12 В конце XIX в. В Китае, по некоторым данным, грамотных среди мужчин было около 4%, среди женщин —0,1% [72, 159].
Открытие новой школы обычно приурочивалось к новогодним празднествам. В первый день после окончания праздников ученики приходили в школьное помещение, обычно душное, тесное и плохо освещенное, занимали места за столиками-партами и поступали в полное распоряжение учителя. Учитель, как правило, был строг, а его бамбуковая палка — едва ли не основное «орудие производства» — почти никогда не бездействовала. Строгость и наказание были неизменными спутниками учебы с первых же школьных дней. Любые шалости, бег, веселье, громкие споры и разговоры на посторонние темы — все это категорически исключалось. Занятия в школе шли круглый год, за исключением праздничных дней и новогодних каникул. Начинались они обычно в 7 час. утра и заканчивались к 6 час. вечера с перерывом на обед с 12 до 2. Школа не знала ни уроков, ни перемен: весь день ученики сидели на своих местах и должны были прилежнозаниматься. Покидать помещение они могли лишь поодиночке и с разрешения учителя [46, '67—74; 87, 52—62].
Строгие порядки и напряженный темп занятий в китай- ской школе были связаны прежде всего с организацией и содержанием процесса обучения. Вкратце суть его своди- лась к следующему. В 5—6-летнем возрасте мальчика приво- дили в школу, где он отвешивал поклоны изображению Кон- фуция и учителю, получал от последнего свое новое, школьное имя и приступал к занятиям. На протяжении первых ееми- восьми лет школьники изучали только язык. Сначала они со слов учителя заучивали наизусть «Саньцзыцзин» («Троесло- вие») [911; 921; 683] — набор стихотворных строк, состоявших in грел слов-иероглифов и представлявших нечто вроде ди- дактический энциклопедии, дававшей запас терминов и вво- дившей в крут предметов, составляв \ основу обучения.
Тщательно вызубрив текст- и еще не понимая смысла, ученики затем начинали учить, знаки заученных ими слов, по четыре-шесть знаков в день. Они писали эти знаки на полупрозрачной бумаге по трафаретным листам или заполняли контуры иероглифов кистью по начертанному рядом образцу. Для упражнений использовались также белые лаковые разграфленные на квадратики дощечки, на которых писали тушью (потом ее смывали водой).
Одолев «Саньцзыцзин», ученики приступали к следующему этапу — к «Цяньцзывэнь» («Книга тысячи иероглифов») [912] и «Боцзясин» («Список фамильных знаков») [467], ко- торые выучивались таким же образом. Изучив около 2—3 тыс. знаков, многие на этом заканчивали учебу и отсеивались. Только те, кто успешно сдавал экзамен за начальный курс специальному инспектору, мог продолжать учебу в уездном или провинциальном училище. Значительная часть таких ■ чп пин, р.п полагавшихся в городах и крупных поселках, так- |El «'ii II ч.и iiii.iMii учебными заведениями, хотя наряду с ни- ми ИМбЛИСЬ " 'уда решенные. В этих школах занятия под-
росткон начинались с выучивания наизусть классических тек- | «Сышу» и «Уцзин». Каждая из девяти книг сначала на- крепко вызубривалась. Затем изучались иероглифы. И только ПОСЛе этого остававшиеся до тех пор непонятными древние и кеты учитель с помощью комментариев «переводил» на раз- i опорный язык и объяснял ученикам. Одолев за несколько лет все девять книг, старшие ученики изучали стилистику, основы стихосложения, занимались каллиграфией, тренировались в написании сочинений и толковании классиков [подробнее см.: 48; 71; 76; 90; 417; 910; 936]. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов и, как вершина, умение составлять собственные сочинения, в свободном стиле излагавшие мудрость древних,— такова была, по сути дела, вся программа обучения. Далеко
'3 Лик. 1(51
193
не каждый одолевал ее. Только наиболее способные и усидчивые могли овладеть всей суммой необходимых знаний и оказаться достаточно подготовленными к экзамену на степень сюцай — первую ученую степень, открывавшую путь к дальнейшей карьере.
Иными словами, вся система школьного обучения (круг изучавшихся дисциплин, методика изучения текстов, общий багаж знаний, целенаправленность школьного курса) была поставлена на службу конфуцианским принципам и традициям. Захватив со времен Хань систему народного образования в свои руки, конфуцианцы настолько умело приспособили ее для своих целей, что на протяжении долгих веков и тысячелетий китайская школа учила детей в первую очередь тому, что соответствовало политике, этике и прочим принципам конфуцианства. В строгом соответствии с теорией и практикой конфуцианства китайская школа на протяжении десятков поколений не учила учеников ни думать, ни рассуждать, ни анализировать. Имея дело, как правило, с наиболее способными юношами, школьная система с ее главными методическими принципами — вызубриванием и запоминанием — Способствовала ЛИШЬ тренировке памяти и увеличению ее объема с тем, чтобы с ранней молодости вложить в головы учеников как можно больше готовой и апробированной мудрости, которую следовало слепо принимать на веру. Эта система воспитывала учеников в духе беспрекословного повиновения конфуцианской догме, в духе почтения перед авторитетами старины. Старательно изучая древние каноны, в сотый и тысячный раз схоластически перепевая банальности и трюизмы, выпускники китайской школы, люди очень грамотные и по-своему весьма образованные, постепенно проникались верой в незыблемость и абсолютное совершенство привитых им принципов жизни и мышления. Они превращались в самоуверенных начетчиков, высокомерно игнорировавших практику, опыт, жизнь, не допускавших и тени сомнения в том, что именно им ведома вся мудрость и что именно они должны управлять страной.
Традиционная конфуцианская система обучения, оставлявшая фактически в стороне все науки негуманитарного цикла [159, 172—173] и дававшая всем выпускникам совершенно одинаковую подготовку (в смысле предметов обучения и характера образования), нередко вызывала протесты со стороны наиболее умных и дальновидных политических деятелей и руководителей-администраторов. Это и понятно, ибо даже в условиях конфуцианского государства с его однобокой культурно-этической ориентацией в системе' администрации необходимы были специалисты различного профиля. Не случайно один из виднейших государственных деятелей и реформаторов средневекового Китая Ван Ань-ши (1021 —1086) в своих до-
кладах императору настаивал на необходимости реформировать систему образования, которая не столько воспитывает таланты, сколько «губит их». Ван Ань-ши резко критиковал такой порядок, при котором человека, получившего доступ к службе в результате изучения древней литературы, назначали то судьей, то казначеем, то даже военачальником. Он настаивал на введении специализированного образования: «Талант может совершенствоваться только в своей специальности и погибает, если им разбрасываться» (64, 61].
Казалось бы, требование совершенно разумное и служившее лишь делу укрепления той структуры конфуцианского государства и общества, которой столь дорожили власть имущие. II нее такп оно, как и многие другие реформы, время от времени предлагавшиеся различными министрами и чиновниками средневекового Китая, вызвало решительные возражения консервативно мыслящих конфуцианцев, видевших во всяком подобном предложении покушение на устои, завещанные предками 13. Разумеется, при этом немалую роль играло и опасение лишиться монополии на власть, если бы какая-нибудь подобного рода реформа открыла дорогу наверх еще для кого-либо, кроме знатоков конфуцианских древностей.
- Конфуций и его время
- Социальный порядок по Конфуцию
- Мораль и религия по Конфуцию
- Небо и государь в учении Конфуция
- Небо и «революция»
- 1 Бо 1 I it ухой. Позже эта идея об ответственности монарха была раз-
- Культ предков
- Учение о сяо
- Культ семьи и клана
- Семья и брак
- Женщина в семье
- 11 Сводка материалов о положении женщин в Китае содержится в. Ряде специальных ГруДов [61; 289; 448; 640, 744].
- Супружеская любовь, вдовство и развод
- Дети в семье. Младшие и старшие
- Смерть. Первые погребальные обряды
- Похороны и траур
- Могилы предков
- Храмы предков
- 2 Наиболее полно сказано об этом в трактате «Гуань-цзы», составленном примерно в IV— III вв. До н. Э. См. 850, § 45, 255—258; 65, xlvi.
