logo
Religii_regiona_text

10. Современное положение Яковитской Церкви

Сегодня, согласно относительным подсчетам, число яковитов дости­гает во всем мире 950000, включая и Малабар. Они рассеяны по Си­рии, Ливану, Ираку, Восточной Турции и Америке74. Из них 55000 вхо­дят в три епископии Сирии, 20000 в три епископии Ирака, Иордании и Ливана (Багдадскую, Мосульскую и Мар-Маттайскую), 35000 в три епископии Южной Турции (Тур-Абдинскую в Мидьяте, Мардинскую и Диарбекирскую). В январе 1953 г. в Детройте (США) была создана от­дельная епархия, а в июле 1967 г. в этом городе был заложен новый со­бор. Число яковитов здесь около 20000. В бразильском штате Мату-Гросе в 1958 г. была образована епископия из 3000 яковитов с центром в Кампу-Гранди. В ноябре 1958 г. Церковь пополнилась 15000 асси­рийцев, которые вошли в юрисдикцию митрополита Мосульского. В августе 1967 г. в Константинополе яковитской общине была передана пустовавшая церковь.

В 1962 г. в монастыре святого Гавриила (близ Картамина) была от­крыта семинария для 20 воспитанников. В том же году Мосульская се­минария была перенесена в Захле (Ливан).

Главой рассеянных по всему миру яковитов является яковитский "Патриарх града Антиохии и всея земли, святому престолу подлежа­щей", кафедра которого находится в Дамаске и который с 1292 г. при­соединяет к своему имени имя "Игнатий" в честь священномученика Игнатия Антиохийского75.

Преемником Игнатия XXXVIII Ефрема Вар-Саума, выдающегося историка своей Церкви, с 1957 г. стал патриарх Игнатий XXXIX Иаков III Севир, бывший епископ Бейрутский, которому пришлось выдержать упорную борьбу за патриарший престол с епископом Дхазирским Зиряком. Кафедра патриарха менялась в соответствии с историческими обстоятельствами. Она была в Амиде (теперешнем Диарбекире), Дайр-Джеферанском монастыре (к северу от Мардина), в Тур-Абдине, в Мардине, в Хомсе, а сегодня она в Дамаске. Патриарх, которому под­чиняется и Сирийская Малабарская Церковь, избирается яковитскими епископами под председательством мафриана, который с 649 г. являет­ся первым по чину в Яковитской Церкви после патриарха, викарным патриаршим епископом с титулом "Митрополит Иерусалимский, мафриан и католикос Востока". Будучи советником и ближайшим помощ­ником патриарха, он в большинстве случаев наследовал патриарший престол. Сам мафриан управляет Иерусалимской кафедрой через своего викария, который является его представителем во Святом Граде.

Епископы обычно избираются из монахов и рукополагаются патри­архом. Митрополиты главнейших кафедр в большинстве случаев полу­чают новое имя. Так, митрополит Мосульский переименовывается в Василия, а Иорданский — в Афанасия.

Как и у православных, для остальных степеней священства (иерея и диакона) допускается брак.