия, Аполлинария, Юстина Мартира и Афинагора имели форму политических трактатов, писанных для римских императоров и правителей в начале II в. Вскоре потом А. обращаются против литературных произведений евреев и язычников. Против иудеев написаны следующие А.: ЮстинаМартира "DialoguscontraTryphonem", Тертуллиана "AdversusJudaeos", где исходным пунктом служит признаваемый обеими сторонами Ветхий Завет, а доказательства сводятся к одной цели — показать, что Иисус Христос действительно обещанный Мессия. В борьбе с язычеством прежде всего христиане защищались от обвинения в безбожии, нравственной порче и опасности для государства; незаметно защита превращается в обвинение другой стороны: А. доказывают, что при ничтожестве языческих богов, при безнравственности языческого культа и противоречиях философских систем только одна христианская религия заключает в себе истину, знание исключительно истинного Бога и предписывает единственно ведущую к спасению службу Божию. Эти идеи проводились Минуцием Феликсом в "Oсtavius", Тертуллианом в "Apologeticus" и "Adnationes", Киприаном в "Deidolorumvanitate", Татианом, Феофилом, Арнобием и др. В то время, когда Ориген в восьми книгах сочинения "ContraCelsum" опровергал замкнутое в самом себе материалистическое мировоззрение, Тертуллиан основывал свое учение, изложенное в "Deanima", на всеобщем человеческом сознании и его необходимых проявлениях. После того, как христианство победило языческую религию и подчинило себе языческих философов, т. е. в продолжение целой эпохи средневековой схоластики, защита против внешнего врага была совсем не нужна. Только некоторые А. обращаются против мусульман и иудеев; значительное же большинство имеет целью борьбу с еретиками. Ориген - знаменитый христианский богослов и философ, род.в Александрии около 185 г., в греческой или эллинизованной египетской семье, принявшей христианство; получил хорошее образование. Жизнь О. была всецело поглощена религиозными и умственными интересами; за неутомимость в труде он был прозван адамантовым; материальная сторона жизни была им сведена к наименьшему В учении о Боге О. настаивает особенно на бестелесности Божества, доказывая (против антропоморфитов), что Бог есть "свет" не для глаз, а только для ума Им просвещаемого. В VI в. император Юстиниан, не без основания подозреваемый в монофизитской ереси (Сущность М. состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ, или естеств, но не в двух пребывает) , в 543 г., О. Был осужден как еретик, память его предана анафеме и сочинения объявлены подлежащими истреблению. Тертуллиан (Квинт-Септимий-Флоренс) — знаменитый богослов; род.в Карфагене ок. 160 г.; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Был пресвитером, вероятно, в Карфагене; Любопытен контраст между Т. и его современником Оригеном. Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Св. Писания; Т. старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют по преимуществу вопросы умозрительные, Т. — вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма; Т. увлекся монтанизмом — прямою противоположностью гностицизма. Т. человек обширного образования, писавший и на греч.языке (греч. сочин. утрачены). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный, полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает к инсинуациям, к софистическим оборотам мысли.произведения Т. хронологически могут быть разделены на два периода: католические и монтанистические; по содержанию в том и другом периоде можно различать 3 группы — сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические.

Патристика. Патристика (от лат.Pater - отец) – общее название литературы, написанной так называемыми «отцами церкви». Это понятие используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв., когда её представители защищали христианскую доктрину от «язычников», евреев, гос.власти и античной философии. Период патристики можно разделить на 2 этапа. На 1-м были заложены основы христианских догматов с образованием единой и сильной церкви (до 325 г. – Никейский собор = Первый вселенский собор, , принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.) для 2-го этапа характерна разработка догматики и философии , в частности в творчестве Августина. Патристику по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую (восхваление и защита Бога, обращались с трактатами к правителям и слоям образованных людей с призывом защищиать преимущества христианского учения) и систематическую; с точки зрения места возникновения – на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала систематика, на Западе – апологетика. Основная задача патристики - философским образом истолковать положения Библии. Основные идеи: 1.Бог един и всемогущ; 2.идея откровения; 3.чтобы познать Бога в него надо верить. Аврелий Августин (354 - 430) = Августин Блаженный -крупнейший христиан мыслитель периода патристики и наиболее выдающиз "отцов церкви" . Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божеств любви единств целью, единств полной смысла ценностью человеч духа. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Бог является высшей сущностью. Он единств, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божеств воле. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Душа от тела отличатся совершенством. Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Основой духовной жизни является воля, но не разум. В отличие от предшествующих "отцов церкви", которые видели источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшим авторитетным источником веры церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины. Это воззрение соответствовало тогдашней ситуации. Церковь в зап части Римской империи становилась идеологически и организационно сильным централизов институтом. Церковь в истории занимает особое положение: она явл обществом Христа, объединяет избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его государство также установлены богом, но они не имеют привилегир положения, как церковь, кот занимает высшее положение, и гос-во должно ей служить.