- 3 Одним из первых исторических трудов в этом жанре было сочинение ханьского конфуцианца Цзя и «Го Цинь лунь» («Об ошибках Цинь»), включенное Сыма Цянем в его труд «Шицзи», гл. 6 и 48.
- Синтез конфуцианства и легизма
- Трансформация конфуцианства
- Культ конфуцианских сочинений
- Культ грамотности и образования
- 1 Н|и mi'IIIII.II'I читатель в Китае сумел прочесть книги прошлых веков,
- Школа и система обучения
- 12 В конце XIX в. В Китае, по некоторым данным, грамотных среди мужчин было около 4%, среди женщин —0,1% [72, 159].
- Система государственных экзаменов
- 11 Как известно, первые школы современного типа стали возникать II Китае лишь после опиумных войн и проникновения иностранного капи-I.Iа | -примерно с 1861 г. [216].
- 16 Лишь в отдельные периоды истории средневекового Китая, причем на очень короткий срок, в программу экзаменов включались также и некоторые даосские сочинения [408, 4].
- Культ ученых-чиновников
- I Сложившийся таким образом культ конфуцианских уче-
- Культ конфуцианской цивилизации
- Культ Конфуция
- Культ конфуцианства
- Глава четве ртая религиозный даосизм
- Истоки даосизма
- Чжуан-цзы и Ле-цзы
- Даосский принцип «недеяния»
- Философия даосов и религиозный даосизм
- Мифы древнего Китая
- Трансформация мифов даосами
- Учение о бессмертии
- Талисманы и алхимия
- Геомантика, магия, медицина
- 10 Характерно, что если цельность организма нарушена (например, у современного больного вырезан аппендикс), китайская медицина не бе-
- Теократическое «государство» даосов
- Организация и структура религиозного даосизма
- Религиозный даосизм и буддизм
- Эволюция даосизма
- Идеи и теории даосизма в средневековом Китае
- «Народный» даосизм и дассский пантеон
- Божества-бессмертные
- Упадок и трансформация даосизма
- Глава пятая китайский буддизм
- Возникновение буддизма. Легенда о Будде.
- Первые общины буддистов
- Буддийские монахи и сангха
- Священные тексты и догматы буддизма
- 1 Как писал в свое время о. О. Розенберг [123, 83], система буддизма, т. Е. Философия буддизма, «в известном смысле может быть названа теорией дарм», т. Е. Дхарм.
- Буддизм Махаяны
- Появление буддизма в Китае
- I Трудности акклиматизации
- Распространение буддизма в Китае
- Китаизация буддизма
- Хуэй-юань и начало амидизиа в Китае
- Кумараджива
- Расцвет китайского буддизма
- 6 В эти века вызванная нашествием комадов миграция китайцев на юг примяла особенно большие размеры. К концу IV в. Свыше миллиона китайцев северных провинций переселилось в бассейн Янцзы [227, 85].
- Буддийский пантеон и храмы
- Культ Майтрейи
- Культ Амитабы
- Культ Гуань-инь
- Буддизм «народный» и для посвященных
- Школы и секты китайского буддизма
- Секта «Чань»
- 10 Наиболее полно история и основные принципы чань-буддизма изложены в трудах д. Судзуки [718—720]. См. Также Библиографию переводов трудов чашд'кпх мастеров [686].
- Буддийские монастыри в Китае
- Монастыри и экономика Китая
- Антибуддийскке выступления в эпоху Тан
- Упадок китайского буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Эволюция конфуцианства в средневековом Китае
- Неоконфуцианство
- Неоконфуцианство и проблема китайского Ренессанса
- Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма
- Особенности системы религиозного синкретизма
- Государственные (императорские) культы
- Всекитайские общенародные культы
- 25 Заказ № 1031
- Местные культы
- Домашние (семейные) культы
- Культ божеств-патронов
- Культ водной стихии
- Культ животных и растений
- Демоны и экзорцизм
- Магия, мантика, суеверия
- Культ благопожеланий
- Традиции и новации в Китае
- Заключение
- 28 Заказ № 1051