10 Наиболее полно история и основные принципы чань-буддизма изложены в трудах д. Судзуки [718—720]. См. Также Библиографию переводов трудов чашд'кпх мастеров [686].
Есть основания полагать, что действительным преемником пятого патриарха следует считать Шэнь-сю (600—706), главу северной школы [273, 353—356]. Во всяком случае, сторонники этой школы приобрели вначале большое влияние в стране. Согласно учению северной школы, пгтосаетление — это закономерный результат длительных усилий, напряженныхраздумий в условиях сосредоточения, медитации, под руководством опытного мастера. В этом доктрина Шэнь-сю сравнительно мало отличалась от канонических форм дхианы, а некоторые другие стороны его учения были близки к идеям даосизма (стремление жить простой, естественной жизнью, любовь к звучным метафорам и парадоксам, скептическое отношение к книжной мудрости и т. п.), что уже было отмечено специалистами [769, 58]. Иными словами, школа Шэнь-сю, по-видимому, еще сравнительно мало отличалась, от других направлений китаизированного буддизма.
Совершенно иной характер был у южной школы, основателем которой по праву считается знаменитый Хуэй-нэн, автор «Сутры шестого патриарха», которая и стала классическим произведением чань-буддизма, излагающим основы этого учения. Согласно Хуэй-нэну, главное в постижении истины — это внезапное озарение (яп. сатори). Разумеется, это озарение ^снисходит не на каждого. Человек должен стремиться к нему, быть посвященным и подготовленным. Однако к подготовленному человеку просветление приходит внезапно, как озарение,, как интуитивный толчок. Еще вчера, еще минуту назад ты мучительно размышлял, терзался, стремился постичь непостижимое— и вдруг па тебя нашло нечто, и ты сразу же все постиг. Отсюда следовал вывод кардинальной важности, коренным образом перестроивший всю практику медитации по методу дхианы: коль скоро просветление приходит в виде внезапного озарения — нет необходимости в длительной неподвижной медитации. Сидеть без движения — это вовсе не гарантия просветления, оно может прийти к человеку в любое время, при любом его состоянии. Вот в этом-то отрицании основ индийской школы дхианы и заключалась сущность не только южной школы Хуэй-нэна, но и всего последующего чань-буддизма [495, 493].
По смерти Хуэй-нэна его ученик Шэнь-хуэй (670—762) опубликовал записанную им «Сутру шестого патриарха» и во всеуслышание заявил, что подлинным шестым патриархом следует считать не Шэнь-сю, а именно Хуэй-нэна. Это выступление нашло отклик, и вскоре северная школа чань-буддизма фактически прекратила свое существование. Правда, южная школа Хуэй-нэна тоже распалась на ряд направлений, однако ^точти все они теперь исповедовали доктрину внезапного ^интуитивного прозрения, разработанную Хуэй-нэном, который и стал в последующей буддийской традиции считаться шестым и последним общепризнанным патриархом чань-буддизма.
Дальнейшая судьба секты складывалась сравнительно благоприятно: уже с начала II тысячелетия «Чань», наравне с амидизмом, была ведущей сектой китайского буддизма [303, 202]. Развивая учение Хуэй-нэна, чаньские мастера вносили в него новые моменты [222; 419; 511; 590]. В частности,
добившееся лидерства в чань-буддизме направление И-сюаня (ум. в 867) с его крайностями («Убивайте Будду!») ввело 'в практику попытки искусственного стимулирования внезапного прозрения путем резких толчков, окриков, даже ударов, которые внезапно обрушивались на ничего не ожидавшего или даже погруженного в транс человека и вынуждали его мгновенно отреагировать с помощью интуиции, подсознания. Получили в чань-буддизме широкое распространение и весьма специфичные загадки-ребусы (коаны). Постичь смысл коана посредством только логического анализа было просто невозможно (классический пример: «Удар двумя ладонями — это хлопок, а что такое хлопок одной ладонью?»). Между тем, за кажущейся абсурдностью коанов всегда таился глубокий смысл, и только постижение этого смысла (на что у начинающего монаха подчас уходили годы раздумий) могло привести к просветлению, к счастливому озарению п.
11 В этой связи интересно напомнить о споре между Ху Ши и Д. Суд-зуки по вопросу о логическом и иррациональном в «Чань». Ху Ши, стремясь подчеркнуть рационализм чань-буддизма, отстаивал тезис о его интеллектуальности, о познаваемости его сути и принципов [497]. Судзуки считал, что это учение нельзя постичь методом интеллектуального анализа, что оно является интуитивным и иррациональным [719]. По-видимому, Судзуки прав в том смысле, что интуиция и иррационализм (а не разум и логика) скорей могли привести к озарению и просветлению того типа, который проповедывался чань-буддизмом в Китае и Японии. Во всяком случае, огромное значение интуиции в учении «Чань» несомненно [256, 39 и сл.].
товления бодрящего напитка [769, 109—ПО]. Со временем вокруг буддийских монастырей возникли обширные плантации чайного куста.
- Конфуций и его время
- Социальный порядок по Конфуцию
- Мораль и религия по Конфуцию
- Небо и государь в учении Конфуция
- Небо и «революция»
- 1 Бо 1 I it ухой. Позже эта идея об ответственности монарха была раз-
- Культ предков
- Учение о сяо
- Культ семьи и клана
- Семья и брак
- Женщина в семье
- 11 Сводка материалов о положении женщин в Китае содержится в. Ряде специальных ГруДов [61; 289; 448; 640, 744].
- Супружеская любовь, вдовство и развод
- Дети в семье. Младшие и старшие
- Смерть. Первые погребальные обряды
- Похороны и траур
- Могилы предков
- Храмы предков
- 2 Наиболее полно сказано об этом в трактате «Гуань-цзы», составленном примерно в IV— III вв. До н. Э. См. 850, § 45, 255—258; 65, xlvi.
- 3 Одним из первых исторических трудов в этом жанре было сочинение ханьского конфуцианца Цзя и «Го Цинь лунь» («Об ошибках Цинь»), включенное Сыма Цянем в его труд «Шицзи», гл. 6 и 48.
- Синтез конфуцианства и легизма
- Трансформация конфуцианства
- Культ конфуцианских сочинений
- Культ грамотности и образования
- 1 Н|и mi'IIIII.II'I читатель в Китае сумел прочесть книги прошлых веков,
- Школа и система обучения
- 12 В конце XIX в. В Китае, по некоторым данным, грамотных среди мужчин было около 4%, среди женщин —0,1% [72, 159].
- Система государственных экзаменов
- 11 Как известно, первые школы современного типа стали возникать II Китае лишь после опиумных войн и проникновения иностранного капи-I.Iа | -примерно с 1861 г. [216].
- 16 Лишь в отдельные периоды истории средневекового Китая, причем на очень короткий срок, в программу экзаменов включались также и некоторые даосские сочинения [408, 4].
- Культ ученых-чиновников
- I Сложившийся таким образом культ конфуцианских уче-
- Культ конфуцианской цивилизации
- Культ Конфуция
- Культ конфуцианства
- Глава четве ртая религиозный даосизм
- Истоки даосизма
- Чжуан-цзы и Ле-цзы
- Даосский принцип «недеяния»
- Философия даосов и религиозный даосизм
- Мифы древнего Китая
- Трансформация мифов даосами
- Учение о бессмертии
- Талисманы и алхимия
- Геомантика, магия, медицина
- 10 Характерно, что если цельность организма нарушена (например, у современного больного вырезан аппендикс), китайская медицина не бе-
- Теократическое «государство» даосов
- Организация и структура религиозного даосизма
- Религиозный даосизм и буддизм
- Эволюция даосизма
- Идеи и теории даосизма в средневековом Китае
- «Народный» даосизм и дассский пантеон
- Божества-бессмертные
- Упадок и трансформация даосизма
- Глава пятая китайский буддизм
- Возникновение буддизма. Легенда о Будде.
- Первые общины буддистов
- Буддийские монахи и сангха
- Священные тексты и догматы буддизма
- 1 Как писал в свое время о. О. Розенберг [123, 83], система буддизма, т. Е. Философия буддизма, «в известном смысле может быть названа теорией дарм», т. Е. Дхарм.
- Буддизм Махаяны
- Появление буддизма в Китае
- I Трудности акклиматизации
- Распространение буддизма в Китае
- Китаизация буддизма
- Хуэй-юань и начало амидизиа в Китае
- Кумараджива
- Расцвет китайского буддизма
- 6 В эти века вызванная нашествием комадов миграция китайцев на юг примяла особенно большие размеры. К концу IV в. Свыше миллиона китайцев северных провинций переселилось в бассейн Янцзы [227, 85].
- Буддийский пантеон и храмы
- Культ Майтрейи
- Культ Амитабы
- Культ Гуань-инь
- Буддизм «народный» и для посвященных
- Школы и секты китайского буддизма
- Секта «Чань»
- 10 Наиболее полно история и основные принципы чань-буддизма изложены в трудах д. Судзуки [718—720]. См. Также Библиографию переводов трудов чашд'кпх мастеров [686].
- Буддийские монастыри в Китае
- Монастыри и экономика Китая
- Антибуддийскке выступления в эпоху Тан
- Упадок китайского буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Эволюция конфуцианства в средневековом Китае
- Неоконфуцианство
- Неоконфуцианство и проблема китайского Ренессанса
- Синтез конфуцианства, даосизма и буддизма
- Особенности системы религиозного синкретизма
- Государственные (императорские) культы
- Всекитайские общенародные культы
- 25 Заказ № 1031
- Местные культы
- Домашние (семейные) культы
- Культ божеств-патронов
- Культ водной стихии
- Культ животных и растений
- Демоны и экзорцизм
- Магия, мантика, суеверия
- Культ благопожеланий
- Традиции и новации в Китае
- Заключение
- 28 Заказ № 1051