logo search
Документ Microsoft Office Word

28 Заказ № 1051

выгоде не способствовало ни возникновению умения ценить время, ни появлению предприимчивости, стремления поста­вить материальные блага на высокую ступень в иерархии ценностей. Разумеется, конфуцианские нормы не могли поме­шать ни расцвету торговли, ни культу богатства, ни стремле­нию к материальным благам. Однако тем не менее санкцио­нированная ими иерархия ценностей всегда была тормозящим фактором в развитии традиционного китайского общества, а конформизм и гуманитарно-культурная ориентация в еще большей степени ограничивали возможности этого развития. Другими словами, китайские демократы и радикалы, высту­пившие в годы «движения 4 мая» с резкими нападками на конфуцианство, как на реакционную силу, тормозящую дви­жение вперед, имели для этого серьезные основания.

Революционные бури XX в. во многом изменили старый Китай, а революция 1949 г. открыла возможность для корен­ных социальных преобразований традиционного китайского общества. Безвозвратно ушел в прошлое культ предков — этот основной стержень старокитайского образа жизни. Пре­даны забвению и подвергнуты суровой критике доктрины конфуцианства, опустели храмы и ослабли суеверия. Во мно­гом переменились формы организации быта, даже одежды и прически китайцев. Словом, культурные стандарты и вся си­стема духовных ценностей подверглись решительному пере­смотру, в ходе которого на передний план вышли лучшие на­циональные традиции — трудолюбие и упорство, жажда зна­ний и стремление к учению,, вера в реальную возможность построить общество справедливости и счастья для людей. При всем том, однако, «кошмар мертвых традиций» еще да­леко не был преодолен, и он, к сожалению, сыграл свою роль в ходе тех драматических событий, которыми отмечена исто­рия Китая за последнее десятилетие.

Разумеется, для объяснения этих событий, их причин, су­щества и даже форм ссылки на «кошмар мертвых традиций» далеко не достаточно. Однако в то же время не подлежит сомнению, что некоторые старые конфуцианские традиции были использованы, для того чтобы придать дополнительный авторитет новым идеям и доктринам и облегчить доведение сути этих идей и доктрин до сознания самых широких масс. Похоже на то, что жизненность этих традиций и та легкость, с какой многие из них были использованы в политической борьбе наших дней, объясняются отсталостью страны, недо­статочным уровнем ее промышленного, экономического раз­вития. Не подлежит сомнению, что с повышением этого уров­ня сама быстро меняющаяся жизнь заставит уйти в прошлое устаревшие формы китайского средневековья, оставив в каче­стве национальной традиции лишь то лучшее из истории китайской культуры, чем по праву может гордиться народ.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БДС — Бэйцзин дасюэ сюэбао. ВИ — Вопросы истории. ВИМК — Вестник истории мировой культуры. ВИРА—Вопросы истории религии и атеизма. ВМ Вестник Маньчжурии. ВФ - - Вопросы философии. ВШЧ — Вэнь ши чжэ. ЗХОЕЭ — Записки Харбинского общества естествоиспытателей и эт­нографов.

ИФИ — Историко-филологические исследования. К 75-летию акаде­мика Н. И. Конрада, М., 1967. КСИНА — Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР. ЛШЦС — Лиши цзяосюэ. ЛШЯЦ — Лиши яньцзю.

НАА —Народы Азии и Африки.

СА — Советская археология. СЦШ — Синь цзяньшэ. СШЮ1\ —Синь ши юанькоу. ЧСЯЦ — Чжэсюэ яньцзю. ЯЦСБ — Яиьцзни сюэбао. АА — Artibus Aslae.

AJS —The American Journal of Sociology.

AM — Asia Major.

AO — Archiv Orientalni.

AS — Asiatische Studien (Etudes Asiatiques). BEFEO —Bulletin d'Ecole Francais d'Extreme — Orient. BMFEA — Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities.

CAc—Confucianism in Action, ed. D. S. Nivison and A. F. Wright, Stanford, 1959.

CM—The Chinese Mind. Essentials of Chinese Philosophy and

Culture, ed. C. A. Moore, Honolulu, 1967. CPn—Confucian Personalities, ed. A. F. Wright and D. Twitt-

chett. Stanford, 1962. CPs —The Confucian Persuasion, ed. A. F. Wright, Stanford, 1960. CT1—Chinese Thought and Institutions, ed. J. Fairbank, Chicago,

1957.

HJAS — Harvard Journal of Asiatic Studies. HR — History of Religions. JA — Journal Asiatique. JAOS —Journal of the American Oriental Society. JAS — The Journal of Asian Studies. JNCBRAS—Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society.

JOS—Journal of Oriental Studies. JRAS —Journal of the Royal Asiatic Society. MPRHC — A. Maspero, Melanges posthumes sur les religions et l'histoire de la Chine, Paris, 1950, 1—3 vol. MSOS—Mitteilungen des Seminar fur Orientalische Spraclieii.

PCEW — Philosophy and Culture East and West, ed. C. A. Moore, Honolulu, 1962. PEW — Philosophy East and West. RCISH — Rapports. Comite Internationale des Sciences Historiques.

XII-е Congres Internationale des Sciences Historiques. Vienne. Vol. II. Histoire de* Continents, Wien, 1965. SJ — Silver Jubilee Volume of the Zinbun — Kagaku— Kenkyusyo. Kyoto University, Kyoto, 1954. SJF — Sino — Japonica. Festschrift Andre Wedemeyer zum 80.

Qeburgstag, Leipzig, 1956. SCT — Studies in Chinese Thought, ed. A. F. Wright, Chicago, 1953.

