logo
Документ Microsoft Office Word

Упадок и трансформация даосизма

Судьба даосизма как религиозного учения, как идеологи­ческой системы на протяжении средневековой истории скла­дывалась по-разному. Соперничество с буддизмом и конфу­цианством в I тысячелетии н. э. приводило то к успехам даосизма, то к гонениям на него. В VI в. н. э. даосизм был официально поставлен на второе место среди трех учений (после конфуцианства, но перед буддизмом), и это примерно соответствовало тому месту, которое даосизм занял в Китае в то время. Несмотря на колебания в отношении к нему со стороны императоров различных династий, даосизм в общем продолжал удерживать свое место на протяжении ряда веков. Некоторые специалисты отмечают, что упадок даосизма с XIII в. произошел потому, что первоначальные «высокие» теории даосизма были постепенно забыты и заменены суеве­риями, что снизился уровень самого «теоретического» даосиз­ма, а отсутствие единой программы лишало ряд соперничав­ших друг с другом школ и сект основы для сплочения. В ре­зультате многие секты постепенно превратились в замкнутые тайные общества [250, 156 и сл.].

Возможно, все это действительно сыграло свою роль. Однако необходимо также заметить, что упадку и вырожде­нию верхнего пласта и трансформации низшего пласта рели­гиозного даосизма способствовало то обстоятельство, что даосизм развивался в условиях, когда он не был господст­вующей в стране религией и когда он был вынужден приспо­сабливаться к уже существовавшей и прочно сложившейся системе религиозно-этических норм и институтов. Господство­вавшие в Китае конфуцианские религиозно-этические концеп­ции на протяжении длительного времени оказывали воздей­ствие на характер и направление эволюции даосизма. Разу­меется, влияние это было взаимным, однако в этой системе взаимодействий даосизм занимал лишь второстепенное место и, видимо, в большей степени испытывал влияние. Вот почему на протяжении веков в даосизме постепенно отходили на задний план все его специфические особенности, а вперед вы­ступало то, что легко и гармонично вписывалось в прочно устоявшиеся контуры китайской культуры. Многие из даос­ских идей, принципов и моральных максим в конечном счете оказывались уже не столько даосскими, сколько общекитай­скими. Особенно отчетливо видно это на примере позднедаос-СКОГО катехизиса «Тайшан ганьинпянь» [17, ч. II, 147—156; 557; 721; 878, 369—386; 945; 953].

Эта небольшая книжечка из 212 правил, составленная в XV XVI вв. и включенная в даосский канон в конце XVI в.— своеобразный сборник основных заповедей и добро-детски даосизма. Изложенная в очень доступной форме, кни-

га фактически являет собой кодекс заповедей того уже очень сильно трансформированного даосизма, который впитал мно­гое из конфуцианства и буддизма. Иными словами, это крат­кий сборник той премудрости и тех моральных норм, знание которых соответствует представлениям здравого смысла и по­нятиям нравственности в Китае. Вот очень сжатое, выбороч­ное изложение сути этой книги.

Вначале идет общее вступление: «Лао-цзы сказал, что счастье и несчастье не предопределено заранее, то и другое человек вызывает своим поведением. Как тень следует за человеком воздаяние за добро и зло». Счет людским грехам ведут небесные силы, которые сокращают жизнь человека в зависимости от тяжести его проступков. Существует не­сколько тысяч больших и малых грехов, и тот, кто хочет до­стигнуть бессмертия, должен избегать их.

Вслед за вступлением идут заповеди.

Иди по пути истинному, не ступай по ложному пути. Собирай добродетели и накопляй достоинства. Исправляйся сам и исправляй других. Высказывай сыновнее благочестие, будь ласков с млад­шими братьями и почтителен со старшими. Почитан стариков и покровительствуй детям. Ж л лен сирот, относись с состраданием к вдовам. I Iomoi ai'i нуждающимся. Спасай людей и опасности. Обращайся кротко с животными. Не губи ни насекомых, ни животных, ни растений. Радуйся чужому благополучию. Сочувствуй чужому несчастью. Предупреждай зло и возноси добро. Оказывай милость, не рассчитывая на награду. Воздерживайся много, а бери мало. Подавай охотно. Не выдавай чужой вины. Не хвались своим превосходством. Не лги, не прибегай к хитрости и обману. Не клевещи на добродетельных.

Не пользуйся невежеством людей, не обманывай их

лживыми речами. Не разглашай вины своих родителей. Будь почтительным к наставникам. Не обращайся дурно с низшими, дабы приобрести

заслугу.

Не льсти начальству в надежде на его милость. Не забывай благодеяний. Не питай злобы.

За к. № 1051

289

Не награждай нечестивых.

Не наказывай невинных.

Не совершай убийства ради прибыли.

Не сталкивай другого, чтобы занять его место.

Не сваливай своей вины на другого.

Не умаляй чужих заслуг.

Не скрывай чужих добродетелей.

Не воруй чужое имущество.

Не помогай другому делать зло.

Не расстраивай браков.

Не разоряй людей.

Не завидуй красоте.

Не смейся над чужим уродством.

Не желай смерти своему заимодавцу.'

Плати долги.

Не совращай народ лжеучениями.

Не слушай, что тебе говорят жена и наложницы.

Не нарушай повелений отца и матери.

Не говори того, чего ты не думаешь.

12 Несмотря на то что теоретический даосизм с начала II тысячелетия все более приходил в упадок и постепенно вырождался, а «народный» даосизм вливался и понемногу растворялся в системе религиозного синкре­тизма, даосизм как религия все-таки продолжал существовать и дожил до наших дней. По подсчетам некоторых авторов, в Китае накануне 1949 г. насчитывалось около 23 млн. активных приверженцев даосизма, особенно членов даосских сект. В 1951—1953 гг. в КНР была предпринята энергич­ная кампания по борьбе с даосскими сектами, подчас довольно влиятель­ными и многочисленными, как например «Игуаньдао». В ходе этой кам­пании секты были ликвидированы. В 1958 г. число даосов — монахов, про­поведников, гадателей и т. п.— в КНР резко сократилось и составляло лишь 20—30 тыс. [773, 211].

Число подобных заповедей велико, но главный дух их, основная суть уже вполне ясны из вышеприведенных. Все заповеди книги ставят своей целью внушить читателю про­писные истины и моральные запреты, независимо от того, кем и когда были впервые выдвинуты и обоснованы эти пра­вила. Здесь уже слиты воедино и конфуцианские, и даосские, и буддийские морально-этические максимы. И тот факт, что книга заповедей была издана даосами и включена в «Дао-цзан», что это — сборник даосских правил и истин, лишний раз подкрепляет изложенный выше тезис о закономерных путях и тенденциях эволюции даосизма в позднесредневеко-вом Китае. Эта тенденция вела к тому, что даосизм превра­щался в одну из сторон, в один из аспектов складывавшейся в стране грандиозной всеохватывающей системы религиозно­го синкретизма 12.