logo
Документ Microsoft Office Word

Культ конфуцианства

В Китае возник и сознательно поддерживался подлинный культ официального конфуцианства — и в этом смысле мы вправе сказать, что культ Конфуция, как великого мудреца, основателя, патриарха и пророка общепризнанного учения, практически всегда теснейшим образом переплетался с куль­том конфуцианства. Этот культ, в сущности вобравший в себя всю огромную сумму конфуцианских традиций, играл очень большую роль в жизни страны. Разумеется, место и значение конфуцианства на протяжении двух тысячелетий было неодинаковым. Бывали взлеты и падения. Однако в целом равнодействующая вела неуклонно вверх. Пожалуй, наивысшего своего пункта, своего апогея конфуцианство до­стигло в конце XVII в., в период правления одного из наи­более выдающихся императоров Цинской династии Канси. Этот император, будучи ревностным конфуцианцем И горя­чим поклонником Конфуция, лично составил и изложил в сжатом виде священных заповедей 16 основных положе­ний, вобравших в себя, по его мнению, основную суть кон­фуцианства.

Уважай больше всего сыновнюю почтительность и брат­скую покорность, чтобы должным образом поднять обще­ственные отношения.

Обращайся великодушно со всеми родственниками, дабы поддержать дух гармонии и смирения.

Поддерживай мир и согласие с соседями, чтобы преду­предить ссоры и тяжбы.

Признавай важность земледелия и шелководства, дабы обеспечить достаточное количество пищи и одежды.

Цени умеренность и экономию, чтобы не допустить расто­чительства, растраты своих средств.

Высоко ставь школу и учебу, чтобы занятия ученых шли должным образом. '

Порицай и изгоняй посторонние учения, чтобы возвысить учение истинное.

Излагай и объясняй законы, чтобы предостеречь невежд и упрямцев.

Проявляй благопристойность и учтивость, дабы упорядо­чить нравы и обычаи.

Усердно трудись на собственном поприще, чтобы все лю­ди стремились к своей цели.

Поучай сыновей и младших братьев, чтобы удержать их от дурных дел.

Ставь преграду ложным обвинениям, чтобы покровитель­ствовать честным и хорошим людям.

Предостерегай от укрывательства беглецов, чтобы укры­ватель не подпал под наказание.

Вовремя и полностью плати подати, чтобы с тебя не тре­бовали недоимок.

Группируйтесь в десятки и сотни, чтобы положить конец воровству и кражам.

Учись подавлять гнев и злобу, чтобы придавать должное значение личности и жизни [945, ч. 1, 4—5; 17, ч. 2, 97—98; 143, 15—16}.

Этот катехизис, опиравшийся па конфуцианские нормы и догматы, ставил своей конкретной целью способствовать сохранению незыблемых устоев государства и общества. Очень характерен в этом отношении предпоследний, пят­надцатый пункт, 'Призывавший к утверждению в стране уже издавна существовавшего 'Принципа круговой поруки и вза­имной ответственности не только в рамках клана, но и в рамках соседских объединений — десятков — и целых дере­вень— сотен дворов. В этих заповедях отчетливо видна та реальная сила, которую за века своего господства приобрело конфуцианство н Китае. Разумеется, не следует представлять себе дело так, будто весь Китай был лишь гигантским меха­низмом, раз и навсегда заведенным конфуцианским механи­ком и работавшим без перебоев. Конечно, реальная жизнь всегда была намного сложнее гладкой схемы. Многое выхо­дило за пределы конфуцианских норм, вступало в открытый конфликт с конфуцианскими традициями. Бывали в истории Китая и философы-бунтари, бросавшие открытый вызов су­ществующему строю, как это сделал, например, в начале нашей эры Ван Чун[105]. Бывали и императоры, открыто презиравшие моральные нормы конфуцианства и поддержи­вавшие соперничавшие с ним учения. В стихах, новеллах и романах можно встретить описание любовных историй, ха­рактер которых никак не укладывается в строгие рамки освященных конфуцианством брачно-семейных отношений. Наконец, в Китае встречались и случаи непочтительного от­ношения к родителям, даже их убийства.

И все же главным регулятором всех жизненных связей и отношений в стране всегда выступало именно конфуциан­ство. Культ конфуцианства диктовал жесточайшие наказания и мучительную смерть для преступников, особенно для отце­убийц—и это находило отражение в официальном законо­дательстве. Этот же культ предусматривал жестокую критику современников и суровое осуждение потомков по адресу не­добродетельных правителей, императоров-отступников. Культ конфуцианства заставлял замалчивать все замечатель­ные идеи неконфуцианского толка мыслителей. Этот культ требовал презирать, как писание «низкого жанра», все те литературные сочинения, которые не соответствовали или не полностью соответствовали требуемым конфуцианским стан-

дартам. И эффективность конфуцианских запретов или реко­мендаций была вне сомнения.