THM — T'ien Hsia Monthly. TP — T'oung Pao.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта,—К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 8.

  2. Маркс "К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология,- К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 3.

  3. Энгельс Ф., Крестьянская иойпа в Германии, — К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 7.

  4. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фи­лософии,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 21.

  5. Энгельс Ф., Письмо Марксу от 18 октября 1346 г.,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 27.

  6. Энгельс Ф., Письмо Иозефу Блоху от 21 (22) сентября 1890 г.,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 37.

  7. Лени и В. И., Социализм и религия,— Полное собрание сочинений, т. 12.

* * *

  1. Ал е к с а и д р о в Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959.

  1. Алексеев В. М., В старом Китае, М., 1958.

  1. Алексеев В. М., Китайская классическая проза, М., 1958.

  2. Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966.

  3. Алин В. Н., Верования и суеверные обычаи китайцев, связанные с вредителями сельского хозяйства,— ЗХОЕЭ, 1946, № 1.

  4. Ани сим о в А. Ф., Об исторических истоках и социальной основе тотемистических верований,— ВИРА, т. VIII, 1960.

  5. Анисимов А. Ф., Духовная жизнь первобытного общества, М.— Л., 1966.

  6. Баранов И. Г., Китайский Новый год, Харбин, 1927.

  7. Баранов И. Г., Загробный суд в представлениях китайского наро­да — ВМ, 1928, № 1.

^ 17. Беттани и Дуглас, Великие религии Востока, ч. 1. Беттани, Ве­ликие религии Индии. Будда и буддизм; ч. 2. Дуглас, Конфуцианство и даосизм, М., 1899.

  1. Бибиков С. Н., К вопросу о погребальном ритуале в Триполье,— «-Краткие сообщения Института истории материальной культуры», выи. XLVIII, 1952.

  2. Бич урин Н. Я. (Иакинф), Описание Пекина, СПб., 1829.

  3. Б и ч у р и и Н. Я. (Иакинф), Общественная и частная жизнь китай­цев,— «Отечественные записки», 1840, № 5.

  4. Бичурин Н. Я., Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение, СПб., 1840.

  5. Б и ч у р и и Н. Я. (Иакинф), Описание религии ученых, Пекин, 1906.

  6. Бичурин Н. Я., Китай в гражданском и нравственном состоянии, Пекин, 1912.

  1. Богаевский Б. Л.. Раковины в расписной керамике Китая, Крита и Триполья, Л., 1931.

  2. Б у л а и ж е П. А., Конфуций. Жизнь его и учение, М, 1910.

  3. Быков Ф. С, Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу,— «Китай, Япония. История и философия», М., 1961.

  4. Быков Ф. С, Зарождение материалистических представлений в древнем Китае,— КСИНА, № 53, 1962.

  5. Быков Ф. С, Зарождение политической и философской мысли в Кн-тае, М., 1966.

  6. Васильев В. П., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. I, Общее обозрение, СПб., 1857.

  7. Васильев В. П., Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и дао­сизм, СПб., 1873.

V 31. Васильев В. П., Примечания на третий выпуск китайской хресто­матии, пер. и толкование Ши цзина, СПб., 1882. \^/32. Васильев В. П., Буддизм и его принципы, СПб., №91.

  1. Васильев К- В., «Планы сражающихся царств», М., 1968.

  1. Васильев Л. С, Аграрные отношения и община в древнем Китае, М., 1961.

  2. Васильев Л. С, О роли внешних влияний в возникновении китай­ской цивилизации,— НАА, 1964, № 2.

  3. Васильев Л. С, Генезис древнекитайской бронзы и этнокультур­ные связи Инь, М., 1964.

  4. Васильев Л. С, Некоторые проблемы генезиса мировой цивилиза­ции в современных зарубежных исследованиях,— НАА, 1966, № 2.

  5. Васильев Л., Китай: наследие конфуцианства,— «Азия и Африка сегодня», 1966, № 8.

  1. Васильев Л. С, Конфуцианство в Китае,— ВИ, 1968, № 10.

  1. Васильев Л. С, Социальная структура и динамика древнекитай­ского общества,— «Проблемы истории докапиталистических обществ», кн. 1, М., 1968.

  2. В о с к р е с е н с к и й Д., Экзаменационная система в период маньчжур­ской династии,— «У Цзин-цзы, Неофициальная история конфуциан­цев», М., 1959.

  1. «Восстание ихэтуаней», документы и материалы, М., 1968.

43. Вяткин Р. В., Музеи и достопримечательности Китая, М., 1962. ^44. Георгиевский С, Принципы жизни Китая, СПб., 1888.

/45. Георгиевский С, Мифические воззрения и мифы Китайцев, СПб., 1892.

  1. Г е с с е - В а р т е г Э., Китай и китайцы. Жизнь, нравы и обычаи со­временного Китая, СПб., 1900.

  2. Г л а г о л е в С. С, Религии Китая, М., 1901.

  3. Глебов Н., Школьное дело в Китае,— «Записки Приамурского отде­ления императорского общества востоковедения», 1915, т. JII.

  4. Г о М о - ж о, Эпоха рабовладельческого строя, М., 1956.

  5. Го Мо-жо, Бронзовый век, М., 1959.

  6. Го Мо-жо, Философы древнего Китая, М., 1961.

  7. Грубе В., Духовная культура Китая, СПб., 1912.

  8. Г р у м - Г р ж и м а й л о Г. Е., Можно ли считать китайцев автохто­нами бассейна среднего и нижнего течения Желтой реки? — «Известия географического общества», т. LXV, 1933, вып. 1.

