logo
Religii_regiona_text

Армянская Церковь в настоящее время. Управление.

В современной иерархической системе Армянской Церкви высшей властью являются два католикоса и два патриарха, которые возглавля­ют армянскую паству в различных местах земного шара. Это католикос всех армян в Эчмиадзине, Киликийский в Анталиасе (Ливан), патриархи Константинопольский и Иерусалимский. Однако в силу исторических событий, традиций Армянской Церкви и ее обычаев преимущество всегда имел тот католикос, у кого хранилась правая рука святителя Григория, Просветителя армян. После Флорентийского собора мощи Святителя оказались в Эчмиадзине, где по преданию проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, и где сам святитель Григорий учреждал Армянскую Церковь. Католикос Эчмиадзина из-за постоянных набегов вынужден был менять место своей кафедры, которая находилась в Аштишате, Вагаршапате, Двине, Ахтамаре, Аркине, Ани, Жаминте (близ древней Амасьи), Рум-Кале и Сисе. Теперь, находясь в Эчмиадзине (с 1441), католикос носит титул "Раба Божия, Великого Патриарха и Католикоса всех армян". Хотя ему и не подчиняются прочие католикосы и патриархи, однако он имеет первенство чести, его духовная юрисдикция простирается на всех армян. Католикос всегда епископ, однако во время его поставления совершается чин, напоминающий хиротонию, во время которой рука святителя Григория кладется на его голову. Одновременно двенадцать епископов также возлагают свои руки на его голову и затем мажут святым миром. Эчмиадзинский католикос имеет преимущество рукополагать патриархов Константинопольского и Иерусалимского.

Сейчас католикосом является избранный в 1996 г. Гарегин, который живет в Эчмиадзинской обители. Синод состоит из семи архиепископов, двух епископов и двух вардапетов. При Синоде имеется монастырский совет и издательский комитет.

В юрисдикции Эчмиадзинского патриархата находятся следующие епархии: Араратская во главе с епископом Комитасом, Ширакская (Ленинакан), Грузинская (Тбилиси) с епископом Георгием, Азербайджанская (Баку) с епископом Юсиком и Ново-Нахичеванско-Российская (Москва) с епископом Паркевом. Всего 60 священников, академия и семинария с 50 студентами в Эчмиадзине. Обучение: три года в семинарии и три — в академии.

Кроме того, имеются епархии и за границей. В Иране — Тавризская, Тегеранская и Исфаханская. Индийские армяне составляют епархию Индии и Дальнего Востока. В Ираке находится Иракская епархия с центром в Багдаде (1500 армян), где армянский нефтяной магнат Гульбекян построил огромный храм. Египетская епархия включает в себя Эфиопию и Судан. Греческая епархия, состоящая из десяти тысяч армян, имеет десять храмов и духовную школу в Афинах. Имеются также епархии в Болгарии, Румынии, Западной Европе (Париж), Аргентине, Бразилии, Уругвае, Чили, Венесуэле. Епархия Американская и Канадская с центром в Нью-Йорке — самая многочисленная из всех зарубежных епархий (100000). В 1962 г. из Египта в Канаду прибыло около 11000 армян. Нью-Йоркский епископ, будучи старшим армянским иерархом американского континента, избирается на четыре года. Калифорнийская епархия, которая включает также и Мексику (с центром в Лос-Анжелесе), насчитывает до 60000 армян.

