logo search
Otvety_Brovkin

38.Цвинглианство

Идеологом и вождём швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531). Он изучал богословие в Венском и Базельском университетах, получил степень магистра искусств. Большое влияние оказали на Цвингли сочинения Эразма Роттердамского. В 1515 г. они познакомились. С 1518 г. Цвингли был священником в Цюрихе, в 1521 г. стал членом городского совета, а год спустя начал свою реформаторскую деятельность. Он, как и Лютер, провозглашал независимость верующих от папы и епископов, отрицал культ святых и требовал разрешить священникам вступать в брак. В 1523 г. Цвингли опубликовал "б7 тезисов" и успешно защитил их на последующих диспутах. В результате городской совет Цюриха избрал своей религией протестантство. В том же году Цвингли сложил с себя сан, и совет назначил его проповедником.

Цвингли шёл к идеям Реформации независимо от Лютера, но его учение - цвинглианство - во многом сходно с лютеранством. Как и Лютер, Цвингли был приверженцем строгого детерминизма (т. е. учения об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений). Согласно его учению, спасение - участь немногих избранных. Основываясь на посланиях апостола Павла, Цвингли полагал, что первородный грех человека искуплен жертвой Христа и что божественная благодать дарует человеку спасение через веру.

Цвингли строже, чем Лютер, относился к проверке церковных утверждений на истинность: если для Лютера правильно всё, что не противоречит Писанию, то Цвингли признавал истинным только то, что прямо подтверждается Писанием. Цвингли считал, что всё отвлекающее от самоуглубления и рассчитанное на чувственное воздействие, должно быть удалено из храмов. Он полагал, что таинства лишены мистического смысла и Божией благодати. По Цвингли, пресуществления даров в евхаристии не происходит, а этот обряд - только воспоминание о жертве Иисуса Христа. Уже в 1524 г. из цюрихских церквей были изгнаны живопись и музыка, отменена католическая месса, которую заменили проповеди на библейскиетемы. В бывших монастырях устраивали школы и больницы, а монастырское имущество перешло в фонд благотворительности и образования. В конце XVI - начале XVII в. цвинглианство слилось с кальвинизмом.

Ведущим мотивом Ц. можно считать безусловный приоритет Священного Писания: истинно только то, что подтверждается Библией. Искупление Христом первородного греха и обретение человеком божественной благодати к спасению через оправдание верой лишают церковные таинства свойств священнодействия. Поэтому Ц. отказывается от иерархии, монашества, культа святых, упрощает богослужение, главную роль отводит библейской проповеди. Место священников занимали проповедники-миряне. Руководители общин избирались прихожанами и подчинялись городским магистратам.

Особая роль в истории движения принадлежит швейцарскому теологу Генриху Буллингеру (1505—1575), который после гибели Цвингли фактически стал самым авторитетным его последователем. В своих теологических трудах (их свыше 150) Буллингер стремился к согласованию разногласий, имевшихся в реформатской среде по вопросу о причащении, формулировал позиции для достижения вероисповедной общности. С его именем связан один из самых значительных программных текстов реформатской церкви — "Второе гельветическое исповедание" 1566 г.

С возобладанием кальвинизма цвинглианское движение стало постепенно распадаться. Доктринально оно вполне совмещалось с общереформатской идеологией. Организационно же утратило прежнюю самостоятельность. В итоге, на рубеже XVI—XVII вв. Ц. соединяется с др. церквями кальвинистской традиции.