  9. Д е м ь е в и л ь П., Проникновение буддизма в традиционную китай­скую философию (резюме),— ВИМК, 1957, № 1.

  10. Державин К. Н., Китай в философской мысли Вольтера,— «Воль­тер. Статьи и материалы», Л., 1947.

  11. Джайльс Г. А., Китай и его жизнь, СПб., 1914.

57. Думам Л. И., Очерк истории Китая,— «Китай», М.— Л., 1940. V 58. «Дхаммапада», пер. и комм. В. Н. Топорова, М., 1960.

59. Ж э н ь Ц з и - ю й, О некоторых проблемах истории китайской фило­софии,— ВФ, 1957, № 4.

  1. Завадская Е. В., Что Сэлинджер ищет в «дзэн»? — ИФИ.

  2. 3 ы б и н а А., Взгляд на значение женщины в исторической жизни на­родов, ч. I. Китай, М., 1870.

  3. Зыбковец В. Ф., О черной и белой магии, М., 1965.

  4. Зыбковец В. Ф., Человек без религии, М., 1967.

i-'64. Иванов А. И., Ван Ань-ши его реформы. XI в., СПб., 1909. у 65. Иванов А. И., Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы, СПб., 1912.

  1. Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957.

  2. Киселев С. В., Неолит и бронзовый век Китая,— СА, 1960, № 4.

  3. К о н и с с и Д. П., Средина и постоянство, М., 1896.

  4. Конрад Н. И.,. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование, М.— Л., 1950.

V70. Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966.

  1. Коростовец И., Образование в Китае,— «Вестник Европы», 1872.

  2. Коростовец И., Китайцы и их цивилизация, СПб., 1898.

  3. Котлнр Д. П., Срединное царство, СПб., 1903.

  4. Кочетов А* Н., Буддизм, М., 1965.

  5. Кривцов В. А., Китайский космогонический трактат XI века,— ВФ, 1958, № 12.

  6. Кривцов В. Н., Народное образование в Китае,—«Китай», М.— Л., 1940.

  7. Крымский К-, Изложение сущности конфуцианского учения, Пе­кин, 1913.

^/78. Крюков М. В., Формы социальной организации древних китайцев, М., 1967.

  1. Крюков М. В., Социальная дифференциация в древнем Китае (Опыт сравнительно-исторической характеристики),— «Разложение ро­дового строи и формирование классового общества», М, 1968.

  2. Кульчицкий А., Брак у китайцев, Пекин, 1908.

  3. К ю н е р Н. В., Лекции по истории развития главнейших основ китай­ской материальной и духовной культуры, Владивосток, 1921.

  4. Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965.

  5. Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, М., 1930.

  6. Лисе вич И. С, Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах,— «Теоретические проблемы восточных литератур», М., 1969.

  7. Л о Гуань-чжун, Троецарствие, пер. В. А. Панасюка, М., 1954.

  8. Л у Син ь, Старые легенды в новой редакции, — «Собрание сочине­ний», т. 3, М., 1955.

  9. Макгован Д., Китайцы у себя дома, СПб., 1910.

  10. Маракуев А. В., Инь-фу-цзин — страничка из истории китайской философии,— «Ученые записки Томского педагогического института», т. III, 1946.

  11. Массой В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М.— Л., 1964.

  12. М е и ц о в В., О состоянии первоначального обучения в Китае,— «Журнал министерства народного просвещения», т. XXV, 1840.

  13. Меньшиков Л. Н., Бяньвэнь о Вэймоцзе, М., 1963.

  14. Минаев И. П. (пер.), Книга Марко Поло, М., 1956.

  15. Монастырей Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПб., 1876.

  16. М о н а с т ы р е в Н., Заметки о конфуциевой летописи Чунь-цю, СПб., 1876.

J 95. Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955. ' 96. Мюллер М., Религии Китая, СПб., 1901.

  1. «Мысли о религии», М, 1962.

  2. «Народы Восточной Азии», М., 1965.

  3. Окладников А. П., Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. I— II, М., 1950; ч. III, М„ 1955.

100. Переломов Л. С, Империя Цинь — первое централизованное га-сударство в Китае (221—202 гг. до н. э.), М., 1962.

  1. Переломов Л. С, О роли идеологии в становлении деспотического государства в древнем Китае,— НАА, 1967, № 3.

  2. Переломов Л. С, Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу), М., 1968.

  3. Петров А. А., Ван Би (226—249). Из истории китайской филосо­фии, М.— Л., 1936.

  4. Петров А. А., Ян Чжу — вольнодумец древнего Китая,— СВ, 1, 1940.

  5. Петров А. А., Ван Чун — древнекитайский материалист и просвети­тель, М, 1954.

V 106. Позднеева Л. Д., Цзи Кан о долголетии,— «Древний мир», М., 1962.

,/107. Позднеева Л. Д., Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, М., 1967.

108. Помер анц Г. С, Дзэн и его наследие (по материалам современных публикаций),—НАА, 1964, № 4. V109. Попов П. С, Китайский философ Мэн цзы, СПб., 1904.

ПО. Попов П. С, Китайский пантеон, СПб., 1907. i,lll. Попов П. С, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПб., 1910.

  1. Поршнев Б. Ф., Социальная психология и история, М., 1966.

  2. Поршнева Е. Б., Народное восстание 1796—1803 гг.,— КСИНА, № 53, 1962.

  3. «Проделки праздного дракона», пер. Д. Воскресенского, М., 1966.

  4. Пу Сун-л ин (Л я о Чжай), Рассказы о людях необычайных, пер. В. М. Алексеева, М., 1954.

