logo search
Otvety_Brovkin

32.Учение католической церкви

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католицизм в большей степени подвержен религиозным новациям, чем пра¬вославие. Основные положения современного католического вероучения: Есть один Бог. Бог есть справедливый судья, который за добро вознаграждает, а за зло — наказывает. Есть три ипостаси Бога: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Сын Божий стал человеком и умер на кресте во имя нашего спасения. Душа человеческая бессмертна. Милость Божья обязательно необходима для спасения человека. Основа католического вероучения — 10 заповедей (декалог). Выделяют 7 смертных грехов (Спесь Алчность Похоть Зависть Чревоугодие Злоба Лень) и 7 добродетелей (Мудрость Разум Совесть Мужество Умение Набожность Богобоязненность), являющихся критерием нравственной оценки личности. Католический Символ веры отличается от православного лишь одним словом — «филиокве» (лат.и от сына). Это добавление, послужившее одним из поводов для раскола христианской церк¬ви, связано со спецификой католического учения о Святом Ду¬хе. В католицизме Святой Дух может исходить не только от Бо¬га Отца, но и от Бога Сына, Иисуса Христа. Поскольку церковь мыслится как «тело Христово», Святой Дух, т.о., мо¬жет исходить и от него. Значительно сильнее развито у католи¬ков почитание Девы Марии. Эта особенность зафиксирована в догматах католической церкви: в 1854 принят догмат о не¬порочном зачатии Девы Марии, в 1950 — догмат о воскресе¬нии и вознесении (телесном) Девы Марии. Существенно отличается от православного католическое уче¬ние о загробном воздаянии. Католические теологи считают, что Бог ведет счет добрых и дурных поступков, совершаемых челове¬ком. С этим представлением связано и наличие в католицизме института чистилища, промежуточного между адом и раем: в чистилище души раскаивающихся грешников очищаются. Особенностью Римской католической церкви яв¬ляется статус Папы, несопоставимый со статусом высших ие¬рархов других христианских церквей. Как «наместник Христа» и глава «тела Христова» (церкви) папа непогрешим, что закреп¬лено догматом о непогрешимости папы римского. С «филиокве» связано и исключительное право духовенства на толкование Священного Писания, и практика отпущения грехов за деньги или за особые заслуги перед церковью — индульгенцию.