logo search
Документ Microsoft Office Word

Священные тексты и догматы буддизма

Еще до начала нашей эры весь кодекс жизни буддийской монашеской сангхи был в самых основных своих чертах за­фиксирован в «Винаяпитаке» («Корзина устава») —древней­шей части буддийской «Трипитаки» [853], складывавшейся примерно в III—I вв. до н. э. и касавшейся главным образом принципов построения сангхи и правил поведения монахов [782]. Кроме нее в состав «Трипитаки» входила написанная несколько позже «Сутрапитака» («Корзина сутр»), включав­шая пять сборников, излагавших суть буддийской доктрины В форме притч и бесед, и «Абидхармапитака» («Корзина объяснений закола»), содержавшая религиозно-философские тексты. Каждая из трех частей «Трипитаки» содержит книги и сборники фактически самостоятельного значения. В их числе — «Дхаммапада», сборник сентенций и поучений [58], «Джатаки» — рассказы и легенды из жизни Будды и т. п.

Все эти тексты, различные по времени составления и теме, всегда очень высоко ценились. Они хранились при монасты-

рях в специальных архивах-библиотеках. За ними — точнее, для ознакомления с ними и получения копий — ездили изда­лека, иногда за десятки тысяч километров буддийские мона­хи-пилигримы из разных стран, в том числе и из Китая. Чтение сутр, переписка священных текстов всегда считались богоугодным делом, исполнение которого засчитывается каждому и облегчает ему путь к спасению. В спасительную силу этих текстов, особенно сутр, верили и многие миряне. В случае смерти или-болезни близких и для поминовения души миряне шли к монахам и заказывали им богослуже­ние— нечто вроде заупокойной мессы — непрерывное чтение сутр в определенное время. Считалось, например, что необхо­димо непрерывно читать сутры над гробом на протяжении 49 дней, дабы душа покойного благополучно достигла состоя­ния бодисатвы. Понятно, это стоило недешево. В монастыри стекались огромные средства, которые делали их еше более могущественными и влиятельными.

Опираясь на священные древние тексты и взяв за основу тезис о том, что жизнь- страдание, цель ее — в спасении, а путь к спасению — в прекращении перерождений и раство­рении в Нирване, буддийская философия со временем разра­ботала обстоятельную теорию о взаимосвязи человека и ми­роздания. Человек воспринимает мир сквозь призму своих чувств, ощущений. Сами же эти ощущения — причем не толь­ко человека, но и всех живых существ,— проявление волнения дхарм, частиц создания. Согласно философии буддизма, жизнь есть именно проявление безначального волнения дхарм в сознании каждого живого существа1. Отсюда и цель—■ успокоить дхармы и добиться состояния Будды, достичь Нирваны. Но как этого добиться?