  5. Р а д у л в - 3 а т у л о в с к и й Я. Б., Конфуцианство и его распростра­нение в Японии, М., 1947.

  6. Радуль-Затуловский Я. Б., Великий китайский атеист Фань Чжэнь,— «Ежегодник Музея истории религии и атеизма», 1957, № 1.

  7. Радхакришнан С, Индийская философия, т. 1, М., 1956.

  8. Рейснер М., Идеология Востока, Очерки восточной теократии, М.— Л., 1927.

  9. Р и ф т и н Б. Л., Китайские пословицы как материал для изучения народного мировоззрения,— «Советская этнография», 1960, № 4.

  10. Рифтин Б. Л., Сказание о Великой стене и проблема жанра в ки­тайском фольклоре, М., 1961.

  11. Рифтин Б., Изучение китайской мифологии и книга профессора Юань Кэ,— «Юань Кэ, Мифы древнего Китая», М., 1965.

yj 123. Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. II. Проблемы буддийской философии, Пг., 1918.

  1. Рубин В. А., Два истока китайской политической мысли,— ВИ, 1967, № 3.

  2. Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли,— НАА, 1968, № 6.

  3. Рыбаков Б. А., Космогония и мифология земледельцев энеолита, С А, 1965, № 1.

126а. С ем а но в В. И., Было ли Возрождение в Китае? — «Литература эпохи Возрождения», М., 1967.

  1. Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966.

  2. Серебренников И. И., Миф и религиозный культ в Китае,— ВМ, 1930, № 4.

  3. Симон Ж., Срединное царство. Основы китайской цивилизации, СПб., 1886.

  4. Симоновская Л. В., Антифеодальная борьба китайских крестьян в XVII веке, М., 1966.

  5. Смит А., Китай и его жизнь, СПб., 1904.

  6. Смит В. М., Характеристики китайцев, Владивосток, 1916.

  7. Смолин Г. Я., Крестьянские восстания в провинциях Хунань и Ху-бэй в 1130—1135 гг., М., 1961.

'•134. Столповская А., Очерк истории культуры китайского парода, М., 1891.

I 135. Столповская А., Выдающиеся стороны национальной жизни и национального характера китайцев, М., 1903.

  1. «Страна Хань. Очерки О культуре древнего Китая», Л., 1959.

  2. Стратанович Г. Г., Китайские бронзовые зеркала: их типы, ор­наментация и использование,— «Восточноазиатский этнографический сборник», вып. II, М., 1961.

  3. Стратанович Г. Г., О ранних верованиях древних китайцев (то­темизм) ,— КСИНА, № 61, 1963.

  4. Сухов А. Д., Философские проблемы происхождения религии, М., 1967.

  5. Сыма Ц я и ь, Избранное, пер. В. Паиасюка, М., 1956.

  6. Тит арен ко М. Л., Мо-цзы и раннние монеты о процессе познания,— ВФ, 1964, № 11.

  7. Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кап Kj-иэй, М., 1958.

  8. Тихвинский С. Л., Маньчжурское владычество в Китае,— «Мань­чжурское ВЛаДЫЧеСТВО в Китае/ М., I960.

  9. Токарев С. А., Сущность и происхождение магии,—«Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований», М., 1959.

,145. Токарев С. А., Происхождение религии, М., 1960. /146. Токарев С. А., Что такое мифология? — ВИРА, т. X, 1962. / 147. Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964.

  1. Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1965.

  2. Тэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939.

  3. Угринович Д. М., О специфике религии, М„ 1961.

  4. У Ц з II и - ц л ы, Неофициальная история конфуцианцев, М., 1959.

  5. У Чэн-энь, Путешествие на запад, М., 1959.

  6. Федоренко 11. Т., «Шицзин» и его место в китайской литературе, М., 1958.

  7. Федоренко Н. Т., Земля и легенды Китая, М., 1961.

  8. Федоренко Н. Т., Натурфилософские идеи в старой китайской ли­тературе,— ВФ, 1961, № 6.

  9. Федоренко Н. Т., Тематическое своеобразие китайской мифоло­гии,— ИФИ.

  10. Фигуровский Н. А., Химия в древнем Китае,— «Из истории нау­ки и техники Китая», М., 1955.

  11. Ф и ш м а н О. Л., Китайский сатирический роман, М., 1966.

  12. Фишман О. Л., О политике Цинов в области идеологии,— «Мань­чжурское владычество в Китае», М., 1966.

  13. Флуг К. К-, Очерк истории даосского канона (Дао цзана),— «Из­вестия Академии наук», 1930, № 4.

  14. Флуг К. К., История китайской печатной книги сунской эпохи. X— XIII вв., М.—Л., 1959.

  15. Ф р а и ц е в Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л., 1959.

  16. Фрэзер Д., Золотая ветвь, М., 1928, вып. I—IV.

  17. Хайтун Д. Е., Тотемизм, его сущность и происхождение, Сталина-бад, 1958.

  18. Хоу В а й - л у, Социальные утопии древнего и средневекового Ки­тая,—ВФ, 1959, № 9.

  19. «Хрестоматия по истории древнего Востока», М., 1963.

  20. Ху Хоу-сюань, Некоторые итоги китайской эпиграфики,— «Проб­лемы востоковедения», 1959, № 6.

  21. Цао С ю э - ц и и ь, Сон в красном тереме, М., 1958.

  22. Чаттерджи С, Датта Д., Древняя индийская философия, М., 1954.

  23. Чаттопадхьяя Д., История индийской философии, М., 1966.