Второй католикос — Киликийский — с 1299 г. имел кафедру в Сисе (недалеко от Аданы), однако в 1921 г. под давлением турок армяне вынуждены были покинуть пределы Турецкой республики и в количестве приблизительно 120000 человек переселились в Сирию, куда перенес свою кафедру и католикос. Однако в июле 1939 г. принадлежащая Сирии область Александретта (Хатай) была передана французскими мандатными властями Турецкой империи, а жившие на этой территории армяне вынуждены были переселиться в Сирию и Ливан. Католикос Киликийский Исаак II (1903-1939) перенес свою резиденцию в Анталиасский монастырь (близ Бейрута), так что с тех пор его преемники Петр Сараждан (с 1940), Гарегин Ховсепян (1952), Сарех Пайаслян (1956-1962) и, наконец, правящий ныне Арам (с 1996) имеют здесь свою кафедру, объединяя в своей юрисдикции более 600000 верующих. Католикос Киликийский равен по чести католикосу Эчмиадзина, следуя за ним по чину, имеет те же церковные привилегии рукополагать епископов, благословлять святое миро, выдавать разводы, соблюдать церковные каноны и высказывать компетентное мнение по богослужебным вопросам. Католикос имеет сегодня шесть архиепископов и двух епископов, из которых один в США, и около 130 священников. Его юрисдикция простирается на Сирию, Ливан, Кипр, Грецию (с 1958), Персию и некоторые приходы в Европе. Три школы-монастыря имеются в Бейруте, Латакии и Дамаске.

Киликийский католикос, помимо своей духовной власти над армянами своей юрисдикции, имеет еще и светскую власть, которая была дана ему на основании конституции 1860 г., утвержденной турецким правительством (1863) с целью урегулирования вопросов армянского населения в Турции. После выделения Сирии и Ливана в самостоятельные государства правительства этих стран, а также Балкан, Европы и Египта признали ее частной конституцией, регулирующей церковную и национальную жизнь армянских общин. С 1941 г. эта конституция была дополнена двумя законодательными пунктами: 1) об избрании католикоса и отношении его к епископам (38 статей) и 2) о правилах монашеской общины и монашеского братства Католикосата, — получила наименование "Особого Киликийского Положения". Между прочим 11-я статья этого "Положения" дает Киликийскому католикосу два голоса при избрании Эчмиадзинского католикоса, который имеет ту же привилегию при избрании Киликийского. Несмотря на то, что оба католикоса были совершенно независимы в управлении своими Церквами, отношения между ними бывали порой натянутыми. Так, хиротония Киликийским католикосом епископа Анкары, находившейся в юрисдикции Эчмиадзина, вызвала раскол, ликвидированный Иерусалимским собором 1652 г. Эчмидзианский католикос Геворк IV (1866-1882) со своей стороны стремился к тому, чтобы управлять всей Армянской Церковью, и возникшее от этого столкновение с Киликийским католикосом Мекертихом I закончилось лишь со смертью Георга IV, когда его преемник Мекертих I Керимян (1892-1907) направил поздравительное послание Киликийскому Исааку II, вследствие чего положение урегулировалось. Оба католикоса, стремясь укрепить братские связи друг с другом, приняли решение (Эчмиадзинский в 1925, а Киликийский в 1941), предусматривающее представительство другого католикосата во время выборов кандидатов на патриарший престол. Однако это решение вызвало в дальнейшем новые затруднения. После смерти в июне 1952 г. Киликийского католикоса Гарегина Ховсепяна местные армяне высказались за кандидатуру Сареха Паясляна (1956—1962), однако патриарх Вазген выступил против этого избрания. Начинается период недоразумений между двумя католикосатами. Чтобы показать свою каноническую независимость, Киликийский католикосат назначил выборы на февраль 1956 г. Тогда Вазген прибыл без приглашения в Анталиас для участия в выборах, чтобы по возможности лишить Сареха шансов на избрание. Однако, не добившись своей цели, он уехал в Каир, где созвал собор армянских епископов своей юрисдикции и объявил недействительным избрание Киликийского католикоса. Своими действиями Эчмиадзинский католикос стремился подчинить себе всех армян. Однако эти притязания были отвергнуты. Тогда Вазген приступил к избранию нового кандидата на Киликийский престол, архиепископа Када Ахабагяна (из Киликийской юрисдикции). В дальнейшем события развивались так, что армянские общины Ирана, Греции и США (1958-1960) решили отказаться от юрисдикции Эчмиадзина и перейти в юрисдикцию Анталиаса. Архиепископ Дамасский также решил создать свой армянский патриархат на Ближнем Востоке. Начался раскол в духовной семинарии в Бикафайе. Все это произвело сильное впечатление на Сераха, и в феврале 1963 г. от сердечного приступа на 49-м году жизни он скончался. После выборов на Киликийский престол Хорена I наблюдается некоторое смягчение в отношениях двух католикосов. Тем не менее представители Киликийского патриарха не присутствовали (1969) в Эчмиадзине на торжествах мироварения, которое бывает раз в семь лет.

