logo
Religii_regiona_text

1. Дохалкидонский период

Яковиты — это сирийские монофизиты, которые вместе с несторианами, или ассирийцами, ведут свое происхождение от первобытного восточного христианства, главным образом сирийского. Ко времени появления христианства классическим языком Месопотамии и Сирии был эдесский диалект арамейского языка, который вместе с сирийским национализмом послужил главной причиной стабильного существова­ния сирийцев в период различных политических перемен. Эллиниза­ция сирийцев была частичной и по существу имела место лишь в За­падной Сирии (Антиохии). Она началась в период Селевка Победителя (312—281), построившего свою столицу Селевкию на левом берегу Тигра, напротив Ктесифона. Впоследствии столица была перенесена в Антиохию (Западная Сирия), которая и стала главнейшим центром эл­линизма, пока римские легионы Помпея, разбившие последнего селевкидского царя Антиоха VIII, не сделали Сирию римской провинцией (64 г. до Р. X.).

Начиная с эпохи Апостолов, Антиохия стала наиболее выдающимся центром христианской веры после Иерусалима. Но если антиохийское христианство было эллинизированным, то здесь же процветало и ту­земное христианство, особенно в северо-восточных от Антиохии про­винциях с центром в Эдессе54. Таким образом, Эдесса в Месопотамии была центром и митрополией Восточной Сирии и сирийского христи­анского мира, в то время как Антиохия — центром эллинизированного, в котором последователи Христа впервые оставили свои иудейские имена (назореи, галлилеяне) и были названы христианами (Деян 2:20,26). Книга Деяний повествует о том, что первая христианская об­щина, приступив к проповеди Евангелия среди языческого мира, впер­вые подняла вопрос об отношениях между христианством и язы­чеством, то есть о том, каким образом следует принимать в Церковь Христову язычников (гл. 15). Постепенно распространяясь, эта община после разрушения Иерусалима (70 г. по Р. X.) стала христианской мит­рополией на Востоке, а после возведения Антиохии в ранг патриархата ее юрисдикция простиралась на Сирию, Палестину, Финикию, Ара­вию, Месопотамию, Кипр, Киликию. Согласно 2-му правилу II Все­ленского собора границы юрисдикции Антиохийской Церкви совпада­ли с границами провинций Востока. После III Вселенского собора, на котором была провозглашена автокефалия Кипрской Церкви, и после IV Вселенского собора, на котором была возведена в ранг Патриархата Иерусалимская Церковь, границы ее значительно сократились.

Персидское государство Сасанидов, существовавшее с 226 г. по Р. X., охватывало всю Месопотамию. Среди местного арамейского на­селения христианство, ставшее к этому времени для местных сирийцев стимулом развития их национального самосознания, распространялось при следующих обстоятельствах. Сирийские восточные христиане, на­ходясь в юрисдикции Антиохийского Патриарха, в государственном отношении зависели от Персии. Поэтому они решили, что им необхо­дим собственный предстоятель Церкви. Собор в Селевкии-Ктесифоне на Тигре в 424 г. провозгласил полную независимость находящегося на территории Персии католикоса от патриарха Антиохийского. Таким образом границы Антиохийской Церкви сократились еще больше.

Но если сирийский язык и национальное чувство сирийцев помогли им выдержать пронесшиеся над ними страшные ураганы политических перемен, то это же национальное самосознание с резким правым укло­ном, выразившимся в стремлении игнорировать византийское церковно-политическое влияние, составило историческую предпосылку не­расположения их к Византийской Церкви, которое достигло своего апогея в период христологических споров. Сирия и Египет были двумя восточными провинциями, которые по существу никогда не были вер­ны императору, потому что он для них был иностранным завоевателем. Поэтому эти страны всегда были готовы поднять восстание и причи­нить беспокойство правительству, лишь бы представился удобный слу­чай. То, что интересовало большинство монофизитов, совершенно не являлось каким-то метафизическим вопросом. Нежелание принять халкидонское определение происходило оттого, что это учение — учение кесаря, столь ненавистного населению восточных провинций, хо­тело навязать именно правительство. Поэтому монофизитство стало быстро распространяться в Сирии; почва была подходящей. Здесь еще сохранились корни древнего докетизма и ересей Евномия и Аполлина­рия. Множество монахов Месопотамии и особенно провинции Амиды (Диарбекир) и районы, примыкающие к границам Армении, были охвачены монофизитством, которое в решении халкидонского собора усматривало оскорбление святителю Кириллу Александрийскому и III Вселенскому собору. Их аргументом против этого собора было "утверждение догмата Нестория".

Однако в Сирии были и сторонники православного учения (мелкиты), которые принимали IV Вселенский собор, но из-за униатской политики императоров часто вынуждены были терпеть различные при­теснения со стороны монофизитов. Постепенно выкристаллизовыва­лись две противоположных враждующих между собой группировки: православных и монофизитов.

