26. Униатство.
Униатская или грекокатолическая церковь была создана в Великом княжестве Литовском в результате Брестской церковной унии 1596 года, по которой православная церковь организационно объединялась с римско-католической церковью на условиях принятия католической догматики, подчинения папе римскому, но при сохранении православной обрядности[10]. Попытки объединения церквей принимались и ранее, так акт Флорентийской унии 1439 года был подписан митрополитом Исидором от имени Киевской митрополии, однако уния не была принята народом и духовенством. Большая часть епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой поддержали Брестскую унию, в результате чего митрополия была переподчинена папе римскому, сумев сохранить все епархии в своём составе. В то же время противниками унии была сохранена и православная церковная организация, что обусловило параллельное существование двух Киевских митрополий: грекокатолической и православной. В свою очередь униаты для увеличения влияния среди населения создали собственную систему учебных заведений и церковных братств, активно участвовали в литературной полемике, занимались книгоизданием, но при этом перевод населения в унию сохранял насильственный характер. Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан, а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого. В литургии униатская церковь использовала старославянский и местную форму русского языка. В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда, что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане, происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор, постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью и отказавшись от использования некатолических изданий.
Грекокатолики(униаты) — неофициальное название (согласно нормамканонического праваи традиции, их следует назвать «католики византийского обряда»)католиков, принадлежащих к некоторым изВосточнокатолических церквей, которые следуютвизантийской литургической традиции.
Термин «грекокатолики» характерен для территорий исторически входивших в состав Австро-Венгерской империи, тогда как термин «униаты» использовался на земляхПольского королевстваиВеликого княжества Литовского.
В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду на греческом языке:Греческая католическая церковь,Итало-албанская католическая церковь,Мелькитская католическая церковь.
В более широком смысле — также и к другим Восточным католическим церквям византийской традиции, богослужения в которых совершаются на других языках:Украинская,Русинская ,Белорусская ,Румынская, Болгарская,Словацкая,Венгерская,Албанская,Российская,Хорватская (Крижевицкая епархия),Македонская грекокатолическая церковь.
Украинская грекокатолическая церковьиБелорусская грекокатолическая церковьбыли созданы в результате заключенияБрестской унии. Последователи унии, лица, придерживавшиеся грекокатолического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово часто несло в себе негативные коннотации при употреблении со стороныРусскойиУкраинской православных церквей, а также в официальной советской историографии. В официальные именования соответствующих церквей слова «униатская», «униаты» не входят и в бытовом самоназвании членов этих церквей не употребляются.
27. Православная Церковь в эпоху социализма. Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.
Вскоре после октябрьской революции1917 года Православная церковь была отделена от государства, в1918 годуна территории, контролируемойбольшевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны; Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов (Обновленческий,Григорианскийи др.) и период гонений. После смерти Патриарха Тихона в1925 году, власти не позволили проведение собора для избрания его преемника; патриаршим местоблюстителем стал митрополитПетр (Полянский), вскоре репрессированный.
Митрополиту Петру наследовал митрополит Сергий (Страгородский)(в период декабрь 1925 — 27 декабря 1936 года именовался Заместителем Патриаршего Местоблюстителя). В1927 годумитрополит Сергий издалПослание(известное как «Декларация»), в котором признал Советский Союз гражданской родиной, призвал членов Церкви к гражданской лояльности Советский власти, а также потребовал от заграничного духовенства полной политической лояльности к Советскому правительству. Послание привело к протестам и отказу подчинения ему со стороны ряда групп внутри Патриаршей Церкви и к образованию иных «староцерковных» организаций, не признающих законность церковной власти Заместителя Местоблюстителя, а также к «прекращению сношений» с Патриархией большинства русских епископов вэмиграции. По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.
Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян, были расстреляны или сосланы в концлагеря; богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены. Основным инструментом проведенияпартийнойполитики в отношении Патриархии было 6-е отделение ОГПУ, возглавляемоеЕвгением Тучковым, который проводил политику разъединения и подчинения органам ОГПУ епископата и иных лиц духовенства и мирян.
В 1943 году произошло изменение государственной линии в отношении Патриаршей церкви, которой было отдано однозначное предпочтение перед обновленческимиструктурами, ранее, в 1922 году, признанными государственными органами как «Православная Российская Церковь» (обновленчество полностью распалось в 1946 году); Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР (без Грузии) всеми прочими поместными православными Церквами.