Пусть с точки зрения философа конфуцианство было про­сто «смесью глубоких и ценных идей с пустыми и бесполез­ными спекуляциями» [246, 1]. Но ведь сила конфуцианства измерялась вовсе не глубиной его философии. В конкретных условиях средневекового Китая конфуцианство фактически заменило собой государственную религию, бывшую офици­альной идеологией большинства аналогичных обществ. Од­нако в Китае, в отличие от других обществ, конфуцианство было большим, чем просто религия. Религия, обычно контро­лирует духовную жизнь людей, регулирует их нравы, обычаи, принципы поведения. Но даже в странах с самым неистовым засильем клерикалов и с безусловной обязательностью рели­гиозных норм (католичество в ряде государств Европы, ислам) все-таки всегда существовала светская власть, не только отделявшая себя от духовной, но и, как правило, противостоявшая ei'i.

Иначе обстояло дело с конфуцианством. Как официаль­ная идеология с ее культами божественной власти «сына Неба», авторитета старших, с ее приверженностью к тради­циям и консерватизму, оно контролировало духовную жизнь общества в целом. Культ предков, примат этического и тор­жественная пышность обрядов привлекли к конфуцианству сердца и чувства многих простых людей, сделали его попу­лярным и признанным среди населения. Но это было еще не все. В истории есть примеры того, как религия или идео­логия, владевшая умами и имевшая влияние в стране и в народе, в дни резких катаклизмов легко гибла, уступая ме­сто другой, принесенной завоевателями. Китай подвергался завоеваниям столь же часто, как и другие страны древности и средневековья. Однако в результате этих завоеваний гибла не китайская конфуцианская цивилизация, а культура завое­вателей, которая легко растворялась в безбрежном море кон­фуцианства, успешно ассимилировавшего завоевателей. Одна из главных причин этого в том, что конфуцианство в Китае было не просто идеологией, выдержавшей напор там, где другие пасовали, а в том, что оно было не только идеологией.

Получив полное влияние в системе просвещения и воспи-| ■ i и и я, сумев организовать систему государственных экзаме­нов с практикой замещения должностей наиболее способ-1И конфуцианцами, оказавшись фактически основой ад-

|\ ь I р.т I пвно-политической структуры страны, конфуциан-

• мы СТИЛО неуязвимым и незаменимым. Оно стало выше

рМИГИИ и любой идеологии — оно стало образом

мини принципом организации стабильного и достаточно пот организма. И это соответствовало соотно- шению СИ I I Обществе, реальной действительности. Конфу-

•.'Ki

цианство в средневековом Китае было силой, которую невоз­можно было ликвидировать,, те ликвидировав вообще все то, на чем держалось общество. И наоборот, именно конфуциан­ство придавало китайской общественной и государственной структуре такую живучесть, которая не идет ни в какое сравнение со стабильностью власти в любой другой стране. Консерватизм конфуцианства в сочетании с достигнутым им сравнительно высоким уровнем культуры и удачным для своего времени и конкретных условии китайской империи

решением проблемы бюрокр, кч-кого аппарата с конкурсом

чиновников оказались смш ом прочности Китая.

Конфуцианство в Китае шли, каким образом, основой основ го1\|.|рс|ва н общества. II государство, и общество в лице, своих лидеров (г. е. правителей и идеологов) вполне сознавали это и всеми силами поддерживали культ конфу­цианства в стране. Эта взаимная связь и зависимость еще более усиливала могущество конфуцианства в Китае, пре­вращая его в учение незаменимое, с которым никакое дру­гое учение не могло сравниться. Это обстоятельство до изве­стной степени может объяснить, почему конфуцианцы, отлич­но сознававшие свою силу и значение, почти всегда вполне терпимо относились к другим религиям, считая их иногда даже полезными и необходимыми для удовлетворения рели­гиозных потребностей простого парода, которому были недо­ступны высшие идеалы и глубокая мудрость конфуцианства. И хотя .некоторые Hi нп\ религий, по крайней мере вначале, решительно противостояли конфуцианству и пытались сопер­ничать с ним, ни одна из них так и не сумела добиться ни­чего большего, кроме как занять свое скромное место в си­стеме религиозных верований Китая. Одной из этих рели­гий был даосизм.