Вопрос 1.
Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды – самого многочисленного среди 12 колен Израилевых (Книга Чисел 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец ХI в. до н.э. – ок. 977г. до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство достигло наивысшего расцвета и могущества.
В узком смысле слова под иудаизмом понимается религия, возникшая на рубеже II-I тысячелетий до н.э. среди еврейских племён. В широком смысле иудаизм – это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, которые определяли в течение 4000 лет уклад жизни евреев.
Иудаизм как религия впитал в себя различные духовные традиции древних цивилизаций Ближнего Востока – Месопотамии, Египта и Ханаана. На ранней стадии своего становления иудаизм уже включал 7 основных (доктринальных) положений, которые не потеряли и сегодня своего значения:
Учение о едином Боге, о сущности вселенной и человека.
Священное Писание.
Свод религиозных законов, охватывающих также область светского права.
Порядок отправления религиозного ритуала.
Система религиозных институтов.
Кодекс морально-нравственных отношений.
Концепция богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения.
Рассмотрим некоторые догматы.
Главный догмат иудаизма – вера в единого Бога, Который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Разум человека создан по образу Бога, поэтому иудеи веруют в бессмертие человеческой души. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а Божья воля открывается через Тору (Пятикнижие Моисея).
Священное Писание ( на иврите - Сфарим) называется иудеями также Танах. В Танах (аббревиатура слов Тора, Невиим, Кэтувим) входят Тора (Учение или Пятикнижие пророка Моисея); Нэвиим (Пророки) – 21 книга о религиозных, политических, исторических событиях; Кетувим (Писания) – 13 книг религиозного характера. Самая древняя книга Танаха датируется Х в. до н.э., а канонизация всего Священного Писания относится к III-II в. до н.э. следовательно, формирование Танаха и догматов иудаизма заняло период 700-800 лет.
Библейское предание утверждает, что родоначальником еврейского народа был Авраам, правнук Ноя. Авраам из Ура Халдейского (Месопотамия, ныне – город Урфа) вместе с семьей отправился в Ханаан. На своем пути Авраам заключил Завет (Ветхий Завет) с Богом. Авраам принял единобожие, а Бог обещал отдать роду Аврамову Ханаан (будущая Палестина) и обеспечить многочисленное потомство.
Другой избранник Бога Моисей вывел еврейский народ из 400-летнего египетского рабства и вновь привел его в Ханаан. Моисей подтвердил Завет с Богом, что нашло выражение в 10 Заповедях и законодательных положениях. От Красного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая. Здесь Моисей взошел на гору, где ему явился Господь. На пятидесятый день еврейской Пасхи, то есть исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И Господь изрек Свой закон в десяти заповедях. По велению Бога Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Он также повелел устроить Скинию, то есть переносной храм Божий.
Десять Заповедей обязывали евреев соблюдать простые правовые и морально-этические нормы.
Десять заповедей
1. Я – Господь Бог твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах под землей: не покланяйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) – посвящай Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не воруй.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.
В связи с 10 заповедями возникла главная святыня иудеев – Ковчег Завета. Этот Ковчег долгое время находился в переносном храме – скинии. В 1004 г. до н.э. при царе Давиде Ковчег был перенесён в Иерусалим, а при его сыне Соломоне – в Иерусалимский Храм. Храм обслуживали первосвященники и левиты, которые с царской знатью, родом Давида составили верхушку Израильско-Иудейского царства. Именно тогда возникла идея богоизбранности евреев. Иудаизм осуждал ассимиляцию евреев. В 444 г. до н.э. иудаистское духовенство настояло на принятии закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. (Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законность брака евреев с не евреями). Иудаизм определял евреев как народ – мессию, призванный осуществить цивилизационную миссию на земле с целью установления во вселенной Царства мира и справедливости. Однако иудеи не смогли избежать процессов ассимиляции. В годы вавилонского пленения (586-538 гг. до н.э.) ассимилировались так называемые самаритяне. После крушения Израиля и Иудеи в VIII в VI вв. до н.э. соответственно началось рассеивание евреев по странам Средиземноморья. Более того, эллинистический период привел к появлению Танаха на греческом языке (Септуагинта). Иудейско-римские войны I-II вв. н.э. привели к массовой депортации евреев из Палестины. Так возникла еврейская диаспора – рассеяние или галут.
