logo search
Religii_regiona_text

14. Богослужение

Кроме первого часа, которого не бывает, чинопоследования суточ­ного круга богослужения те же самые, что и у православных (полунощница, утреня, третий, шестой, девятый час, литургия, вечерня и повечерие, введенное гораздо позже).

Устав сирийских яковитов носит название западно-сирийского, в отличие от несторианского (восточно-сирийского). Сирийский язык является церковным языком не только яковитов, но и несториан и маронитов.

Божественная литургия яковитов — это первобытный литургийный антиохийский тип, с некоторыми видоизменениями применявшийся в Иерусалиме и потом вытеснивший первоначальный, от которого про­изошел раньше. Эта литургия известна под названием литургии апо­стола Иакова. На сирийский язык с греческого она была переведена еще до раскола, после которого яковиты применяли только сирийский текст, весьма сходный с "Апостольскими постановлениями". Несмотря на это, в сирийском тексте сохранились греческие слова и выражения, такие как Кирие элейсон, София, просхомен, стомен калос (соотв. Госпо­ди, помилуй; Премудрость; прокимен; станем добре) и другие.

В числе редакторов этой литургии наиболее известными считаются Эдесский Иаков (f708) и Дионисий Вар-Салиби ( 1171), которые внес­ли известный вклад в развитие яковитского богослужения. Сейчас имеется шестнадцать сирийских анафор, из которых наиболее употре­бительны анафора "святого евангелиста Иоанна", "Двенадцати Апо­столов", "Святого Евстафия Антиохийского", "Святого Василия Кесарийского" и "Святого Кирилла Иерусалимского".

Хлеб для приготовления честных Даров берется квасный, смешан­ный с солью и елеем.

После входных молитв перед алтарем и испрашивания прощения у народа священник целует иконы, входит в алтарь, омывает руки, обла­чается, снимает покровы с сосудов и, взяв в руки просфору, произно­сит "Яко овча...". Затем он вливает в потир вино и воду, покрывает чашу и дискос покровом и совершает каждение с чтением "Отче наш" и "Верую". Завеса поднимается, совершается каждение с чтением "Единородный Сыне", после которого "Трисвятое" с добавлением "распныйся за ны", Деяния Святых Апостолов, Послания и Евангелие. Чтец, диакон и священник читают соответствующие зачала, стоя на амвоне лицом к народу. После чтений — "Херувимская песнь", Сим­вол веры, "целование мира", которое передается от священника в алта­ре через диакона всему народу. В этот момент священник в алтаре ко­леблет покровом над Святыми Дарами со словами "Ты еси камень, источивый двенадцать источников водных для двенадцати колен Израилевых. Ты еси камень, приваленный ко гробу Спасителя". Диакон: "Станем добре", а народ: "Милость мира". Священник, благословляя народ, произносит: "Благодать Господа...". Народ: "И со духом твоим". Священник: "Идеже есть Христос, седя одесную Бога Отца, туда возне­сем в час сей ум, сердца и помышления наша". Народ: "Имамы ко Господу". Священник: "Достойно и праведно есть исповедатися Твор­цу всяческих, поклонятися Ему и славити Его". Народ: "Достойно и праведно есть". В это время священник с воздетыми руками тайно мо­лится, а народ поет "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...". Затем свя­щенник, взяв просфору в левую руку, возглашает: "Грядый на вольные страсти, Он, взем хлеб в Свои пречистые руки и благословив (дважды благословляет просфору), освятив (благословляет еще раз), преломив (преломляет вдоль), даде Своим учеником рек: Приимите ядите... (преломляет поперек) и даемое во оставление грехов и в жизнь веч­ную". Народ отвечает: "Аминь". Взяв чашу, священник возглашает: "И прием чашу, благослови (благословляет дважды), освяти (благословляет еще раз), даде учеником глаголя: Пиите от нея вси... и за многия изли­ваема (слегка наклоняет чашу) во оставление грехов". Народ: "Аминь". Священник продолжает: "Сие творите в Мое воспоминание", а народ: "Помилуй нас, Боже, Отче Вседержителю. Тебе поем...". В это время священник тайно молится о ниспослании Духа Святаго на предлежа­щие Дары. Затем священник трижды произносит: "Вонми, Господи, умилосердися и помилуй ны". Воздевая руки кверху, взывает: "Уготови и сотвори хлеб сей Животворящее Тело (благословляет), Тело спасения (опять благословляет), Тело Христа Бога нашего" (благословляет). Диа­кон и народ: "Аминь". Затем священник произносит: "Чашу же сию сотвори Кровь Нового Завета (благословляет), Кровь спасения (благословляет), Кровь Христа Бога нашего" (благословляет). После ек­тений, молитв о живых и усопших закрывается завеса, Агнец раздроб­ляется на семь частей и полагается на дискосе в виде креста. Вслед за этим одной частицей, омоченной в святой Крови, священник напояет остальные частицы. Поднимается завеса, читается "Отче наш". Свя­щенник поднимает сначала дискос со словами "Святая Святым и чис­тым", потом потир, а потом дискос и потир вместе при пении антифо­нов в честь Богородицы и святых. Испросив прощения, священнослу­жители причащаются в алтаре, а затем, открыв завесу, выносят Святые Дары народу со словами: "От жертвенника да снидет прощение" и причащает верующих под обоими видами77.