Дхаммапада (избранные максимы)
64
Если глупец связан с мудрым даже всю свою жизнь, он знает дхамму не больше, чем ложка — вкус похлебки.
65
Если хотя бы мгновение умный связан с мудрым, быстро знакомится он с дхаммой, как язык с вкусом похлебки.
66
Не имея разума, глупцы поступают с собой, как с врагами, совершая злое дело, которое приносит горькие плоды.
67
Нехорошо сделано то дело, совершив которое, раскаиваются, чей плод принимают с заплаканным лицом, рыдая.
68
Но хорошо сделано то дело, сделав которое, не раскаиваются, чей плод принимают радостно и удовлетворенно.
69
Пока зло не созреет, глупец считает его подобным меду. Когда же зло созреет, тогда глупец предается горю.
70
Пусть глупец месяц за месяцем ест пищу с кончика травинки куса, все-таки он не стоит и шестнадцатой части тех, кто знает дхамму.
71
Ибо, как не сразу свертывается молоко, так содеянное злое дело не сразу приносит плоды; тлея подобно огню, покрытому пеплом, оно следует за этим глупцом.
72
Когда же глупец на свое несчастье овладевает знанием, оно уничтожает его удачливый жребий, разбивая ему голову.
73
Он может возжелать неподобающего ему положения и первенства среди бхикшу, и власти в монастырях, и почитания среди других родов.
74
«Пусть думают и миряне, и отшельники, что это сделано мной. Пусть они зависят от меня во всех делах»,— таково намерение глупца; его желание и гордость возрастают.
75
Ибо одно средство ведет к приобретению богатства, другое — к нирване. Зная же это, бхикшу, ученик Будды, не возрадуется почестям, но возлюбит одиночество.
133
Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь неприятна, и возмездие может коснуться тебя.
134
Если ты успокоился, подобно разбитому гонгу, ты достиг нирваны: в тебе нет раздражения.
135
Как пастух палкой гонит коров на пастбище, так старость и смерть гонят жизнь живых существ.
136
Совершая злые дела, глупец не понимает этого. Неразумный мучается из-за своих дел подобно снедаемому огнем.
137
Кто налагает наказание на безвинных и неиспорченных, тот быстро приходит к одному из десяти состояний.
138—139—140
Его может постигнуть: острое страдание, повреждение тела и тяжелое мучение или же болезнь, безумие; или царская немилость, или тяжкое обвинение, или потеря родных, или утрата богатств, или же дома его спалит пламенный огонь. Когда разрушается тело, глупый попадает в преисподнюю.
141
Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежанье на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сиденье на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений.
142
Пусть он даже украшен, но если он живет в мире спокойный, смиренный, воздержанный, ведущий праведную жизнь, отвергающий применение наказания ко всем существам,— он брахман, он отшельник, он — бхикшу.
143
Найдется ли в мире какой-либо человек, смирявший себя скромностью, который не нуждался бы в понукании, как хорошо тренированная лошадь — в кнуте?
144
Подобно хорошо тренированной лошади, тронутой кнутом, будьте энергичными и одушевленными. С помощью веры, добродетели и энергии, самоуглубления и изучения дхаммы вы, вдумчивые, исполненные знания и безупречные в поведении, освободитесь от этого великого зла.
145
Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, добродетельные смиряют самих себя.
Источник:
Будда: История прошлых рождений. Гирлянда джатак. Пер. с санскр. - М., 2001. - С.20-21, 34-35.
Приложение 23
ОСНОВНЫЕ БУДДИЙСКИЕ ПОНЯТИЯ
АМИТАБХА (санскр.) — будда (в махаяне и ваджраяне), создатель и
владыка рая
АНАТМАН (санскр.) — отсутствие неизменной души как
характеристика бытия, см. ТРИЛАКШАНА
АНИТЬЯ (санскр.) — изменчивость как характеристика бытия, см.