170а. Черкасский Л. Е., Поэзия Цао Чжи, М., 1963.

  1. Ши Н а й - а н ь, Речные заводи, М., 1959.

  2. Шкур кии П. В., Очерки даосизма,— «Вестник Азии», № 53, 1926. 172а. Шкур кии П. В., Путешествие восьми бессмертных за море, Хар­бин, 1926.

J73. Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952. ,v/174. Штейн В. М., Китай в X и XI вв.,— «Советское востоковедение», т. III, 1945.

  1. Штейн В. М., «Гуань-цзы», М., 1959.

  2. Штейн В. М., Экономические и культурные связи между Индией и Китаем в древности, М., 1960.

  3. Штейн В. М., Из ранней истории социальных утопий (Даосская уто­пия в Китае),—ВИМК, I960, № 6.

  4. Штейн В. М., Участие стран Востока в подготовке европейского Возрождения,— «Китай. Япония. История и философия», М., 1961.

  5. Штукин А. А. и Федоренко Н. Т., Шицзин; М., 1957.

  6. Шурц Г., История первобытной культуры, СПб., 1907.

  7. Шэно Ж-, Эгалитарные и утопические традиции на Востоке,— НАА, 1968, № 5.

182. Ш ю р э, Сакия-Муни. Древний мудрец. (Легенды о Будде), М., 1886. \/183. Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению поздней-

. ших буддистов, СПб., 1903-1909. V 184. Щербатской Ф. И., Философское учение буддизма, Пг., 1919.

  1. Щуцкий Ю. К., Даос в буддизме, - «Восточные записки», т. I, 1927.

  2. Щуцкий Ю. К., Основные проблемы к истории текста «Ле-цзы»,— «Записки коллегии востоковедов», т. III, 1928, вып. 2.

  3. Щуцкий Ю. К., Китайская классическая книга перемен, М., 1960.

  4. Эй длин Л. 3., Тао Юань-мин и его стихотворения, М., 1967.

  5. Эншлен Ш, Происхождение религии, М., 1954.

  6. Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965.

  7. Яковлев Л. М., Дракон, Этнографический очерк,— ЗХОЕЭ, 1946, № 1.

  8. Ян X и н - ш у и, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М.—Л„ 1950.

  9. Ян Юн-го, История древнекитайской идеологии, М., 1957.

  10. Яншина Э. М., О некоторых изображениях на рельефах ханьских погребений (II в. до н. э.— II в. н. э.),— «Вестник древней истории», 1961, № 3.

  11. Яншина Э. М., Богоборческие мотивы в древнекитайской мифоло­гии,— КСИНА, № 61, 1963.

  1. Ackerman'P., Ritual Bronzes of Ancient China, New York, 1945.

  2. Allan C. W„ Makers of China, Shanghai, 1936.

  3. A n d e r s s о n J. G., Preliminary Report on Archaeological Research in Kansu,— «Memoires of the Geological Survey of China», ser. A, Peking, 1925, № 5.

  4. Andersson J. G., Symbolism in the Prehistoric Painted Ceramics of China,—BMFEA, № 1, 1929.

  5. Andersson J. G., Researches into the Prehistory of the Chinese,— BMFEA, № 15, 1943.

  6. Bagchi P. C, Le Canon bouddhique en Chine, Paris, 1927—1928.

  7. Balazs E., Entre revolte nihiliste et evasion mystique,— AS, 1948, № '1/2.

  8. Balazs E., Chinese Civilization and Bureaucracy, New Haven, 1964.

  9. Balazs E., Political Theory and Administrative Reality in Traditional China, London, 1965.

  1. Balazs St., Buddhistische Studien der Philosoph Fan Dsclicn und sein Traktat gegen den Buddhismus,— «Sinica», 1932, Jg. VII, № 6.

  2. Ball J. D., The Celestial and His Religions: or the Religious Aspects in China, Hongkong, 1906.

  3. Bary W. Т., d e, A Reappraisal of Neo-Confucianism,— SCT.

  4. Bary W. Т., d e, Chinese Despotism and the Confucian Ideal: A Se­venteenth-Century View,— CTI.

  5. Bary W. T. d e, Common Tendencies in Neo-Confucianism, — CAc.

  6. В ary W. T. de (ed.), Sources of Chinese Tradition, New York, 1960.

  7. Bauer W., Der chinesische Personenname, Wiesbaden, 1959.

  8. Bauer W., Der chinesische Eigenname und seine Beziehung zu Wort und Schrift —«Oriens», Bd 13—14, 1960—1961.

V213. Be a I S., Buddhism in China, London, 1884.

