logo search
Otvety_Brovkin

4Тотемизм

Тотемизм — одна из ранних форм религиозных верований первобытного общества, основывавшаяся на совокупности пред­ставлений, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъ­естественное родство людей с определенными объектами — то­темами. Термин «тотемизм» был введен в научный оборот анг­лийским путешественником Дж. Лонгом в 1791 г. Тотем (англ. Шет из яз.индейцев — его род) — животное или растение (реже явление природы или неодушевленный предмет), которое почитается группой людей в качестве их по­кровителя и первопредка. Магическим образом тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, связанных с ним узами кровного родства. Тотемизм носит преимущественно клановый (родовой) характер. Существует, однако, и индивидуальный тотемизм — нагуализм (от мекс. — дух-хранитель), культ личных ду­хов-покровителей, представлявшихся в виде животного. Свидетельства тотемизма обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира.

Выбор тотемов зачастую связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают встречающиеся здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях страны, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные редкие насекомые и растения, которые больше в этом качестве нигде не встречаются. Его возникновение связано с хозяйственной деятельностью человека, охотой и собирательством, с социальной организацией, основанной на принципе кровного родства. Изна­чально употребление в пищу тотемных животных и растений не было запрещено, наоборот, именно оно обусловливало появление веры в кровную связь между родом и тотемом. Запрет на него поя­вился позднее, с изменением статуса тотема, который стал пони­маться в качестве первопредка. При этом считалось, что тотем мо­жет перевоплощаться в человека, а умерший человек — в тотем. С тотемизмом связаны мифы, описывающие различные эпи­зоды культурной деятельности тотема; обряды (считалось, что магическим путем можно воздействовать на тотем и вызвать изобилие тотемного животного или растения); ритуалы жизнен­ного цикла членов рода (рождения, посвящения, смерти); запреты (на употребление в пищу тотемных животных и растений, на определенные слова и действия); наличие особых (священных) предметов, на которые распространяется табу; культ предков (якобы принявших облик тотема после смерти). Тотемизм выполнял интегративную (объединяющую) и ре­гулятивную функции. Его значение связано с разделением сооб­щества на своих и чужих, с соответствующим оформлением культурного пространства, с вычленением сферы сакрального и профанного, священного и мирского, обыденного. Ранние формы верований тесно связаны с табу (от полине­зийского нечто особенное). Табу распространялось на слова (за­прет произносить имена); людей; тело человека и части тела; об­щение, сексуальные и брачные отношения; разнообразные формы и виды поведения; пищу и питье; животных, растения, различные предметы, посещение тех или иных мест и т.п. Нарушение за­прета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болез­ни или смерти

Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы".

К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема, но встречались и более цивилизованные тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а женщины — другое.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть вместилищем душ предков или новорождённых детей. Вера в связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.

В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. "Наша племенная земля — наша мать, — утверждают аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы".

В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения.

С тотемическими представлениями связано особое отношение к различным диким и домашним животным. Так, у некоторых африканских народов и сегодня глубоким почитанием пользуются змеи, включая ядовитых, которым издавна приписывается сверхъестественная сила. Поэтому змеи объявляются неприкосновенными.

Следы тотемизма проступают в ушедших или ещё сохраняющихся родовых названиях. Известны народы, носящие имя своего тотема: у йоруба — слона, обезьяны, змеи, барана; у мандинго (группа народов в Западной Африке) — питона, крокодила, черепахи, питона, пчелы; у бушменов — кузнечика-богомола. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полудерева-получеловека или полуживотного-получеловека; запреты на охоту и на употребление в пищу тотемных животных; почитание животных определённых видов (львов, леопардов, крокодилов и др.), которые, как верили африканцы, имели собственных духов.

Черты тотемизма обнаруживаются в сохранившейся наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т. п.), в ритуальных играх и обрядах.

Северная Америка

У рода бизонов племени омаха (Северная Америка) умирающего заворачивали в шкуру бизона, лицо окрашивали в цвет тотема и обращались к нему так: «Ты идёшь к бизонам! Ты идёшь к своим предкам! Будь крепок!» — Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.

У многих племён убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. Аналогично, в древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов. При встрече с тотемом, а в некоторых местах — даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи.

Для снискания полной благосклонности своего тотема, тотемисты употребляют самые разнообразные средства. Прежде всего он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени омаха мальчики рода бизона завивают на голове два локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного.