logo
Документ Microsoft Office Word

Семья и брак

Система конфуцианских культов оказала решающее вли­яние на соотношение семьи и 'брака в Китае. Спецификой конфуцианского Китая было то, что не с брака, не с соедине­ния молодых обычно начиналась семья. Наоборот, с семьи и по воле семьи, для нужд семьи заключались браки. Семья считалась первичной, вечной. Интересы семьи уходили глу­боко в историю. За благосостоянием семьи внимательно наб­людали заинтересованные в ее процветании (и в регулярном поступлении жертв) предки. Брак же был делом споради­ческим, единичным, целиком подчиненным потребностям семьи.

Согласно культу предков, забота об умерших и точное исполнение в их честь всех обязательных ритуалов было главной обязанностью потомков, прежде всего главы семьи, главы клана. Собственно говоря, в глазах правоверного кон­фуцианца именно необходимостью выполнения этой свя­щенной обязанности было оправдано само появление чело­века на этом свете и все его существование на земле. Если в прошлом, в иньском и раннечжоуском Китае, духи мертвых служили опорой живых, то согласно разработанным конфу­цианцами нормам культа предков и сяо все должно было быть как раз наоборот. В этом парадоксе, пожалуй, лучше всего виден тот переворот, который был совершен конфу­цианством в древнем культе мертвых.

Но если главная задача живых — это забота об ублаго­творении мертвых, то вполне естественно, что весь строй семьи, все формы ее организации должны быть ориентирова­ны таким образом, чтобы лучше справиться с этим главным

и почетным делом. Вот почему считалось, что первой обязан­ностью всякого главы семьи и носителя культа предков, служащего как бы посредником между покойными предка­ми и их живущими потомками, является ни в коем случае не допустить угасания рода и тем не навлечь на себя гнев по­койных. Умереть бесплодным, не произвести на свет сына, который продолжил бы культ предков — это самое ужасное несчастье не только для отдельного человека и его семьи, но и для всего общества. В Китае всегда существовали по­верья, что души таких вот оставшихся без живых потомков (и, следовательно, без приношений) предков становятся бес­покойными, озлобляются и могут нанести вред не только род­ственникам, но и другим, посторонним, ни в чем не повин­ным людям. Для таких бездомных душ в определенные дни в Китае даже устраивались специальные поминки, чтобы хоть как-то ублажить их и утихомирить их гнев. Однако еще со времен Конфуция хорошо известно, что жертвы, прине­сенные чужой рукой,— это не настоящие жертвы8, в лучшем случае жалкий паллиатив. Эти жертвы не могут как следует успокоить разгневанных предков.

8 В одной из бесед «Луньюй» сказано, что приносить жертвы чужим духам — лицемерие [890, 41], в другой Конфуций упоминал, что если он лично не приносит жертвы — то это все равно, что вовсе не приносить их [890, 53].

Неудивительно, что в таких условиях каждый доброде­тельный отец семейства, как почтительный сын и потомок своих высокочтимых предков, был обязан прежде всего поза­ботиться о потомках. В его задачу входило произвести на свет как можно больше сыновей, женить их сразу же по до­стижении ими брачного возраста и дождаться внуков. Толь­ко после этого он мог умереть спокойно, зная, что в любом случае и при любых обстоятельствах непрерывность рода и неугасающий культ предков им обеспечены. Вот именно с этой, пожалуй, даже исключительно с этой целью и заклю­чались браки в старом Китае. Судя по «Шицзин», в докон-фуцианском Китае вопросы любви, брака и создания моло­дых семей решались так же, как и у многих народов. Не сра­зу конфуцианский культ предков и примат этики и рацио­нального изменили все это. Прошел ряд веков, на протяже­нии которых энергично осуществлялись конфуцианские при­зывы к воспитанию чувства долга и обузданию эмоций во имя священного культа предков, сяо и семьи, прежде чем во все сословия, главным образом в среду простого народа, проникли выработанные традицией среди аристократии и закрепленные затем конфуцианцами в качестве обязательно­го эталона отношения к семье и браку. Навсегда отошли в прошлое деревенские праздничные обряды и простор для естественных чувств молодых людей. Отошли на задний план

эмоции, чувства. Семья стала основываться не на чувстве, а на выполнении религиозных обязанностей [134, 235]. Брак же стал рассматриваться как важное общественное дело, как дело прежде всего большого семейного и кланового кол­лектива.

Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и яв­ляющийся тем самым средством успешного служения пред­кам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с вле­чением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их. Вопрос о браке был делом семьи, прежде всего ее главы. Именно он на специальном семенном совете, часто при учас­тии многочисленной родни, решал вопрос о том, когда и кого из сыновей женить, из какой семьи взять невесту. Это реше­ние, обязательно принималось с согласия предков, у которых испрашивалось благословение на брак. Только после того как покойные предки семьи и клана изъявляли свое согла­сие— для чего проводился специальный обряд жертвопри­ношения и гадания, — отец жениха посылал в дом невесты дикого гуся — символ брачного предложения 9.

Женитьба сына всегда считалась очень важным делом, ради которого не жалели ни сил, ни средств, влезая подчас в неоплатные долги. Прежде всего, в случае благоприятного ответа от родителей невесты следовало преподнести им по­дарки и получить документ, удостоверявший год, месяц, день и час рождения девушки. Затем этот документ, равно как и документ о рождении 'жениха, отдавали гадателю, который путем сложных выкладок устанавливал, не повредит ли брак благополучию жениха и его семьи. Если все было в поряд­ке, снова начинались взаимные визиты, происходил обмен подарками, заключался брачный контракт и назначался, с согласия невесты, день свадьбы.

9 Вся необычайно сложная процедура брачных церемоний в знатной семье зафиксирована в одной из книг конфуцианского канона «Или» [873, т. XV, 97—168; 713, т. I, 18—41]. В средневековом и особенно позднесред-невековом Китае брачная процедура обросла многими дополнительными деталями. Однако в основе ее по-прежнему лежали конфуцианские запове­ди «Или» и «Лицзн». Обряды и ритуалы, связанные с брачными церемони­ями и годные на все случаи жизни, подробно описаны в ряде специальных трудов [80; 306, 35—76; 338, 65—112; 479; 693; 778, 450—511; 1024; 1056, 1 71]

8 этот день празднично наряженную в красное невесту, причесанную еще по-девичьи, в паланкине приносили в дом жениха. Весь свадебный выезд тщательно оберегался от злых духов: против них выпускали специальные стрелы, на грудь невесты одевали обладающее магической силой бронзовое зеркало и т. п. В доме жениха в честь невесты запускали ракеты-шутихи, затем в момент встречи невесте и ее родне

(а также и многочисленным собравшимся, в том числе ни­щим, от которых откупались по заранее достигнутой догово­ренности) раздавали 'подарки. Жених и невеста вместе кла­нялись Небу п Земле, совершали еще ряд обрядов и покло­нений. Им подносили две рюмки вина, связанные красным шнурком. Угощали пельменями. Все это имело свой смысл, все было полно глубокой символики — и поклоны, и слова, и даще пища (пельмени, например, символизировали поже­лание множества детей), и изображения вокруг. Наконец, основные обряды окончены. Жених удалялся, а невеста со­вершала необходимый туалет, в частности причесывалась уже как замужняя женщина. После этого молодые отправ­лялись в спальню.

На следующий день все поздравляли молодых, гости и родня приглашались на пир. И лишь после того как»все тор­жественные обряды были окончены, жена специально пред­ставлялась свекрови, под начало которой она отныне посту­пала, и всей мужниной родне. Через несколько месяцев она также представлялась предкам мужа в храме предков п принимала участие в обрядах жертвоприношений. Теперь она уже по-настоящему становилась женой и членом семьи (до этого ее еще можно было возвратить родителям — в слу­чае, если бы она, например, оказалась поражена каким-либо недугом) 10.