  1. Bezol d C, Sze-ma Ts'ien (Ssuma Chhien) und die babylonische Astro-logie,— «Ostasiatischc Zeitschrift», Bd 6, 1919.

  2. Bielenstein H., An Interpretation of the .Portents in the Ts'ien Han Shu (Chhien Han Shu),—BMFEA, № 22, !*,J0.

  3. Biggerstaf f K., The Earliest Modern Government Schools in China, New York, 1961.

  4. Biot E., Recherches sur les moeurs des anciens Chinois, d'apres le Chi-king — JA, ser. 4, 1843, vol. XLIII.

  5. Biot E., Le Tcheou-li ou rites des Tcheou, Paris, 1851.

  6. Bischof f F. A., La foret des pinceaux, Paris, 1963.

  7. Bishop C. W., The Beginnings of North and South in China,— «Pa-cific Affairs*, vol. VII, 1934, № 3.

  8. Blofeld J., Life in a Chinese Buddhist Monastery,—THM, vol. VIII, 1939, № 2.

  9. Blofeld'J., The Zen Teaching of Hui Hai, London, 1962.

  10. BoddeD., China's First Unifier, Leiden, 1938.

  11. Bodde D., Dotnin.-nil Ideas In the Formation of Chinese Culture,— JAOS, vol. 62, 1942, № 4.

  12. Bodde D., Harmony and Conflict in Chinese Philosophy,—SCT.

  13. BoddeD., Authority and Law in Ancient China,— SJ.

  14. Bodde D., Feudalism in China,— «Feudalism in History*, 1956.

  15. Bodde D., China's Cultural Tradition, New York, 1957.

  16. Bodde D., Evidence for «Laws of Nature* in Chinese Thought,— HJAS, vol. 20, 1957, № 3-4.

  17. Bodde D. Lieh-tsu and the Doves: A Problem of Dating,— AM, n. ser, vol. VII, 1959, pt 1—2.

  18. Bodde D., Myths of Ancient China,—«Mythologies of the Ancient World*, New York, 1961.

  19. Bodde D. and Morris C, Law in Imperial China, Cambridge, Mass., 1967.

  20. Bogardus E. S., The Development of Social Thought, New York, 1955.

  21. «The Book of Filial Duty*, London, 1908.

  22. В orel H., Wu Wei. A Phantasy Based on the Philosophy of Lao-Tse, London, 1903.

  23. Bottger W., Jagdmagie im alten China,— SJF.

  24. Bottger W., Die Ursprunglichen Jagdmethoden der Chinesen, Berlin, 1960.

  25. Braidwood R., The Near East and Foundations for Civilization, Oregon, 1952.

  26. Bredon F., MitrophanowJ., The Moon Year. A Record of Chine­se Customs and Festivals, New York, 1966.

  27. Bru ce J. P.. Chu Hsi and his Masters, London, 1923.

  28. Bruce J. P., The Humanness of Chu Hsi, London, 1925.

  29. Bulling A., The Meaning of China's Most Ancient Art, Leiden, 1952.

  30. Burkhardt V. R., Chinese Greeds and Customs, Hong Kong, 1954.

  1. С a h i 11 J. F., Confucian Elements in the Theory of Painting,— CPs.

  2. Cammann S., Types of Symboles in Chinese Art,— SCT.

  3. Carus P., Chinese Philosophy, Chicago — London, 1902.

  1. Chai Ch'u and Chai Winberg, The Humanist Way in Ancient China: Essential Works of Confucianism, New York — Toronto — London,

1965.

  1. Chalmers J., Chinese Natural Theology,— Travaux de la troisieme session du Congres international des orientalistes. St. Petersbourg, 1876, vol. II, St. Petersbourg, 1879.

  2. Chan Hok — lam, Lui Ping-chung. A Buddhist-Taoist States­man at the Court of Khubilai Khan,—TP, vol. LIII, 1967.

  3. Chan Wing-tsit, Religious Trends in Modern China, New York, 1953.

261. Chan Wing-tsit, Transformation of Buddhism in China,— PEW, vol. VII, 1957—1958, № 3—4.

  1. Chan Wing-tsit, Chinese Theory and Practice — PCEW.

  2. Chan Wing-tsit, Syntheses in Chinese Metaphysics,— CM.

  3. Chan Wing-tsit, The Individual in Chinese Religions,— CM.

  1. Chang Carsun, The Development of Neo-Confucian Thought, New York, 1957.

  2. Chang Carsun, Chinese Intuitionism: A Reply to Feigl on Intui­tion— PEW, vol. X, 1960, № 1—2.

  3. Chang Carsun, A. Comparison of Confucian and Platonic Ethical Views,—PEW, vol. XIII, 1964, № 4.

  1. Chang Chen-Chi, The Practice of Zen, New York, 1959.

  2. ChangChung-li, The Chinese Gentry, Seattle, 1955.

  3. Chang Chung-Ii, The Income of the Chinese Gentry, Seattle, 1962.

  4. Chang Chung-yuan, Creativity and Taoism, New York, 1963.

  1. Chang Kwang-chih, Chinese Prehistory in Pacific Perspectives: Some Hypotheses and Problems —HJAS, vol. 22, 1959.

  2. Chang Kwang-chih, China,— «Courses Toward Urban Life», New York, 1962.

  3. Chang Kwang-chih, The Archaeology of Ancient China, New Haven — London, 1963.

266. Chao Pu-chu, Buddhism in China, Peking, 1960.

  1. Chavannes E. (tr.), Memoire compose a l'epoque de la grande dy-nastie T'ang stir les religieux eminents qui allercnt chercher la loi dans les pays d'Occident par I Tsing, Paris, 1894.

  2. Chavannes E., Les Memoires historiques de Se-Ma Ts'ien, Paris, 1895—^1905.

  3. Chavannes E., Le T'ai Chan, Paris, 1910.

  4. Chavannes E., Le Dieu du Sol dans la China antique, — «Le T'ai Chan», Paris, 1910.

  5. Chavannes E., Le Yet des Dragons,— «Memoires concernant L'Asie Orientale», t. 3, Paris, 1919.

  6. Chen Huan-chan, The Economic Principles of Confucius and his School, vol. I—II, New York, 1911.

  7. С h ' e n K, On Some Factors Responcible for the Anti-Buddhist Perse­cution under the Pei-ch'ao,—HJAS, vol. XVII, 1954, № 1—2.

V 273. Ch'en K. S., Buddhism in China. A Historical Survey, Princeton, 1964.

  1. Chen Zen S., The Outstanding Cultural Assets of Chinese People,— •constitute of Pacific Relations. Preliminary Paper Prepared for Second General Session», Honolulu, 1927.

