logo search
Документ Microsoft Office Word

Расцвет китайского буддизма

^Во времена правления лянского У-ди на юге страны (502—549) буддизм был объявлен чем-то вроде официальной государственной религии. Сам У-ди был ревностным будди-

"I Ли к и я № 1051

стом, он запретил и велел разрушить все даосские храмы (даосизм теперь уже рассматривался как соперник буддиз­ма), жертвовал храмам и монастырям огромные суммы денег и богатые дары и даже стал именовать . себя Хуанди-пуса (император-бодисатва) и Пуса-тянь-цзьД (боднсатва — Сын Неба) [273, 124—128; 799, 51—52]. Многие конфуцианцы уже восприняли отдельные идеи и построения буддистов, а неко­торые из них, как Янь Чжи-туй (531—591), пытались вслед за монахами Сунь-чо и Юань-хуном сближать отдельные эле­менты буддизма и конфуцианства [334, 49—51].

Аналогичный процесс распространения буддизма и усиле­ния его позиций и влияния шел и в Северном Китае, где вли­яние конфуцианства вследствие вторжения кочевых племен и нарушения традиционных форм социальной структуры бы­ло ослаблено 5. Здесь, на севере, особенно в период правле­ния династий Северная Вэй (386—535) и Северная Ци (549— 579), сложились особо благоприятные условия для расцвета буддизма. В 470—476 гг. императорский двор династии Вэй издал ряд эдиктов, предоставлявших монашеским сангхам право на сбор с окрестных крестьян, особенно в урожайные годы, определенного количества зерна, которое в голодные годы распределялось между нуждающимися (излишками это­го зерна сангха могла распоряжаться по своему усмотре­нию). Этими же эдиктами в распоряжение монашеских сангх была предоставлена даровая рабочая сила из рабов-преступ­ников. Словом, при династии Северная Вэй буддизм полу­чил все возможности для своего развития [836, гл. 114; 761, 150—152].

Неудивительно, что столь заботливое отношение прави­тельств Северного (да и Южного) Китая к новой религии по­влекло за собой бурный рост количества монастырей и ве­рующих, особенно на севере страны. Согласно таблицам, со­ставленным по данным источников, на юге страны в конце V в. (Южная Ци — 479—501) было около 2 тыс. монастырей примерно с 32 тыс. монахов и послушников, а век спустя (Южная Чэнь — 557—583) — 2846 монастырей с 82 700 тыс. На севере в V—VII вв. (Северная Вэй) насчитывалось 30 тыс. монастырей и почти 2 млн. монахов и послушников, а в конце VI в. (Северная Ци) — около 40 тыс. монастырей и 3 млн. монахов и послушников [901, 76; 966, 114]. Эти циф­ры весьма внушительны, а темпы роста — просто ошеломляю­щи, особенно если учесть, что до V в. число буддийских хра­мов во всем Китае исчислялось всего в две-три тысячи, а ко­личество живших в них буддистов — немногими десятками тысяч.