Вопрос 1.
Заповеди Божии – это закон, который Господь дал христианам для исполнения, для хранения чистой души.
Закон этот был дан ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея. На двух скрижалях или каменных досках были написаны 10 заповедей (Синайское Законодательство). Иисус Христос научил своих последователей исполнять эти заповеди гораздо совершеннее.
Заповеди (Моисеевы)
Я – Господь Бог твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
Толкование первой заповеди: Человек должен почитать только одного истинного Бога и не предаваться языческому многобожию. Эта заповедь учит христиан веровать в Бога искренне и твердо, всегда помнить о Боге, Который видит не только наши дела, но и помышления. Христиане должны надеяться только на Бога, а не на людей.
Не сотвори себе кумира, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им.
Второй заповедью Господь запрещает идолопоклонство.
Запрещение поклоняться идолам, их изображениям не стоит смешивать с поклонением православным иконам. Православные поклоняются иконам как изображению, как образу Бога или ангелов или святых. Иконы (слово греч. икона означает образ) сами не считаются богами.
Почему эта заповедь актуальна для христиан, которые не почитают идолов, солнце и луну? У христиан возможно более тонкое идолопоклонство, а именно служение греховным страстям, как то: любостяжание (стремление к приобретению богатства), чревоугодие (лакомство, объядение и пьянство), гордость (высокое самомнение и убеждение в своей необыкновенной значимости) и тщеславие ( постоянный, часто безумный, поиск человеческой славы и постоянного восхваления от людей).
Не произноси имени Господа Бога твоего всуе (напрасно).
Толкование третьей заповеди: Имя Божье нельзя произносить в пустых разговорах, шутках и играх. Запрещается божба (то есть божиться), богохульство (дерзкие слова против Бога), кощунство (шутки и насмешки в отношении священных предметов). Имя Божье должно произноситься со страхом и благоговением, в молитве, в учении о Боге и в законной клятве или присяге.
Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя посвящай Господу Богу твоему.
Толкование четвертой заповеди: Господь повелевает седьмой день посвящать святым делам. Угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме и дома, изучение Закона Божьего, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела. Порой слышатся обвинения, что христиане не чтят субботу. Христиане чтят прежде всего воскресенье, а субботу чтят как воспоминание о сотворении мира и день поминовения усопших.).
Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.
Толкование пятой заповеди: Почитать родителей значит: любить их, быть почтительным, не оскорблять их, помогать им, заботиться о них, молиться о них, молиться за них Богу и повиноваться им. Грех непочитания родителей есть великий грех, а всякий грех изнутри подтачивает душевные силы человека и ослабляет его здоровье.
Не убивай.
Толкование шестой заповеди: Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Человек виновен в убийстве и тогда, когда сам не убивает, но способствует убийству, например:
Судья, осуждающий невинного подсудимого.
Всякий, кто помогает убийству приказом, советом или согласие.
Всякий, кто не избавляет ближнего своего от смерти.
Всякий, кто тяжелым трудом и жестоким наказанием изнуряет своих подчиненных.
Всякий, кто оскорбляет ближнего своего словом или поступком и доводит того до смерти.
Всякий, кто соблазняет ближнего своего, совращает его на порочные поступки, подвергает душу духовной смерти. (Духовное убийство).
Посему Христос и призывает всех относиться друг к другу с любовью и заботой.
Убийство на войне Церковь не считает за грех, если воин защищает свое Отечество и готов положить свою жизнь за «друзей, ближних своих». Однако на войне, конечно, могут быть и преступные убийства. Аборт также относится к тяжелому греху убийства.
Не прелюбодействуй.
Толкование седьмой заповеди: Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь. Христиане должны быть целомудренными в делах, словах, мыслях, и желаниях. Для этого нужно избегать различных соблазнов. К таковым соблазнам относятся: бесстыдные песни, сквернословие, соблазнительные зрелища и картины, пьянство, чтение безнравственных книг. «Брак чист, ложе нескверно», - говорит Священное Писание, обращая внимание на чистоту супружеского союза, освященного в церковном Таинстве брака.
Не воруй.
Толкование восьмой заповеди: Господь Бог запрещает кражу, т.е. присвоение любым образом того, что принадлежит другим. Не только воровство и грабеж, но и взяточничество, тунеядство (получают деньги, а не работают) и обман являются тяжким грехом воровства.
Самая высшая добродетель в исполнении 8-й заповеди – это отречение от всякой собственности, совершенное нестяжание. Этой заповедью христиане призываются быть бескорыстными, милосердными, честными.
Не произноси на другого ложного свидетельства.
Толкование девятой заповеди: Господь запрещает говорить ложь о другом человеке, показывать неправду на суде, делать ложный донос, наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать (слово «дьявол» значит клеветник). Никогда христианам не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому (родители, начальники). Ведь каждый человек имеет много слабостей и недостатков. Душу человека судит Господь, мы же можем осуждать греховный поступок, но не человека.
Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.
Толкование десятой заповеди: Господь запрещает не только что-либо делать плохое другим, но и запрещает плохие желания и помышления по отношению к другим людям. Грех против этой заповеди называется завистью. Поэтому христиане стараются хранить сердце и мысли от всякой нечистоты и быть довольными тем, что имеют, за всё благодарить Бога.
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич