logo search
Документ Microsoft Office Word

1 Как писал в свое время о. О. Розенберг [123, 83], система буддизма, т. Е. Философия буддизма, «в известном смысле может быть названа тео­рией дарм», т. Е. Дхарм.

Физическая смерть человека и любого другого живого существа — результат распада данного комплекса дхарм. Однако дхармы не исчезают, они возрождаются в новом комплексе. Это и есть перерождение живого существа. При этом форма нового перерождения определяется суммой до­стоинств и проступков (кармой) данного существа в его предшествовавших перерождениях. Учение о карме буддизм взял у брахманизма, где карма воспринималась как закон возмездия при переселении душ. Буддизм, однако, исходил из того, что сумма добрых и злых дел человека может улуч­шить или ухудшить его шансы на удачное перерождение в будущем. Иными словами, сознательными действиями каж­дый человек,— независимо от того, сколь неблагоприятна его карма в предшествовавших перерождениях,— Может до­биться некоторого подавления волнения своих дхарм и сде­лать шаг к спасению, к Нирване.

Легче всего этою может добиться буддийский монах, весь образ жизни которого направлен к достижению именно этого. В какой-то степени . на улучшение своей кармы и на более удачливое перерождение в будущем могли рассчитывать и верующие в буддизм миряне,—особенно те, кто кормил буд­дийских монахов и жертвовал на их существование. Однако, при всем том каждый буддист всегда обязан был помнить, что он в конечном счете все же зависит от своей кармы и что все несчастья и страдания, приходящиеся на его долю,— зако­номерный результат, возмездие за грехи в прошлых перерож­дениях. Терпи, совершай благие дела, и только это может тебе помочь, только это зачтется тебе в будущем. Даже чер­вяк может возродиться в будущей жизни человеком, тем более бедняк и неудачник — богачом и счастливцем. Такая постановка вопроса могла показаться привлекательной. Од­нако со временем становилось все более очевидным, что кар­динальные принципы буддизма — стремление улучшить свою карму, успокоить волнующиеся дхармы и добиться спасения в Нирване,— практически предполагали прежде всего уход человека от реальной жизни, от социальной действительности. Быть хорошим буддистом означало быть в стороне от жизни как таковой, с ее страстями, пороками, несправедливостями (и в то же время с ее земными радостями, с ее человеческим счастьем, пусть даже редким и кратковременным).