2. Сирийские монофизиты в эпоху IV Вселенского собора

После смерти Акакия (459—461) православный Антиохийский Пат­риарх Мартирий (461—465) первым, если не считать убийства Алексан­дрийского Патриарха Протерия (452—457), претерпел насилие со стороны монофизитов и в конце концов вынужден был отказаться от престола, удалившись в Константинополь. Престол с помощью предво­дителя императорских войск на Востоке, полководца Зенона, захватил Петр Гнавевс, возглавивший монофизитов Сирии. Именно он впо­следствии добавил к Трисвятой песни слова "распныйся за ны", сохра­нившиеся до сих пор в монофизитской литургии (позднейший писа­тель Сирийской Церкви Дионисий Вар-Салиби ( ‍‍‍‍‍‍‍‍1171)55, епископ Амидский, оправдывал это добавление как относящееся к человеческой природе Христа). Но Петр недолго был на патриаршем престоле (465— 466), потому что император Лев I (457—474), убедившись, что большин­ство епископов на стороне IV Вселенского собора, прогнал со своих кафедр всех епископов-монофизитов Александрии и Антиохии, поста­вив на их место православных. В Антиохию был поставлен Юлиан (466-475), а Петр отправился в ссылку. Однако ему удалось бежать и скрыться в одном из константинопольских монастырей, Акимитоне, где он находился до 475 г. В этот момент престол у Зенона захватил его родственник Василиск (475—476), который, покровительствуя монофизитам, надеялся на их поддержку, так как в Египте, Сирии и Палестине монофизитская сторона была сильной и организованной. Петр Гнафевс снова оказался на Антиохийском престоле, а Юлиан в том же году умер. Однако торжество монофизитов было непродолжительным. В сентябре 476 г. Зенон снова захватил императорский престол. Импера­тор Василиск был сослан в Каппадокию, Петр Гнафевс снова отпра­вился в ссылку, на этот раз на Кавказ, в Пицунду. Однако он не дошел до нее, остановившись в храме святого Феодора Евхаита. На вакантный престол монофизиты попытались возвести его друга Иоанна II Конодатоса, однако, после вмешательства правительства эта кандидатура была отстранена. Вместо него был интронизован Стефан II.

Император Зенон, захватив престол (476—491), сначала поддерживал сторону православных, однако со временем изменил тактику, полагая, что совещательная политика гораздо полезнее для осуществления рели­гиозного мира, особенно на Востоке. Эту его униатскую политику ха­рактеризуют некоторые уступки монофизитам. В 482 г. он издал "энотикон", которым старался примирить православных и монофизи­тов. В этом "энотиконе" осуждались Несторий и Евтихий, определялся вопрос соединения во Христе двух природ, причем не упоминалось, одна или две природы были после соединения. Халкидонский собор не упоминался в числе Вселенских, и вообще запрещалось вводить какое-либо иное исповедание, противное изложенному в "энотиконе". Таким образом, молча отклонялась, с одной стороны, соблазняющая монофи­зитов фраза IV Вселенского собора "в двух природах", а с другой — неугодная православным "одна природа". Вместе с тем принимались двенадцать анафематизмов святителя Кирилла Александрийского про­тив Нестория, где говорится о "природном союзе"56. Однако этот "эно­тикон" не удовлетворял ни монофизитов, требовавших категорического отвержения Халкидонского собора, ни православных, усматривавших в "энотиконе" уступку монофизитам. Его подписали Константинопольский патриарх Акакий, Александрийский Петр Монг, однако Каландин Антиохийский, преемник Стефана III и Стефана II, отказался признать "энотикон", в результате чего отправился в ссылку, а Петр Гнафевс, отозванный из Евхаита, был снова поставлен на патриарший Антио­хийский престол после того, как подписал "энотикон" вместе с Мартирием Иерусалимским. Монофизиты снова торжествовали.

Православные обратились к папе Римскому Феликсу III (483-492), который, созвав в Риме собор (484), отлучил Акакия Константинополь­ского, Петра Монга и Петра Гнафевса. Акакий со своей стороны вы­черкнул из диптихов Константинопольской Церкви имя папы. Появил­ся "Акакиев раскол" — прелюдия великого раскола при патриархе Фотии, — длившийся тридцать пять лет (484—619).

В этот период в Восточной Сирии монофизиты имели одинаковую силу с несторианами; друг друга они различали по следующему приз­наку: те, кто выступал против Нестория, были монофизитами, а те, кто против монофизитства, были сторонниками Нестория. Однако после смерти Ивы Эдесского при поддержке разбойничьего собора епископию возглавил Нонна, при котором развилась сильная монофизитская реакция против несториан. Ее возглавили сирийские монофизитские руководители Филоксен ( 523) и Севир, впоследствии ставший патри­архом Антиохийским (513—518). Перс Филоксен, бывший ученик Ивы, оставил несторианство, превратившись в ожесточенного монофизита. В 485 г. Петр Гнафевс рукоположил его во епископа Иерапольского на Евфрате. Известный церковный писатель и авторитет в литургических вопросах, он принял обычную для монофизитов точку зрения, что Халкидонский собор является несторианским. Согласно утверждению Бар-Гебреуса, именно он убедил императора Зенона закрыть Эдесскую школу (489) и изгнать всех несториан из империи, в результате чего они вынуждены были искать убежища в Персии, которая стала их вто­рой родиной.

Монах из Писидии Севир, учившийся законоведению в Бейруте, принял монашество в Маюмском монастыре и занимался богословием, будучи самым плодовитым из всех монофизитских писателей. Из этой обители он затем отправился в Константинополь, где находился в те­чение трех лет (508—511) и был связан узами дружбы с монофизитским императором Анастасием I Дикором (491—518), который под его влия­нием отринул IV Вселенский собор и принял монофизитство. Анаста­сий одобрил введение в Трисвятую песнь добавления "распныйся за ны" и даже приказал петь ее вместе с этим прибавлением в Софийском соборе Константинополя ко всеобщему возмущению монахов и мирян. После смерти Петра Гнафевса (488) Константинопольский патриарх Евфимий (489—495) не торопился с возведением на Антиохийский престол Севира, взяв с него письменное обещание не вводить монофизитскую реформу.

Однако влияние монофизитства на Востоке было велико57. После Петра Гнафевса на Антиохийском престоле появляется монофизит Палладий (490-498), а потом и Флавиан II (498—513), который хотя и подписал "энотикон", однако позднее вернулся к Халкидону, вызвав тем самым негодование монофизитов, которые были сильны в его юрисдикции и смогли поэтому изгнать его. В 512 г. Филоксен созвал собор, который низложил Флавиана с Антиохийского престола и воз­вел на него Севира. Иерусалимский патриарх Илия I также был удален с престола, а вместо него был поставлен епископ Севастийский Иоанн, известный под именем Иоанна III (516—524). Так Севир стал главой монофизитства на Востоке.

Севир был умеренным монофизитом58. Его позиция была скорее по­зицией соглашательства в духе "энотикона", но все же противоречила IV Вселенскому собору. Он считал, что Тело Христово было свободным от тления и естественных нужд после воскресения, а до этого оно бы­ло, как и наше. Допуская во Христе "одно богомужное действие", он стал причиной возникновения позднейшего монофелитства59.

Борьба между монофизитами и православными продолжалась, и очагом ее была константинопольская обитель Акимитон. Римские па­пы Геласий (492-496), Анастасий II (496-498), Симмах (498-514) и Ормизд (514—523) тоже вмешались в эту борьбу, пытаясь в переговорах с императором найти путь к взаимопониманию для снятия схизмы, од­нако конец волнениям в Церкви положила лишь внезапная смерть им­ператора Анастасия (518).

Императоры Иустин I (518-527) и Юстиниан I (527-565) отвергли "энотикон", восстановили IV Вселенский собор в его значимости и по­ложили конец "акакиевой схизме" (519). Севир, осужденный не только за ересь, но и за преследование православных, был отлучен и бежал в Александрию, где преобладали монофизиты. Позднее он вернулся в Кон­стантинополь под покровительство монофизитского патриарха Констан­тинопольского Анфима I (535) и императрицы Феодоры, симпатизиро­вавшей монофизитам. Однако после осуждения Анфима и его изверже­ния (536) на престол был избран православный Мина (536—552), который на созванном в том же 536 году Константинопольском соборе отлучил Анфима, изгнал монофизитов из столицы и предал огню сочинения Се­вира, который возвратился в Египет и скончался там в 538 г.

Преемник Севира православный Павел II (518—522) учинил печаль­ную расправу над сирийскими монофизитами, преследуя их так же, как Севир преследовал православных.

В 544 г. Юстиниан сделал уступку монофизитам, издав указ об осуждении Трех глав, однако цель осуждения не была достигнута. Иустин II (565-578) своим декретом от 571 г. положил конец разногла­сиям, решив, что вера достаточно сформулирована, и нет оснований вести дальнейшие споры.

Таким образом, монофизитство в Сирии, крайне раздробленное, по­теряло под собой всякую почву, потому что многие епископы, боясь ссылки, вынуждены были бежать в Египет, в результате чего Церковь осталась без руководства. Нужна была сильная личность, которая суме­ла бы реорганизовать монофизитов Сирии. Таким человеком оказался Иаков Барадей, своим делом и именем оставивший неизгладимую пе­чать на монофизитском христианстве Сирии, особенно западной60.