logo
Документ Microsoft Office Word

Первые общины буддистов

Учение Будды звало к отказу от мирских утех, к уходу от жизни. В награду оно обещало всем его последователям путь к вечному спасению, к просветлению, к Нирване. Право на вечную жизнь, таким образом, могли заслужить лишь те, кто отказался от жизни и целиком посвятил себя спасению. Разумеется, решиться на добровольный уход от жизни и уйти в общину буддистов могли далеко не все. Но зато путь к это­му был открыт для всех. В отличие от брахманизма и неко­торых других древнеиндийских учений, буддизм, как и раннее христианство, с самого своего возникновения был демокра­тичным. Он отрицал касты, социальное неравенство. Перед лицом великого Страдания н Пути к спасению все были равны. Все мирское, чувственное теряло свой смысл перед Вечностью, перед Нирваной.

Легенды о Будде и его первых проповедях относят началь­ную дату возникновения первых буддийских общин к VI в. до н. э. Согласно данным современной науки, самые первые достоверные свидетельства о существовании буддийских общин едва ли можно датировать ранее IV—III вв. до н. э. [74, 42—43]. Видимо, около этого времени завершался про­цесс генезиса буддизма и создавались первые легенды о ве­ликом Учителе. Ранние легенды и заповеди Будды были, как известно, впервые записаны примерно в 80 г. до н. э. на Цей­лоне [118, 292].

Первые буддийские общины, состоявшие вначале преиму­щественно из аскетов, назывались тогда общинами нищих (бикшу). Вступавшие в общину отказывались от всего мир­ского, от всякого имущества. Они обривали головы, облача­лись в лохмотья, преимущественно желтого цвета. Жили бикшу обычно в стороне от людского жилья, близ кладбищ, иногда просто под деревьями. Каждое утро они появлялись со своими чашами в поселках, прося милостыню. Есть они могли до полудня, причем только вегетарианскую пищу, а за­тем до утра следующего дня нельзя было брать в рот ни крошки.

Бикшу довольно быстро распространились по древней Индии. Со временем они приобрели силу и влияние в стране. В честь наиболее выдающихся деятелей и ревностных пропо­ведников буддизма — и прежде всего в честь великого Буд­ды— бикшу И сочувствовавшие им миряне стали воздвигать памятники, различного рода ступы— куполообразные строе-

\

ния, обычно глухие, напоминавшие могильные склепы с за­мурованным входом. Часть таких ступ содержала внутри останки умерших знаменитых бикшу или их вещи и впослед­ствии превращалась в объект религиозного почитания со сто­роны окрестного населения. Чтобы содержать эти памятники в порядке, некоторые бикшу поселялись вблизи их. Так было положено начало буддийским монастырям, ставшим со вре­менем центрами буддизма.

Вначале члены ранних буддийских общин, бикшу, были еще очень слабо организованы. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая'милостыню. Только на не­сколько месяцев в году (в период дождей) бикшу данного района собирались вместе. В какой-либо пещере, заброшен­ном строении пережидали они это время, расходуя его на благочестивые беседы, размышления, созерцание, выработку догматов и теории своего учения. Позже эти временные по­селения, близ которых и воздвигались упоминавшиеся уже ступы, постепенно превратились в постоянные. Возникли монастыри, сложился устав монастырской жизни. Прежние свободно странствовавшие и почти не связанные ничем бикшу превратились в монахов, большинство которых постоянно прожинали в монастырях и были обязаны строго соблюдать многие десятки, даже сотни обетов и правил, подчиняться избранному ими настоятелю [692].