ТРИЛАКШАНА
АРХАТ (санскр., пали — АРАХАТ) - «достойный», достигший просветления (в
тхераваде)
БОДХИСАТТВА (санскр.) — просветленный, откладывающий уход в нирвану
ради помощи другим (в махаяне и ваджраяне)
БУДДА (санскр.) — просветленный, достигший нирваны
БХАВАЧАКРА (санскр.) - колесо жизни из 12 нидан, круговорот бытия
ВАДЖРА (санскр.) — «молния, алмаз», символ буддизма (подобно кресту
— в христианстве, полумесяцу — в исламе)
ВАДЖРАЯНА (санскр.) — «алмазная колесница», одно из основных
направлений буддизма, буддийский тантризм,
эзотерический буддизм, тибетский буддизм
ВЕДАНА (санскр.) — скандха, ощущения человека, см. СКАНДХА
ВИДЖНЯНА (санскр.) — скандха, сознание человека, см. СКАНДХА
ГАНДЖУР (тиб.) — канонические сочинения (в ваджраяне)
ГАХАПАТИ (санскр.) — домохозяева, высшая социальная
категория в буддизме
ДАЛАЙ-ЛАМА (тиб.) — духовный и политический глава
теократического государства в Тибете
(ныне — в изгнании)
ДАНДЖУР (тиб.) — комментарий к каноническим
сочинениям (в ваджраяне)
ДАЦАН (тиб.)— буддийский монастырь (в ламаизме)
ДЕРЕВО БОДХИ — «дерево просветления», баньян в местечке
Бодх-Гая в Индии
ДЖАТАКА (пали, санскр.) – история о прежних рождениях Будды
ДЗЭН (яп.)- одна из наиболее влиятельных
буддийских школ в Японии,
см. ЧАНЬ-БУДЦИЗМ
ДУХКХА (санскр.) — страдание как характеристика бытия, см.
ТРИЛАКШАНА
ДХАММАПАДА (пали) — «Путь буддийской доктрины», наиболее
известный текст
Палийского канона, см. ТИПИТАКА
ДХАРМА (санскр., пали — ДХАММА) – высшая истина, доктрина
КАЛЬПА (санскр.) — единица времени, одна четвертая часть
махакальпы, см. МАХАКАЛЬПА
КАРМА (санскр., пали — КАММА) — «действие, обязанность», моральное
воздаяние
ЛАМА (тиб.) — наставник, непогрешимое божество
(в ваджраяне)
ЛАМАИЗМ — региональная форма северного буддизма,
см. ВАЖДРАЯНА, МАХАЯНА
МАЙТРЕЙЯ (санскр.) — «Дружелюбный» будда, прихода
которого ожидают в будущем (в махаяне)
МАНДАЛА (санскр.) — схема Вселенной, священная
диаграмма
МАНТРА (санскр.) — священное песнопение (в ваджраяне)
МАХАКАЛЬПА (санскр.) — время жизни одного мира, миллиарды лет
МАХАСАНГИКА (санскр.) — «большая община» после раскола в
Вайшали, см. МАХАЯНА
МАХАЯНА (санскр.) — «широкая колесница», одно из основных
направлений буддизма
МУДРА (санскр.) — ритуальный жест (в ваджраяне)
НАЛАНДА — буддийский университет в Индии (V-ХП вв.)
НИДАНА (санскр., пали) — одно из 12 звеньев бхавачакры, колеса жизни
НИРВАНА
(санскр., пали — НИББАНА) — жизнь свободного духа, покой, мудрость,
блаженство, связанное с угасанием эмоций
ПАЛИ — язык Палийского канона, родственный
санскриту, см. САНСКРИТ
РУПА (санскр.) — скандха, телесное начало человека, см.
СКАНДХА
САНГИТИ (санскр.) — «спевка», буддийский Собор, где
утверждаются и поются канонические
сочинения
САНГХА (санскр.) — община верующих
САНДЖНА (санскр.) — скандха, распознавание, см. СКАНДХА
САНСАРА (санскр.)— вечная жизнь, череда перерождений
САНСКАР (санскр.) — скандха, кармические импульсы, см. СКАНДХА
САНСКРИТ — древнеиндийский литературный язык
(индоевропейский, «латынь» древней и
средневековой Индии)
СКАНДХА (санскр.) — составная часть природы человека (большая
часть скандх разрушается после смерти
человека)
СТУПА (санскр., пали — ТХУПА) - вид памятного сооружения, восходящий к
могильным курганам
СУТРА (санскр., пали — СУТТА) – буддийское сочинение, состоящее из
афоризмов
ТИПИТАКА — Палийский канон, полный свод священных
текстов буддизма
ТРИЛАКШАНА (санскр.) — три характеристики бытия, см. ДУХКХА,
АНИТЬЯ, АНАТМАН
ТРИПИТАКА — санскритская (менее полная) версия Типитаки,
см. ТИПИТАКА
ТХЕРАВАДА (пали) — «учение старейшин», одно из основных (и самое
консервативное) из направлений буддизма
ЧАНЬ-БУДДИЗМ — «китайский буддизм», популярная
школа китайского буддизма
ШУНЬЯТА (санскр.) — пустота как истинная сущность этого мира (в
махаяне)
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич