logo search
Otvety_Brovkin

39. Кальвинизм

Кальвинизм - протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в. в процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "... требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии", лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних — к раю, других — к аду, и этот приговор бога абсолютно неизменен. Учение о предопределении "... было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил". Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно К., человек должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал К., непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Т. о., получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Проповедовавшийся К. так называемый мирской аскетизм выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины К.) это вероучение распространилось в Англию, Шотландию, Нидерланды, некоторые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религиозная идеология буржуазии эпохи первоначального накопления капитала К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних буржуазных революциях — нидерландской (16 в.) и особенно английской (17 в.). Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой. Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлен буржуазный идеал "дешёвой церкви" (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.). К. не менее нетерпим к инаковерующим (особенно народным реформационным течениям), чем католицизм. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших необходимость церкви как общественного института, К. проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви. Церковная организация К. строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церковная организация К. была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом, например во Франции. К. вместе с цвинглианством, быстро слившимся с К., в различных своих разновидностях (реформатские церкви, пресвитерианство, конгрегационализм) получил наибольшее распространение в США, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к концу 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.