logo search
Документ Microsoft Office Word

Культ предков

Если культ Неба, по конфуцианскому учению, во многом определял принципы политической структуры и государствен­ного устройства, то решающее влияние на весь характер ки­тайской общественной структуры, на формирование социаль­ных отношений в стране оказал другой важнейший возвели­ченный конфуцианством культ — культ предков. Значение и влияние этого культа в истории и культуре Китая настолько велико и всеобъемлюще, что многие специалисты не без ос­нований считают его основным видом религии в Китае, от­личительной особенностью всей китайской цивилизации.

Корни культа предков, известного многим народам, уходят в древний культ мертвых. В иньском и раннечжоуском Китае этот древний культ мертвых получил очень большое развитие и постепенно трансформировался в обстоятельно разработан­ный и обставленный торжественными ритуалами культ родо­вых предков. Особенно пышно п торжественно отправлялся этот культ в честь старших родовых предков, родоначальни­ков основной линии данного родо-племенного коллектива,— именно с почитанием родовых предков был связан и культ верховного божества Шанди в Инь и в начале Чжоу.

Сам характер культа родовых предков в Инь и в начале Чжоу говорит о том, что отправление этого культа было в ос­новном делом знати, родовой аристократии. Чем знатней был человек, чем ближе стоял он к покойному или живущему еще вану, тем большую роль в его жизни и в его служебных обя­занностях играло все то, что было связано с культом предков. Раннечжоуские источники сохранили очень много материалов о формах культа предков, о предназначавшихся для этого храмах, о ритуале и церемониале обряда. В аристократиче­ских семьях и кланах, и прежде всего в клане вана, этот культ отправлялся торжественно и величественно. В первые века Чжоу, как это видно из ряда надписей на бронзе [842], для каждого из покойных ванов возводился специальный храм, в котором и совершались жертвы в его честь. Позже был установлен точный регламент: согласно правилам, за­фиксированным в «Лицзи», в клане вана имелось семь хра­мов предков (один из них был посвящен родоначальнику и всем древним предкам, а шесть остальных — ближайшим

■предшественникам вана, три — его четным предкам, чжао, другие три — нечетным, му). Вся эта система, получившая наименование чжаому, была довольно сложной. Данные «Лицзи» на этот счет неясны и несколько противоречивы, что вызывает И споры исследователей [888, т. XX, 569; т. XXV, 1911 и 1998; 34, 91—93; 78, 142—145]. Во всяком случае, сис­тема семи храмов у вана, пяти храмов у представителей на­следственной владетельной знати и трех или одного храма предков у отпрысков знатных родов (в зависимости от сте-III пи их знатности) свидетельствует о большом внимании, ко-горое уделяли почитанию умерших предков в среде чжоуской аристократии.

Всем этим покойным предкам регулярно приносились жертвы, в их честь совершались торжественные обряды, для участия в которых обычно собирались многочисленные соро­дичи. В «Шицзин» красочно описываются такие торжества, когда в дом к главе старшей ветви культа съезжаются его родственники. В торжественной обстановке совершаются об­ряды жертвоприношений, которые сопровождаются песнями, танцами, пантомимой. Затем все собравшиеся садятся за стол, подаются обильные яства, рекой льется вино, после пи­ра проводятся игры и состязания [1040, II, 1, VI, № 166 и III, 2, II, № 246; 179, 206—207, 356—357]. Во время обряда жертвоприношения старший в роде сам совершает основные обряды и лично благодарит предков за их благодеяния, про­сит не забыть потомков в будущем.

Центральную роль в торжественном обряде жертвоприно­шения должен был играть сам покойный предок, точнее, за­мещавший его мальчик, обычно старший внук покойного. Считалось, что дух покойника на время жертвоприношений вселялся в его внука. Поэтому в день жертвоприношения старший в роде — обычно отец мальчика —с поклоном и по­чтением подносил заместителю предка все полагавшиеся предкам жертвенные яства. Мальчик отведывал их и возве­щал благоденствие и долголетие всем потомкам. На другой день после торжественного обряда жертвоприношения пред­кам мальчика, игравшего роль заместителя предков, специ­ально чествовали в одном из притворов храма. Окруженный радостными и уважительными сородичами и с сознанием хорошо исполненного долга он с удовольствием вкушал обильное угощение [1040, III. 2, IV, № 248; 179, 360—361].

Сравнительно простой, даже несколько наивный культ родовых предков был значительно видоизменен конфуциан­ством, придавшим ему глубокий смысл, превратившим этот культ в первую и наиболее важную обязанность каждого китайца. В традиционном культе предков Конфуций и его последователи увидели одну из главных возможностей прак­тического осуществления того социального порядка и соци-

ального идеала, которые составляли основную суть их уче­ния. Но для того чтобы законы культа предков стали уни­версальными, необходимо было господствовавшие до того по преимуществу в знатных семьях и кланах традиции сде­лать нормой для всего населения страны. С этой цельк> Конфуцием было разработано учение о сыновней почтитель­ности, сяо.