Третьим католикосом был Ахтамарский с кафедрой на озере Ван. После разрушения арабами в IX в. Армении католикос Иоанн V (899-931) прибыл сюда и поселился на небольшом острове Ахтамар, рукоположив себе преемника. В 1113 г. архиепископ этого города отказался признать католикосом Григория Пахлагуни (1113—1166), стремясь сам занять престол, однако был низложен синодом. С тех пор его юрисдикция простиралась только на этот остров и окрестности озера Ван. После первой мировой войны этот католикосат был упразднен.

Кроме того, имеются еще два патриархата: Иерусалимский и Константинопольский.

Иерусалимский был основан в 1311 г. в результате отказа монахов монастыря святого Иакова в Иерусалиме принять определения Сисского собора (1307). Однако созванный в Иерусалиме (1652) собор примирил с Эчмиадзинским католикосом не только Киликийского католикоса, но и Иерусалимского патриарха. С XVIII в. "Апостольская кафедра иерусалимских армян" могла уже освящать себе миро, однако позднее это было отменено, так же как и право рукополагать самостоятельно себе епископа. В 1957 г. на престол был избран Тигран Нерсоян, однако иорданское правительство запретило ему как приверженцу Эчмиадзинского католикосата приступить к управлению Церковью. В августе 1958 года он вместе с епископом и шестью священниками был изгнан за пределы страны. В марте 1960 г. был избран местоблюститель патриаршего престола Егише II Дердерьян, приверженец Киликийского католикосата. Во время своей поездки в Америку (1964) он собрал пожертвования для своего бедного патриархата. Кафедра его находится в монастыре святого Иакова. У него викарный архиепископ, два епископа и четыре вардапета. Его юрисдикция ограничивается Палестиной. 6 января 1964 г. папа Павел VI нанес визит Иерусалимскому патриарху Егише II, в юрисдикции которого 10000 верующих.

Начиная с Сисского собора (1307) в Константинополе уже был епископ для духовных нужд находящихся там армян. Однако после падения Константинополя султан Махмуд II объединил всех монофизитов под начало армянского епископа Бурсского Иоакима, которого вызвал из Бурсы в Константинополь и сделал (1461) патриархом всех армян с юрисдикцией над всеми единоплеменниками, живущими в Оттоманской империи. В период Оттоманского султаната он был наиболее влиятельным из всех армянских патриархов, хотя и признавал первенство Эчмиадзинского католикоса, следуя по чину за Киликийским. До 1828 г. он канонически подчинялся католикосу Эчмиадзина, но когда Великая Армения отошла к России, турецкое правительство сделало его независимым с титулом "Патриарха всех армян Турции". С 1961 года во главе стоит Снорк Калустиан, который является главой 100000 армян, живущих в Турции (в районах Стамбула, Анкары, Сиваса, Малатьи и Диарбекира). В 1954 г. в пригороде Константинополя Скутари была открыта армянская семинария.

Католикос в Армянской Церкви является духовным главой верующих армян и избирается духовно-светской сессией, причем утверждается в этом звании двенадцатью епископами, после чего помазывается миром. Он носит перстень, рукополагает епископов, освящает миро, имеет право вето при разводах. Епископы главным образом из неженатого духовенства. Во второй степени священства первое место занимают вардапеты, которые являются священниками-богословами, имеющими право проповедовать и управлять особыми округами, где обладают правом носить пастырский жезл. Затем идут протопресвитеры, затем неженатые священники, за которыми следуют женатые.