  2. Cheng Che-yu, Oriental and Occidental Cultures Contrasted: An Introduction to «Culturology», Berkeley, 1943.

  3. Cheng Lin, The Four Books, Shanghai, 1948.

  4. Cheng T ё - к ' u n, The Religious Outlook of the Chinese, London, 1956.

  5. Cheng Тё-k'un, Archaeology in China, vol. 1, Prehistoric China, Cambridge, 1959.

  1. Cheng Тё-k'un, Archaeology in China, vol. 2, Shang China, Camb­ridge, 1960.

  2. Cheng Тё-k'un, Archaeology in China, vol. 3. Chou China, Camb­ridge, 1963.

  3. Cheng Тё-k'un. Animal Styles in Prehistoric and Shang China,— BMFEA, № 35, 1963.

  4. Cheng T i e n - H s i, .China Moulded by Confucius, London, 1947.

' 283. С h ё n g -1 z u - у a i: the Black Pottery Culture Site at Lung-shan — chen in Li-ch'eng-hsien Shantung Province, New Haven, 1956.

284. Ch'ien Tuan-sheng, The Government and Politics of China, Cambridge, 1961.

285. Chochod L., Occultism et magie en Extreme — Orient, Paris, 1945. t/286. Chou Hsiang-Kuang, A History of Chinese Buddhism, Allahabad,

1956.

  1. Chou Hsiang-Kuang, T'ai Hsu. His Life and Teaching, Allah­abad, 1957.

  2. Chou I - liaTig, Tantrism in China,- - HJAS, vol. 8, 1945.

  3. Chou Maria, Zur Stellung der Nebenfrau in der Altercn Cliinesischen Gesellschaft, Koln, 1959.

  4. Chow Tse-tsung, The Anti-Confucian Movement in Early Repub­lican China,— CPs.

  5. Chow Yih-ching, La philosophie morale dans lc neo-confucianisme

(Tcheou Touen-Yi), Paris, 1954.

  1. Chow Yih-ching, La philosophie chinoise, Paris, 1961.

  2. Chow Yung-Teh, Social Mobility in China, New York, 1966.

  3. Ch'ii T'ung-tsu, Chinese Class Structure and Its Ideology,— CTI.

  4. Ch'ii T'ung-tsu, Law and Society in Traditional China, Paris, 1961.

  5. «Chuang-lzu. Musings of a Chinese Mystic*, ed. L. Giles, London, 1927.

  6. «Cinq cents contes et apologie. Extraits dti Tripitaka chinois et trad, en franc, par Edouard Chavannes*, Paris, 1962.

  7. Clark G., China am Ende?, Leipzig, 1936.

  8. Combaz G., Les templez imperiaux de la Chine, Bruxelles, 1912.

  9. Contag V., Konfucianische Bildung und Bildwert, Zurich, 19G4.

  10. Consten E. (von Erdberg), Das alte China, Stuttgart, 1958.

  11. Con ze E. (tr.), Buddhist Wisdom Books, London, 1958.

V303. Conze E., Buddhism. Its Essence and Development, New York, 1959. i^304. Coomaraswamy A., Elements of Buddhist Iconography, Cambridge, Mass., 1935.

I,-305. Coomaraswamy A., Buddha and the Gospel of Buddhism, New York, 1964.

  1. Cormack J. G. (Annie), Chinese Birthday, Wedding, Funeral and Other Customs, Peking, 1923.

  2. Cottrell L., The Tiger of Ch'in, New York, 1962.

  3. С о u 1 b о r n R., The Origin of Civilized Societies, Princeton, 1959.

  4. Crane L., China in Sign and Symbol, Shanghai — London, 1927.

  5. Cranmer-Byng J. L., Lord Macartney's Embassy to Peking in

1793. From Official Chinese Documents —JOS, vol. IV, 1957—1958, № 1—2.

  1. Creel H. G., Sinism. A Study of the Evolution of the Chinese World-view, London, 1929.

  2. Creel H. G., I as Equivalent to Tao —JAOS, vol. 52, 1932, № 1.

  3. Creel H. G., Confucius: the Man and the Myth;'New York, 1949.

  4. Creel H. G., Chinese Thought from Confucius to Mao Tse-tung, Chi­cago, 1953.

  5. Creel H. G., On Two Aspects in Early Taoism,— SJ.

  6. Creel H. G„ What is Taoism? — JAOS, vol. 76, 1956, № 3.

  7. Creel H. G., The Birth of China, London, 1958.

1 Примерно такое же соотношение крупных, средних и мелких мона­стырей сохранялось в Китае и позже, невзирая на значительные измене­ния в судьбах китайского буддизма после преследований IX в. и других исторических перемен. Так, в XX в. в Китае насчитывалось около 10О крупных монастырей в среднем с 130 монахами в каждом и около 200 средних с 50—75 монахами. Это была своеобразная элита буддийского мо­нашества, его высший и наиболее ученый слой. Остальные 95% полумил­лионного отряда буддийских монахов жили в первой половине XX в. в ос­новном в небольших храмах и пагодах, являясь своеобразным «клерикаль­ным пролетариатом» (774, 3—4].

2 Буддийская система образования была построена по принятым в Китае стандартам [1038], разница была лишь в наборе пособий и канонов, которые следовало разучивать. Так, начинали обучение тоже с разучива­ния «Саньцзыцзин», но это был буддийский учебник, отличавшийся от обычного [958].

