Документ Microsoft Office Word
Школа и система обучения
Культ грамотности и образования в средневековом Китае обусловил высокую степень внимания к школе, обучению, просвещению. И если эффект был все-таки незначительным 12, то основной причиной этого следует считать прежде всего трудности обучения (как материальные, связанные с необходимостью долгие годы учиться и платить за обучение, так и технические).
Учреждение сети начальных школ в стране было, как правило, делом частной или местной инициативы. Школы обычно открывались либо отдельными людьми, прежде всего самими учителями, либо целыми деревнями и уездами, приглашавшими учителя п.з договорных началах. Располагались школы нередко в храмах или в отдельных небольших зданиях. Классной системы ие существовало: все ученики различного возраста и года обучения занимались вместе, под руководством одного и того же учителя. Иногда школы содержались за счет доходов с приписанных к ним земель, иногда они получали определенную дотацию, но чаще всего единственным источником доходов школы и учителя была плата за обучение. В школе учились только мальчики. Девочки из зажиточных семей в лучшем случае получали домашнее образование.
Содержание
-
Конфуций и его время
-
Социальный порядок по Конфуцию
-
Мораль и религия по Конфуцию
-
Небо и государь в учении Конфуция
-
Небо и «революция»
-
1 Бо 1 I it ухой. Позже эта идея об ответственности монарха была раз-
-
Культ предков
-
Учение о сяо
-
Культ семьи и клана
-
Семья и брак
-
Женщина в семье
-
11 Сводка материалов о положении женщин в Китае содержится в. Ряде специальных ГруДов [61; 289; 448; 640, 744].
-
Супружеская любовь, вдовство и развод
-
Дети в семье. Младшие и старшие
-
Смерть. Первые погребальные обряды
-
Похороны и траур
-
Могилы предков
-
Храмы предков
-
2 Наиболее полно сказано об этом в трактате «Гуань-цзы», составленном примерно в IV— III вв. До н. Э. См. 850, § 45, 255—258; 65, xlvi.
-
3 Одним из первых исторических трудов в этом жанре было сочинение ханьского конфуцианца Цзя и «Го Цинь лунь» («Об ошибках Цинь»), включенное Сыма Цянем в его труд «Шицзи», гл. 6 и 48.
-
Синтез конфуцианства и легизма
-
Трансформация конфуцианства
-
Культ конфуцианских сочинений
-
Культ грамотности и образования
-
1 Н|и mi'IIIII.II'I читатель в Китае сумел прочесть книги прошлых веков,
-
Школа и система обучения
-
12 В конце XIX в. В Китае, по некоторым данным, грамотных среди мужчин было около 4%, среди женщин —0,1% [72, 159].
-
Система государственных экзаменов
-
11 Как известно, первые школы современного типа стали возникать II Китае лишь после опиумных войн и проникновения иностранного капи-I.Iа | -примерно с 1861 г. [216].
-
16 Лишь в отдельные периоды истории средневекового Китая, причем на очень короткий срок, в программу экзаменов включались также и некоторые даосские сочинения [408, 4].
-
Культ ученых-чиновников
-
I Сложившийся таким образом культ конфуцианских уче-
-
Культ конфуцианской цивилизации
-
Культ Конфуция
-
Культ конфуцианства
-
Глава четве ртая религиозный даосизм
-
Истоки даосизма
-
Чжуан-цзы и Ле-цзы
-
Даосский принцип «недеяния»
-
Философия даосов и религиозный даосизм
-
Мифы древнего Китая
-
Трансформация мифов даосами
-
Учение о бессмертии
-
Талисманы и алхимия
-
Геомантика, магия, медицина
-
10 Характерно, что если цельность организма нарушена (например, у современного больного вырезан аппендикс), китайская медицина не бе-
-
Теократическое «государство» даосов
-
Организация и структура религиозного даосизма
-
Религиозный даосизм и буддизм
-
Эволюция даосизма
-
Идеи и теории даосизма в средневековом Китае
-
«Народный» даосизм и дассский пантеон
-
Божества-бессмертные
-
Упадок и трансформация даосизма
-
Глава пятая китайский буддизм
-
Возникновение буддизма. Легенда о Будде.
-
Первые общины буддистов
-
Буддийские монахи и сангха
-
Священные тексты и догматы буддизма
-
1 Как писал в свое время о. О. Розенберг [123, 83], система буддизма, т. Е. Философия буддизма, «в известном смысле может быть названа теорией дарм», т. Е. Дхарм.
-
Буддизм Махаяны
-
Появление буддизма в Китае
-
I Трудности акклиматизации
-
Распространение буддизма в Китае
-
Китаизация буддизма
-
Хуэй-юань и начало амидизиа в Китае
-
Кумараджива
-
Расцвет китайского буддизма
-
6 В эти века вызванная нашествием комадов миграция китайцев на юг примяла особенно большие размеры. К концу IV в. Свыше миллиона китайцев северных провинций переселилось в бассейн Янцзы [227, 85].
-
Буддийский пантеон и храмы
-
Культ Майтрейи
-
Культ Амитабы
-
Культ Гуань-инь
-
Буддизм «народный» и для посвященных
-
Школы и секты китайского буддизма
-
Секта «Чань»
-
10 Наиболее полно история и основные принципы чань-буддизма изложены в трудах д. Судзуки [718—720]. См. Также Библиографию переводов трудов чашд'кпх мастеров [686].
-
Буддийские монастыри в Китае
-
Монастыри и экономика Китая
-
Антибуддийскке выступления в эпоху Тан
-
Упадок китайского буддизма
-
Буддизм и китайская культура
-
Эволюция конфуцианства в средневековом Китае
-
Неоконфуцианство
-
Неоконфуцианство и проблема китайского Ренессанса
-
Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма
-
Особенности системы религиозного синкретизма
-
Государственные (императорские) культы
-
Всекитайские общенародные культы
-
25 Заказ № 1031
-
Местные культы
-
Домашние (семейные) культы
-
Культ божеств-патронов
-
Культ водной стихии
-
Культ животных и растений
-
Демоны и экзорцизм
-
Магия, мантика, суеверия
-
Культ благопожеланий
-
Традиции и новации в Китае
-
Заключение
-
28 Заказ № 1051