43.Неопротестантизм
Неопротестантизм (греч. neos – новый и лат. protestans -несогласный, публично доказывающий) – течение в совр. буржуазной философии морали, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму, известно также под названиями «неоортодоксия», «теология кризиса», «диалектическая теология». Этическая теория Н, основывается на религиозном учении о боге и человеке, в к-ром определенным образом осмысляется общий кризис капиталистического об-ва, Это учение получает распространение после первой мировой войны в Европе, где его развивают теологи Барт и Э. Бруннер, а в 30-х гг. – в США, где его проповедуют Рейнхольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих и др. Сторонники Н. выступили с резкой критикой идей либерального христианства в этике, оценив его как «наивное морализирование». Осуждая социальные и моральные пороки совр. капитализма, неопротестанты усматривают, однако, причину этих пороков в «естественной» природе человека, как такового, и всякого об-ва вообще. Человек, утверждают неоортодоксы, по своей природе зол, неискоренимо греховен, не способен осуществлять в своей общественной жизни нравственные заповеди Христа. Поэтому мотивы нравственного осуждения буржуазной действительности совмещаются в неоортодоксии с оправданием ее как неизбежной необходимости. Признание невозможности практического осуществления христианских принципов в общественной жизни заставляет сторонников этого учения перенести подлинную нравственность в сферу «отношения человека к богу», иными словами, в область веры. Т. обр., неоортодоксы как бы расщепляют бытие человека на две несопричастные сферы. Первая -это мирская жизнь, общественная практика. Здесь человек преследует земные интересы, действует по принципу практической целесообразности, совершенствует технику и развивает науку, подчиняет себе природу и пытается разумно организовать общественную жизнь. Но все это якобы лишь «неподлинное» бытие, «жизнь в грехе», царство материальной зависимости и практического расчета. «Подлинное» бытие, учат неоортодоксы,-это обращенность человека к богу, упование на его милость, отказ от веры в собственные силы и поиск смысла жизни по ту сторону социальной практики. Если либеральное христианство, в сущности, отождествляло требования религиозной морали с требованиями, предъявляемыми к человеку об-вом, то неоортодоксы противопоставляют «мирскую» мораль и христианскую нравственность. «Мирская» мораль, утверждают они,-это нравственность «расчета», она исходит из материальных, эгоистических интересов человека и служит удовлетворению лишь его социальных (якобы внешних, а не истинных) потребностей. Как мораль «благоразумия», она приспособлена к «греховной» натуре человека, отрицает абсолютные моральные принципы и допускает насилие. «Подлинная» же нравственность -это мораль любви и всепрощения, абсолютной справедливости, к-рые возможны лишь в служении богу. В конечном итоге оказывается, что эта «абсолютная» мораль совершенно несовместима с действительным (т. е. общественным) бытием человека. Она не может быть выражена в мирских понятиях, в категориях разума, применимых к социальной действительности, ее нельзя сформулировать в виде системы практических принципов, к-рые можно было бы осуществлять в общественной жизни человека (Теоном-ная этика). Противопоставление неоортодоксами земной морали и «подлинной» нравственности христианства практически имеет тот апологетический смысл, что в общественной жизни человеку не возбраняется оставаться эгоистом, творить зло, совершать насилие, эксплуатировать ближнего. «Подлинная» нравственность требует от него не борьбы со злом и пороками, а признания своей полной неспособности преодолеть социальную несправедливость, построить лучшее об-во и добиться осуществления своих моральных идеалов. Этот реакционный смысл неоортодоксальной этики, к-рая объективно приходит к признанию необходимости безнравственности в общественной жизни, особенно явственно выражается в крайне враждебном ее отношении к коммунистической морали. Прежде всего нападкам неопротестантов подвергаются присущие коммунистической нравственности нетерпимость к социальной несправедливости и злу, установка на революционное преобразование капиталистического об-ва в коммунистическое.
БАПТИ́СТЫ (от греч. βαπτίζω — погружать в воду, крестить) — последователи религиозного движения, основанного Джоном Смитом (1554—1612). Движение оформилось из радикального крыла английских пуритан в первой половине XVII в.
Часть Б. испытала на себе влияние идей Якова Арминия, признавая участие воли человека в спасении. Другая часть придерживалась кальвинистского учения о предопределении. Основным требованием Б. было требование религиозной свободы, веротерпимости и отделения церкви от государства.
Основу учения составляет положение о том, что крещение возможно лишь в сознательном возрасте. Б. требуют от своих последователей сознательного обращения к вере и духовного возрождения. В качестве обрядов, символизирующих духовное единение с Христом, ими признается крещение путем погружения в воду и хлебопреломление. В церкви Б. есть пресвитеры, диаконы и проповедники. Большое значение придается миссионерской деятельности.
В 1905 г. в Лондоне был образован Всемирный союз Б. В настоящее время баптизм является одной из самых многочисленных конфессий в протестантизме.
Первые общины Б. в России появляются во второй половине XIX в. К 1905 г. насчитывается до 20 тыс. Б. на всей территории России. Общины были объединены в "Союз баптистов России", который имел свои съезды и советы. С 1917 по 1927 г. наблюдался рост приверженцев Б., а к 1932 г. большинство общин в административном порядке было закрыто. В 1944 г. прошел съезд, объединивший евангельско-баптистское движение в Церковь евангельских христиан и баптистов (нынешнее название — "Церковь евангельских христиан-баптистов"). Главенствующим органом церкви стал Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), к которому в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников (в 80-е годы ХХ в. начинают формировать свои объединения), в 1947 г. — евангельские христиане в духе апостолов и евангельские христиане-трезвенники, а в 1963 г. — братские меннониты.
В результате раскола 1961 г. от Союза евангельских христиан-баптистов отделились общины, члены которых впоследствии стали именоваться инициати́вниками. Инициативники не принимали государственные указания относительно жизни Союза. Первоначально отказывались от регистрации, организовывали коллективное обучение детей религии, крестили подростков. Многие из членов движения подверглись репрессиям и отбывали сроки наказания.
Со второй половины 70-х годов. ХХ в. в России складываются три самостоятельные организации: Союз евангельских христиан-баптистов, Союз церквей евангельских христиан-баптистов (куда вошли инициативники) и автономные церкви евангельских христиан-баптистов.
- 2Типология религий
- 3 Социальные и психологические корни религии. Её функции.
- 4Тотемизм
- 5. Анимизм
- 6 . Фетишизм
- 7. Магия
- 8 Политеизм
- 9Язычество древних славян
- 10Религия древних кельтов
- 11.Религия древних германцев.
- 12. Иудаизм в европе и америке
- 13.Хасиди́зм
- 14.Ислам в Северной Америке и Европе
- 15. Буддизм Европы и Америки.
- 16. Индуистские культы в Европе и Америке.
- 18.Особенности православного вероучения.
- 21.Церковные реформы середины 17 в. В России и их значение.
- 22. Православная Церковь в Российской империи.
- 24. Православное сектантство.
- 26. Униатство.
- 28. Православие в современном мире: новые тенденции и традиции.
- 29. Западное христианство (до раскола 1054 г.). Апологетика. Патристика.
- 30.Католическая Церковь в средние века и новое врем.
- 31.Католический культ
- 32.Учение католической церкви
- 33.Социальная доктрина совр католич церкви
- 34. Католицизм в новейшее время: традиции и эволюция.
- 35.Ранняя реформация уиклеф. Гус
- 36.Лютеранство
- 37.Англиканство
- 38.Цвинглианство
- 39. Кальвинизм
- 40. Протестантское вероучение
- 41.Отправление культа в протестантизме
- 42.Протестантская этика
- 43.Неопротестантизм
- 44.Современные неортодоксальные течения и культы.
- 45. Религии древней Америки.
- 46. Африканские неокульт ( вуду, сантерия и т.П.) в Европе и Америке.