8 сентября 1943 года Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол; было открыто несколько богословских школ (впоследствии семинарий и академий); тысячи храмов, открытых на территории, занятойгерманской армией, оставались открытыми после восстановления на территории советского контроля. С 1947 года, на идеологическом и пропагандистском уровне, началось некоторое ужесточение антирелигиозной политики, которое распространялось также и на РПЦ.
Новая волна антирелигиозной и антицерковной политики была инициирована в период между 1959 и 1964 годом, во время нахождения во главе СССР Н. С. Хрущева; жёсткая линия сохранялась и впоследствии. Ряд мирян и клириков в тот период участвовали вдиссидентском движении, признавались впоследствии «узниками совести». СвященникГлеб Якунин,Сергий Желудкови другие отбывали заключение в советских тюрьмах и в ссылке, защищая свободу вероисповедания. Среди заметных фигур того времени были священникиДмитрий Дудкои Александр Мень. Хотя последний сторонился практической работы в диссидентском движении и пытался больше сосредоточиваться на своём призвании пастыря и проповедника, имелась определенная связь между Александром Менем и другими диссидентами.
Церковь в СССР находилась под усиленным контролем со стороны спецслужб. Константин Харчев, председатель Совета по делам религий СССР (1984—1989), впоследствии объяснял: «Ни один кандидат на должность епископа или другую высокую должность, будь то член Священного Синода, не получал её без одобрения ЦК КПСС и КГБ». Профессор Натаниэль Дэвис обращает внимание на следующее: «Если епископы хотели защитить своих людей и сохранить должность, они должны были сотрудничать в какой-то степени с КГБ, с комиссарами Совета по делам религий, и с другими партийными и правительственными властями». Патриарх Алексий II, признавался, что епископы шли на компромиссы с советским правительством, включая его самого, и публично раскаивался в содеянных компромиссах.
К 1987 году число функционирующих церквей в СССР упало до 6893, а число функционирующих монастырей до всего лишь 15, из которых в двух (в Литве и Белоруссии) имелись 2 монашеские общины, мужская и женская. Кроме того, 2 монастыря находились за пределами СССР — в Святой Землеи наАфоне. В 1987 году в РСФСР, между 40 % и 50 % новорожденных (в зависимости от региона) были крещены и более 60 % умерших были похоронены по «христианскому обычаю» (благодаря получившему самое широкое распространение «заочному отпеванию»).
Начиная с 1987 года, в рамках проводимой при Михаиле Горбачевеполитикигласностииперестройки, начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении; происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и ограничения деятельности религиозных объединений. Важной вехой явился 1988 год — год празднованиятысячелетия Крещения Руси, проведенияюбилейного поместного собораРПЦ. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению: впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.
- 2Типология религий
- 3 Социальные и психологические корни религии. Её функции.
- 4Тотемизм
- 5. Анимизм
- 6 . Фетишизм
- 7. Магия
- 8 Политеизм
- 9Язычество древних славян
- 10Религия древних кельтов
- 11.Религия древних германцев.
- 12. Иудаизм в европе и америке
- 13.Хасиди́зм
- 14.Ислам в Северной Америке и Европе
- 15. Буддизм Европы и Америки.
- 16. Индуистские культы в Европе и Америке.
- 18.Особенности православного вероучения.
- 21.Церковные реформы середины 17 в. В России и их значение.
- 22. Православная Церковь в Российской империи.
- 24. Православное сектантство.
- 26. Униатство.
- 28. Православие в современном мире: новые тенденции и традиции.
- 29. Западное христианство (до раскола 1054 г.). Апологетика. Патристика.
- 30.Католическая Церковь в средние века и новое врем.
- 31.Католический культ
- 32.Учение католической церкви
- 33.Социальная доктрина совр католич церкви
- 34. Католицизм в новейшее время: традиции и эволюция.
- 35.Ранняя реформация уиклеф. Гус
- 36.Лютеранство
- 37.Англиканство
- 38.Цвинглианство
- 39. Кальвинизм
- 40. Протестантское вероучение
- 41.Отправление культа в протестантизме
- 42.Протестантская этика
- 43.Неопротестантизм
- 44.Современные неортодоксальные течения и культы.
- 45. Религии древней Америки.
- 46. Африканские неокульт ( вуду, сантерия и т.П.) в Европе и Америке.