logo
Otvety_Brovkin

46. Африканские неокульт ( вуду, сантерия и т.П.) в Европе и Америке.

На основе верований народов Дагомеи и их синтеза с католицизмом на Гаити появилась система взглядов — Вуду. Похожая религия Сантерия на основе верований народа йоруба появилась на Кубе, макумба — также на основе верований йоруба появилась в Бразилии.

Корни вуду уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы. Именно смешение традиционных верований народностей Дагомеи и католических представлений привели к формированию этой религии. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Полагают, что сейчас во всем мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду.

Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-создателя (Нсамби, Bondieu — Доброго Бога), который не участвует в жизни своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. После сотворения мира Бог отдалился от человечества, однако все же Он продолжает внимательно наблюдать за всем, что происходит на Земле и сохраняет управление всем существующим. Бог-Нсамби есть истинный Владелец всего и всех. Он вмешивается в создание каждого индивида. Он управляет жизнью и смертью и наказывает нарушителей Его закона. Нсамби не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа. Приверженцы Вуду считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа. Лоа неисчислимы и у каждого есть свой знак, имя и предназначение.

Приверженцы Вуду полагают, что предметы, служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы и колдуньи мамбо, могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

По верованиям вудуистов в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть. Одна душа — gros-bon-ange, «большой добрый ангел» — наделяет человека определенной индивидуальностью. Еще до рождения — «до прибытия на Землю» — каждый из нас был таким ангелом. После смерти человек вновь станет ангелом и вернется к предкам в «Гвинею». Страна эта не имеет ничего общего с тремя африканскими Гвинеями. В минуты транса «большой добрый ангел» вылетает из тела человека, и его место занимает бог. «Ангел» и сам со временем может стать богом, когда многое познает и наберется мудрости. Другая душа — ti-bon-ange, «маленький добрый ангел» — это наша совесть, своего рода наш ангел-хранитель.

Вуду верят в перевоплощение — используется термин «Joto». Дух «перевоплощенного» Предка — Joto. Joto — это душа передаваемая от Предка, «представителем» которого является человек, и который опекает данного индивидуума. Joto — Предок, жизненный поток которого оживляет ребенка. Он тот, кто представляет Создателю глину из которой будет «вылеплено» тело вновь прибывшего. Он — сила, жизненная и духовная энергия, которая моделирует и направляет существование человека; Se (Защитник), который дается человеку. В принципе, ребенок не получает имя своего Joto.

Гаитянское Вуду имеет два основных Пантеона Богов — Рада и Петро. Rada — Пантеон, происходящий из Дагомеи. Petro — Пантеон, имеющий корни в Конго.

Вуду почитают богиню любви Эрзули и великого Змея Дамбалла Ведо. Этот Змей — главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь. Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Дамбалла представляет как доброй, так и злой Силой (в зависимости от самого призывающего).

Еще одним известным лоа является Барон Самеди, или Геде. Это — ужасный бог царства мертвых. Известно, что он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. Жертва, выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна.

Вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоа и людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами, они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его. Темная сторона таинств вуду получила широкую известность в цивилизованном мире благодаря «зомби». По слухам, черные маги вуду могут создавать себе или другому человеку сколько угодно двойников, множество подобий, или «отпечатков». А душу можно попеременно вселять в любое из созданных подобий, остальные при этом действуют как зомби, повинуясь воле хозяина, отыскать которого в толпе двойников просто невозможно. Ещё один способ уничтожения человека с помощью колдовства — это насылание на него духов смерти. Жертва такого воздействия начинает болеть, худеть и чахнуть.

В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор — святилище). Лишь некоторые унганы вывешивают над культовыми зданиями драпо — пестрые, расшитые блестками и разноцветными нитями флаги, которые указывают: здесь совершаются церемонии. Религиозные церемонии вуду нередко проходят ночью в чаще влажных тропических лесов.

Основные атрибуты церемоний Вуду: митан (столб — дорога богов) и чёрные свечи. Ритуал всегда начинается с втыкания в землю длинного шеста, служащего своеобразной основой для визуализации Дамбалла. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. Обычно в начале церемонии поётся песня-прошение, обращённая к лоа Легбе. Легба — хранитель врат в потусторонний мир. Без его помощи не открыть врата, не добраться до демонов и духов. Танцы проходят под звуки барабанов, уводящих своей монотонностью в транс тех, кто присутствует на них. Из сосуда с жертвенной кровью или непосредственно из кровоточащего обезглавленного тела животного или птицы жрецы смазывают лица всех участвующих в этом сборище. Иногда обезглавливание курицы, которую приносят в жертву, происходит путём откусывания головы зубами под бешеный танец, в состоянии исступления. Всё это дело происходит вокруг пылающего костра, рядом с которым стоит ящик или сосуд, в котором содержится главный объект поклонения — змея (символ Дамбалла).

Сантери́я(исп.santería—святость) —синкретическая религия, распространённая наКубе, а также в средеафрокубинскихэмигрантов вСШАи других странах. Представляет собой верования народайоруба, смешанные с элементами католицизма, имеет множество сходных элементов свудуи другими африканскими синкретическими религиями. Численность последователей сантерии с трудом поддаётся оценке, так как большинство их либо посещает католические храмы и регистрируется как католики, либо скрывает свою принадлежность к этой религии.

Название «сантерия», образованное от слова santo(святой), было дано испанцами; оно служило для презрительного обозначения распространённого среди африканцев истового почитания святых. (Сами последователи сантерии считают это название уничижительным и сами именуют свою традицию лукуми́; также есть много различных локальных наименований, в зависимости от варианта традиции, особо почитаемогоОришаи др.)

Обряды. Главная культовая церемония Сантерии - «кормление» священных камней. Она проходит три раза в год и длится три дня. Во время церемонии камни окропляют кровью жертвенных животных и омывают ритуальным настоем, при этом каждому камню обычно соответствует свой настой и свой вид животного.По воскресеньям или праздничным дням последователи Сантерии собираются в специальных помещениях, обычно находящихся в домах сантеро - представителей жреческого сословия. В таком помещении обязательно находятся ритуальные барабаны и алтарь, на котором вперемежку расположены католические символы и атрибуты ориша. Во время собраний проводятся ритуальные пляски, призванные вызвать схождение ориша на кого-нибудь из группы танцующих. Люди при этом впадают в транс, бьются в судорогах, иногда бывают случаи глоссолалии.В сектах Сантерии проводятся также специальные колдовские ритуалы.

Духовенство.В Сантерии выделяется своё жреческое сословие — сантеро, так называемые «отцы» и «матери» богов (соответственно бабалоча и йалоча). Они проводят службы в своих домах и возглавляют общины и секты Сантерии. Во время ритуальных плясок сантеро определяет, какой именно ориша вселился в человека.