Один из важнейших догматов – догмат богоизбранности еврейского народа. Народ будет находится под особым заступничеством Бога до тех пор, пока будет поклоняться Ему и придерживаться данных Богом законов. Цель Бога – установление на земле царства мира, справедливости и общего благоденствия, которое утвердиться на земле с приходом Спасителя. Если для христиан Спаситель (Мессия) уже пришел, то иудеи по-прежнему Его ожидают. Именно тогда весь мир признает власть Бога Яхве, и Иерусалим станет духовным центром планеты. Обычно иудеи ссылаются на известные слова пророка Исайи: «и придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сыном Святого Израилева…» (Книга пророка Исайи, 60, 14).
Большую роль в жизни ортодоксального иудея играют многочисленные запреты и религиозные обряды. Всего насчитывалось 613 (предписаний) – 248 повелений и 365 запретов. Религиозные заповеди Торы регулировали ежедневную жизнь евреев.
Пища. Иудеям разрешается есть только установленные виды мяса – жвачных животных с раздвоенными копытами и рыбу – с чешуей и плавниками. Поэтому евреи не едят свинины (Лев. 11, Втор. 14) и многие морские продукты. Мясные и молочные продукты не должны подаваться в одной трапезе [«Не вари ягненка в молоке матери его» (Исх. 23:19; 34:26, Втор. 14:21)]. Если в начале предлагается мясное кушанье, то недопустимо есть масло на хлебе или пить кофе с молоком. Иудеям можно есть мясо, которое продаётся обученными мясниками.
Внешность. Мужчина-иудей носит бороду и пейсы. На этот счет в книге «Левит» есть заповедь: «Не стригите головы вашей кругом, не порти края бороды своей». Смысл внешнего исполнения правил – духовное самосовершенствование.
Религиозные обряды.
Два очень важных обряда – обрезание и вступление в совершеннолетие.
Обрезание является символом священного союза человека с Богом. При обрезании мальчик получает древнееврейское имя, которое понадобится в трёх случаях: при совершеннолетии, при обручении и для надписи на могильном камне. Девочка получает новое имя при первом чтении свитка Торы в синагоге.
Бар-мицва и бат-мицва.
В возрасте 13 лет мальчик становится бар-мицва («сын заповеди»). В первую субботу после 13-го дня рождения его вызовут в синагоге впервые во время службы читать со свитка Тору. После службы по традиции проводится вечеринка в семье для друзей. С этого момента мальчик несёт полную ответственность за все свои поступки. Еврейская девочка становится ответственной за свои поступки в 12 лет. Обряд бат-мицвы стали проводить уже в ХХ веке.
Иудейское богослужение состоит из индивидуальной и общей молитвы, чтения Торы, исполнения особых религиозных песнопений. Регулярная молитва обязательна для мужчин (с 13 лет). Женщины и дети молятся тогда, когда имеют на это свободное время.
При молитве голова покрывается шляпой или молитвенной шапочкой – кипой (ермолкой), которая символизирует присутствие Того, Кто выше человека. При молитве ортодоксальные евреи используют талит – молитвенное покрывало четырехугольной формы из белой шерсти, хлопка или льна с горизонтальными полосами синего (или черного) цвета и обязательными кистями по краям. Талит мужчины надевают во время утренней молитвы дома или в синагоге, он закрывает плечи, иногда – голову. Иудеи также используют тфилины (филактерии). Это коробочки с ремешками черного цвета, изготовленные из кожи кошерных животных. В них находятся написанные на пергаменте специально обученным писарем фрагменты текста из Ветхого Завета. Одну коробочку евреи прикрепляют с правой стороны на косяке входной двери. Перед молитвой один из тфилинов надевают на левую руку, другой располагают на середине лба, используя ремешки.
Основная молитва называется «Шма». Она состоит из трёх библейских отрывков. Начинается словами: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5). «Шма» является частью утреннего и вечернего богослужения в синагоге.
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич