logo
Документ Microsoft Office Word

Геомантика, магия, медицина

Истоки китайской геомантики, как и астрологии, уходят далеко в глубь веков. Еще зддолго до Конфуция в древне­китайских правилах захоронения, например, существовали определенные ограничения, связанные с ориентацией трупа, расположением могилы и т. п. Эти ограничения были связа­ны с представлениями о влиянии сверхъестественных сил, благоприятствующих или пеблагоприятствующих той или иной местное in, форме рельефа, стороне света и т. д. Кон­фуций и конфуцианство с их культом предков п могил так­же уделяли внимание проблеме должного захоронения умер­ших. Однако фактически конфуцианцы лишь терпели геомап-тические суеверия и сами очень мало касались их. Разра­ботка геомантики и всех связанных с ней методов и прие­мов,— так же как и другие отрасли примитивных народных верований и суеверий, — оказалась в руках даосов.

Даосы прежде всего поставили древнекитайскую геоман-тпку, фэн-щуй (ветры и воды), на «научную» основу. Связав законы земной сферы с небесными явлениями, они разрабо­тали сложную систему взаимовлияний, в которой активней­шее участие принимали звезды, планеты, созвездия, знаки зо­диака, сезоны года, пять первоэлементов, силы инь и ян и т. д. {373, 10—44]. Эти небесные и мистические силы в раз­личных местах и в разное время действовали неодинаково, поэтому для уточнения их поведения и для корреляции всех сил необходима была точная ориентация на месте. И именно для этих нужд псевдонаучной геомантики было сделано од­но из величайших изобретений китайцев — компас, который и в древнем, и в средневековом Китае долгие столетия использовался исключительно геомантами [634, ч. II, 362— 363].

Кроме ориентации и числовых соответствий {285, 257— 288] важную роль в фэн-шуй играли рельеф местности, ее

очертания, характерное для нее направление ветров и вод. Все это, вместе взятое, должно было определить, насколько данная местность подходит для поселения, строительства до­ма, храма, деревни, города или закладки могильника. Мест­ность может быть благоприятной лишь в том случае, если соотношение сил способствует «добрым» веяниям «космиче­ского дыхания» или просто «дыхания Природы». Если же со­отношение сил оказывается в пользу злых веяний этого «ды­хания», то начинать строительство нельзя. В крайнем случае необходимо что-либо предпринять, чтобы изменить неблаго­приятное «соотношение сил»: построить высокую башню, провести канал, соорудить мост и т. п.

Геоманты-даосы имели огромную силу ,в Китае. Без их совета, основанного на «научном» анализе предсказания, не начиналось ни одно строительство. Самый утонченный и ра­финированный конфуцианец, коль скоро речь заходила о до­рогих для него могилах или храмах предков, либо о новом доме, обязательно обращался за советом к геоманту. ГаДа-ния и предсказания геомаптов имели своей главной целью уберечь человека от влияния злых духов, неблагоприятных для него воздействий природных и сверхъестественных сил. В какой-то мере ту же цель преследовали и другие акции за­клинателей-даосов, тоже игравшие роль «оберегов». Генети­чески восходящие к магическим обрядам древних шаманов, эти акции и соответствовавшие им символы также стали од­ним из важных инструментов даосской религии.

Именно даосские маги и гадатели взяли в средневеко­вом Китае в свои руки производство и распространение мно­гочисленных и разнообразных бумажных оберегов — закли­наний из нескольких знаков, часто с изображением какого-либо идола, начертанных На бумаге желтого или красного цвета {Ю10]. Бумажные заклинания (иногда их печатали и на полосках шелка) распространялись массовыми, миллиард­ными тиражами. Их покупали все, особенно простые люди, крестьяне. Их вывешивали буквально в каждом доме — на стене, над дверью, над кроватью, над очагом и т. п. Их же сжигали и, смешав пепел с чаем, принимали внутрь вместо лекарства {699, 153—157]. Иероглифу и надписи в Китае всег­да уделяли большое внимание; оно еще возросло после того, как на лоскутах начали надписывать строго определенные знаки и их фиксированные комбинации, которые уже не только желали их обладателю счастья, богатства и много­детности, но и служили заклинанием, предостережением про­тив злых духов. В результате произошел очередной синтез рационального и мистического — синтез, очевидный лишь для постороннего наблюдателя и никак не ощущавшийся самими китайцами — потребителями лоскутков с надписями, - - и кон­фуцианский культ иероглифа, слившись с суеверными за-

клинаниями даосов, не только укрепил свои позиции, но и нашел прямой путь к уму и сердцу китайца.

Очень важную роль в даосском культе оберегов и закли­наний играли бронзовые зеркала, обладание которыми, как было принято считать, давало почти полную гарантию от дурного влияния злых духов. Бронзовые зеркала появились в Китае давно, еще в Чжоу. Уже тогда орнамент на оборотной стороне диска зеркала обычно был украшен символическими рисунками и чертами, имевшими определенное отношение к миру небесных сил. Позже этим зеркалам в Китае стали придавать еще большую магическую силу. Считалось, что имевшая астрологическую символику оборотная сторона дис­ка зеркала обеспечивает поддержку небесных сил. Это в свою очередь наделяло лицевую сторону диска «чудесным» свойством показывать «истинное лицо» всех попавших в по­ле его зрения злых демонов и тем самым обезвреживать их. [137, 47—78; 699, 152]. О магической силе подобного рода зеркал даосы писали целые трактаты, десятки историй и рассказов. Суть их сводилась к тому, что магическое свой­ство зеркала помогало его счастливому обладателю обнару­жить: в какой-либо женщине — чародейку-лису, в группе раз­влекающихся гуляк — свору собак и т. п. [699, 152].