3 Иногда официальный диплом давался также специальными импера­торскими указами (например, по случаю дня рождения императора, обычно в объеме не свыше 1% к уже имеющемуся в данном районе числу мона­хов). Нередко такие дипломы даже продавались [273, 246—248], что при­носило немалый доход казне или ловкому чиновнику-администратору.

4 Как показывают подсчеты, содержание монахов в больших мона­стырях обходилось весьма недешево. На питание и одежду уходило при­мерно 30 тыс. монет в год, что было в пять раз выше годового заработка наемного слуги [273, 250].

5 А. Форке, например, ставит Чжу Си выше Конфуция и Лао-цзы, сравнивая этого мыслителя с Аристотелем и Фомой Аквинатом [404, 201—202].

6 Имея это в виду, правильней ставить вопрос, как сделал В. М. Штейн, лишь о влиянии духовной культуры Востока, в том числе и Китая, на возникновение условий, подготовивших европейский Ренессанс [178].

7 Синологи XIX в., особенно те, кто специально изучал культуру, быт, нравы и обычаи китайского народа, обычно ограничивались лишь тщатель­ным описанием материала и его первичной систематизацией. Из этой систематизации лвствовало, что между верхами и низами общества суще­ствовала заметная грань в области верований, культов, обрядов [19—23; 338]. В синологии XX в. более четко и аналитически выявляется принципи­альное различие между верхним и нижним уровнями китайской религиоз­но-этической системы [250, 141—142]. На это же обращают внимание со­циологи [372, 59]. К сожалению, значительно меньше внимания обратили синологи на синкретизм религиозно-этической системы Китая, особенно на ее нижнем уровне. Одним из первых всерьез занялся этой проблемой ака­демик В. М. Алексеев [9—11].

8 Не все специалисты разделяют этот тезис. В начале нашего века, по свежим следам потрясшего Китай восстания ихэтуаней появилось со­лидное двухтомное исследование крупнейшего синолога-религиоведа де Гроота [451], в котором было собрано огромное количество документов, свидетельствующих о непримиримом отношении конфуцианских чиновни­ков, министров, цензоров и императоров к неортодоксальным неконфуци­анским идеям, институтам, религиям и сектам. Эти документы производят внушительное впечатление. Но необходимо помнить, что они составлялись для того, чтобы отстаивать беспрекословное превосходство конфуцианства, стоявшего в социально-политическом и идейно-этическом плане всегда намного выше всех своих соперников. Эти документы, действительно ха­рактерные едва ли не для всех династий средневекового Китая, являлись своего рода требованием гарантий сохранения такого статуса и на буду-

9 Как справедливо заметил Р. Доусон [327, 367], в условиях китайской бюрократической империи идея создания небесной бюрократии с божест­вами-чиновниками была доведена до абсурда.

10 Это, разумеется, никак не препятствовало тому, что многих из чэн-хуанов в народе считали и именовали бодисатвами, особенно на юге стра­ны, где термином пуса называли вообще почти любое божество [11, 159]. К этому следует добавить, что и сами буддисты, видимо, не имели ничего против такого расширительного толкования термина бодисатва. Во всяком случае, этим термином именовали, например, Конфуция [559].

11 В качестве примера влияния чэн-хуана и почтительного страха пе­ред ним может послужить практика судебного разбирательства в поздне-средневековом Китае. Считалось, что чэн-хуан все видел и все знал, все записывал и все передавал по инстанции, его нельзя ни обмануть, ни под­купить. Поэтому в храме чэн-хуана обычно решались наиболее трудные су­дебные дела: согласие принести клятву и принесение ее перед лицом чэн-хуана рассматривалось как свидетельство невиновности поклявшегося и обычно предусматривало решение дела в его пользу. Страх перед божест­вом, боязнь ужасной судьбы на том свете бывали обычно настолько силь­ны, что ложные клятвы в общем представляли исключение, тем более что на этот счет обычно существовали многие назидательные истории со* страшным концом (некто ложно поклялся, и в ту же минуту его сына раз­бил паралич н т. п.) [87, 100—101].

12 Только в списке, составленном К. Б. Дэем по материалам лишь не­скольких провинций на юго-востоке Китая, фигурирует несколько десяткой различных патронов, многие из которых встречаются только в этом райо­не страны [329, 212—214].

Ж,

13 По другой версии, впоследствии зафиксированной в ряде поздне-средненскоиых сборников легенд, был лишь один великий Лун-ван. Как и> все божества, он имел свою биографию, восходящую к эпохе иньского' Чжоу Синя. Зато кроме него существовало пять популярных драконсиг чуть меньшего ранга [464, 155—176].

14 Подразумевается, что этот волшебный сосуд умножал богатство, деньги. Однако в других фольклорно-мифологических сюжетах сосуд мог выполнять и иные функции. Так, в одной из хорошо известных в Китае сказок-притч рассказывается, что такой сосуд достался как-то злому и жадному богачу. Предвкушая наживу, богач приготовился бросить деньги, однако в этот момент отец богача, желавший взглянуть внутрь сосуда, не удержался и упал туда. Богач вытащил отца — а в сосуде — еще один. Так одного за другим доставал он своих «отцов», каждого из которых он теперь обязан был содержать.

15 Как известно, почти все крупные прозаические произведения, в том числе романы, обычно не читались, во всяком случае в низах китайского общества, а пересказывались специальными мастерами-сказителями шошу-ды, чье искусство всегда пользовалось в народе уважением и популяр­ностью.

16 Они продолжают сохраняться и оказывать свое влияние и позже. Однако именно для докапиталистических обществ роль традиции особенно велика, что и отражается подчас в наименовании таких обществ тради­ционными.

1