6 В эти века вызванная нашествием комадов миграция китайцев на юг примяла особенно большие размеры. К концу IV в. Свыше миллиона китайцев северных провинций переселилось в бассейн Янцзы [227, 85].
И действительно, именно V—VI вв. и последовавшие за ними первые столетия эпохи Тан (VII—VIII вв.) были «золотым веком» китайского буддизма, временем расцвета его мысли [869]. Буддизм проник во все слои китайского общества. Буквально по всему Китаю выросли десятки и сотни крупных монастырей, тысячи мелких храмов, ступ и пагод. Именно к этому периоду относится и расцвет храмового строительства в знаменитых пещерных комплексах Дуньхуа-на, Лунмыня и Юньгана. Здесь, наряду с большими пещерами-храмами с гигантскими многометровыми статуями Амитабы, Майтрейи, Шакьямуни и Авалокитешвары (Гуань-инь), вырубались верующими многие тысячи мелких углублений-алтарей с небольшими горельефными изображениями будд, бодисатв, архатов и прочих святых буддийского пантеона. На эту гигантскую трудоемкую работу не жалели ни сил, ни средств: каждый более или менее состоятельный верующий буддист считал своим долгом внести личный вклад в прославление учения и тем улучшить свою карму. Изображения дополнялись благочестивыми надписями-молитвами. Начиная с VI— VII вв. буддийские храмы, пагоды и кумирни с изображениями будд и бодисатв, со статуями Будды и его ближайших сподвижников стали неотъемлемой частью китайского пейзажа
Б
уЖпйские ритуалы и праздники, например, день рождения Бу\чы, торжественно отмечались в монастырях при стечении многочисленных толп окрестных крестьян и паломников. Буддийские идеи и верования внедрялись в самые широкие слои народа, подменяя собой некоторые древние местные культы и верования, или растворяясь в них, дополняя их. Сторонниками буддизма в обилии становились и представители высших слоев общества. Эти поклонники и покровители буддизма — за исключением тех немногих, кто действительно интересовался доктриной нового учения и становился ревностным последователем буддийской философии, — обычно ничем не напоминали идеал буддиста. Они не отказывали себе ни в богатстве и роскоши, ни в удобстве и удовольствиях, ни в одежде и пище. Их связи с буддизмом чаще всего ограничивались тем, что они жертвовали часть своего богатства в пользу монастырей и храмов, рассчитывая за этот «добродетельный акт» получить спасение или хотя бы улучшить свою карму.
Важным средством распространения влияния буддизма во всех слоях китайского общества стало непременное участие монахов-буддистов в погребальных церемониях. Примерно с VI в. фактически все погребальные обряды в стране, начиная с похорон императора и кончая погребением последнего из его подданных, неизменно сопровождались чтением буддий
скими монахами специальных «спасительных» сутр, дающих покойнику шанс попасть в рай. Они же читали сутры в случае болезней и иных несчастий. Обычно этот ритуал стоил недорого, так что приглашение монаха в случае необходимости было практически доступно любому. Разумеется, однако, что плата за этот «божий» труд святых людей зависела от уровня состоятельности клиента: если на похоронах бедняка монах подчас выполнял свою работу за гроши, а то и бесплатно, то за аналогичный ритуал перед гробом императора или богатого чиновника и аристократа монастырь нередко получал сотни тысяч монет, большие участки земли. Плата за погребальный обряд, равно как и прочие пожертвования со стороны богатых буддистов-мирян, составляли, таким образом, важный и все возраставший источник дохода монастырей.
Расцвет китайского буддизма во многом изменил его роль. Если на раннем этапе это было своеобразное «учение в себе», «учение для себя», то теперь на передний план все более отчетливо стала выходить социальная функция буддизма^ Именно эту сторону подчеркивали в своей деятельности пат-риархи раннего буддизма Дао-ань, Хуэй-юань, Кумараджива. Изменение функций, повышение роли социального начала стало заметно во всем. Вот, к примеру, тот же вопрос о по-гребальных церемониях. В обычных условиях совершение этого обряда по-прежнему зависело главным образом от индивидуума, его желания, желания его ближайших родственников. Однако это был суровый период китайской истории: войны и междоусобицы были доминантой эпохи, на поле брани гибли тысячи и сотни тысяч воинов. В этих условиях поминовение душ павших воинов стало одной из важных общественных функций китайского буддизма.
Если до буддизма страх перед- потерей тела или уродством его был одним из наиболее сильных импульсов в жизни китайских солдат, то теперь буддизм со своей идеей спасения души помогал им освобождаться от этого страха. В стране была создана специальная сеть храмов в честь душ павших. воинов. Алтари и росписи этих храмов, совершаемые в них богослужения, чтения сутр должны были обеспечить всем павшим на поле брани спасение и райское блаженство [799, 75]. Конечно, главным исходным мотивом всех этих «добродетельных» бескорыстных акций буддийских монахов было все то же стремление к улучшению кармы и в конечном счете к индивидуальному спасению. Однако эта своекорыстная цель все же никоим образом не меняла того, что описанные выше акции монахов (помощь больным, организация госпиталей во время эпидемий, стихийных бедствий и т. п.) приносили именно общественную пользу и отражали возросшую социальную функцию буддизма в целом как организации, как церкви.
Очень показательно, что этот социальный акцент не толь- ко играл важную роль в китайском буддизме, но и, в свою очередь, оказывал решающее воздействие на характер и пути развития этого учения — во всяком случае, в той его части, которая была предназначена для широких слоев населения и которая подчас именуется «буддизмом народным» (в отличие от буддизма для посвященных, от его эзотерических сект и т. п.). В первую очередь это заметно на примере той эво- люции, которую в китайских условиях претерпел буддийский пантеон. 1
- Конфуций и его время
- Социальный порядок по Конфуцию
- Мораль и религия по Конфуцию
- Небо и государь в учении Конфуция
- Небо и «революция»
- 1 Бо 1 I it ухой. Позже эта идея об ответственности монарха была раз-
- Культ предков
- Учение о сяо
- Культ семьи и клана
- Семья и брак
- Женщина в семье
- 11 Сводка материалов о положении женщин в Китае содержится в. Ряде специальных ГруДов [61; 289; 448; 640, 744].
- Супружеская любовь, вдовство и развод
- Дети в семье. Младшие и старшие
- Смерть. Первые погребальные обряды
- Похороны и траур
- Могилы предков
- Храмы предков
- 2 Наиболее полно сказано об этом в трактате «Гуань-цзы», составленном примерно в IV— III вв. До н. Э. См. 850, § 45, 255—258; 65, xlvi.
- 3 Одним из первых исторических трудов в этом жанре было сочинение ханьского конфуцианца Цзя и «Го Цинь лунь» («Об ошибках Цинь»), включенное Сыма Цянем в его труд «Шицзи», гл. 6 и 48.
- Синтез конфуцианства и легизма
- Трансформация конфуцианства
- Культ конфуцианских сочинений
- Культ грамотности и образования
- 1 Н|и mi'IIIII.II'I читатель в Китае сумел прочесть книги прошлых веков,
- Школа и система обучения
- 12 В конце XIX в. В Китае, по некоторым данным, грамотных среди мужчин было около 4%, среди женщин —0,1% [72, 159].
- Система государственных экзаменов
- 11 Как известно, первые школы современного типа стали возникать II Китае лишь после опиумных войн и проникновения иностранного капи-I.Iа | -примерно с 1861 г. [216].
- 16 Лишь в отдельные периоды истории средневекового Китая, причем на очень короткий срок, в программу экзаменов включались также и некоторые даосские сочинения [408, 4].
- Культ ученых-чиновников
- I Сложившийся таким образом культ конфуцианских уче-
- Культ конфуцианской цивилизации
- Культ Конфуция
- Культ конфуцианства
- Глава четве ртая религиозный даосизм
- Истоки даосизма
- Чжуан-цзы и Ле-цзы
- Даосский принцип «недеяния»
- Философия даосов и религиозный даосизм
- Мифы древнего Китая
- Трансформация мифов даосами
- Учение о бессмертии
- Талисманы и алхимия
- Геомантика, магия, медицина
- 10 Характерно, что если цельность организма нарушена (например, у современного больного вырезан аппендикс), китайская медицина не бе-
- Теократическое «государство» даосов
- Организация и структура религиозного даосизма
- Религиозный даосизм и буддизм
- Эволюция даосизма
- Идеи и теории даосизма в средневековом Китае
- «Народный» даосизм и дассский пантеон
- Божества-бессмертные
- Упадок и трансформация даосизма
- Глава пятая китайский буддизм
- Возникновение буддизма. Легенда о Будде.
- Первые общины буддистов
- Буддийские монахи и сангха
- Священные тексты и догматы буддизма
- 1 Как писал в свое время о. О. Розенберг [123, 83], система буддизма, т. Е. Философия буддизма, «в известном смысле может быть названа теорией дарм», т. Е. Дхарм.
- Буддизм Махаяны
- Появление буддизма в Китае
- I Трудности акклиматизации
- Распространение буддизма в Китае
- Китаизация буддизма
- Хуэй-юань и начало амидизиа в Китае
- Кумараджива
- Расцвет китайского буддизма
- 6 В эти века вызванная нашествием комадов миграция китайцев на юг примяла особенно большие размеры. К концу IV в. Свыше миллиона китайцев северных провинций переселилось в бассейн Янцзы [227, 85].
- Буддийский пантеон и храмы
- Культ Майтрейи
- Культ Амитабы
- Культ Гуань-инь
- Буддизм «народный» и для посвященных
- Школы и секты китайского буддизма
- Секта «Чань»
- 10 Наиболее полно история и основные принципы чань-буддизма изложены в трудах д. Судзуки [718—720]. См. Также Библиографию переводов трудов чашд'кпх мастеров [686].
- Буддийские монастыри в Китае
- Монастыри и экономика Китая
- Антибуддийскке выступления в эпоху Тан
- Упадок китайского буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Эволюция конфуцианства в средневековом Китае
- Неоконфуцианство
- Неоконфуцианство и проблема китайского Ренессанса
- Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма
- Особенности системы религиозного синкретизма
- Государственные (императорские) культы
- Всекитайские общенародные культы
- 25 Заказ № 1031
- Местные культы
- Домашние (семейные) культы
- Культ божеств-патронов
- Культ водной стихии
- Культ животных и растений
- Демоны и экзорцизм
- Магия, мантика, суеверия
- Культ благопожеланий
- Традиции и новации в Китае
- Заключение
- 28 Заказ № 1051