logo
Religii_regiona_text

3.3. Иоанн Марон и его деятельность

Марониты часто связывают основание своей нации и Церкви с ле­гендарным патриархом Иоанном Мароном, жившим в конце VII— начале VIII века. К сожалению, факты, свидетельствующие о самом его существовании, чрезвычайно сомнительны. Современные сведения Маронитской Церкви о патриархе Иоанне Мароне базируются на ряде работ историков-маронитов (самые ранние — XIV в.). Изыскания эти крайне противоречивы; все они представляют собой гипотезы или бо­лее поздние подделки, часто противоречащие друг другу и единодушно опровергаемые практически всеми независимыми учеными36.

Маронитские источники, повествующие о жизни и деятельности Иоанна Марона, дают следующую картину. Некто Иоанн, родом из сирийской семьи франкского происхождения, подвизался во второй половине VII века в монастыре преподобного Марона, откуда и полу­чил свое второе имя Марон. Он изучал богословие и Священное Пи­сание, сириакский язык, а затем и греческий в Константинополе. В 676 году он был хиротонисан в сан титулярного епископа папским представителем на Востоке епископом Иоанном Филадельфийским. После рукоположения он покинул монастырь Марона и проповедовал "правую веру" среди монофизитов и монофелитов. Число его сторон­ников заметно возрастало, среди них были и военачальники (как его племянник Ибрагим). Это стало началом образования "маронитской нации" со своим вероисповеданием и армейскими подразделениями; в нее входили и потомки мардаитов. Иоанн Марон стал подлинным этнархом своего народа. В 687 году, после смерти патриарха Антиохий­ского Феофана (681—687), он был избран клириками Сирии новым патриархом Антиохийским с согласия папы Конона (686—687) и про­был на первосвятительском престоле до смерти в 707 году. В условиях гонений со стороны властей, догматического разброда и шатания он проповедовал правую веру (две природы и две воли во Христе), единую с верой Рима, объединил маронитов и стал родоначальником Маро­нитской Церкви. Он оставил после себя множество сочинений на дог­матические, литургические и исторические темы, в которых сам име­новал себя Патриархом Великой Антиохии. Иоанн Марон также установил дату празднования памяти преподобного Марона (аскета V века) — 5 января. Некоторые авторы утверждают, что в 694 году визан­тийские войска напали на монастырь Марона, убив при этом пятьсот монахов и разрушив здания. Иоанн Марон организовал строительство нового монастыря недалеко от крепости Кафархай, в области города Батрун, куда была перенесена честная глава преподобного Марона Пустынника. Практически сразу после его смерти 9 февраля 707 года Маронитская Церковь почитала почившего Патриарха как святого37.

Такова позиция маронитов. Практически невозможно отыскать ав­торитетные церковные документы, которые могли бы ее подтвердить. Так, нет никаких исторических оснований считать, что Иоанн Марон мог быть Антиохийским Патриархом, наследовавшим престол после Патриарха Феофана в 687 году. Ни один перечень предстоятелей Анти-охийской Церкви не дает возможности сделать такое предположение38. В период с 687 по 707 год (практически в течение 20 лет) Иоанн Ма­рон не мог быть патриархом Антиохийским, да еще таким образом, что ни один современник на Востоке или на Западе об этом ни разу не упомянул. Трудно также себе представить, что собор епископов и духо­венства Сирии и Ливана, избравший, как утверждают некоторые марониты, Иоанна Марона патриархом, проходя в столь тяжелый для Церкви исторический момент, не оставил о себе абсолютно никакого следа. Нельзя не вспомнить и свидетельство Дионисия, который сам был яковитским патриархом Антиохийским и достаточно информиро­ванным историком Церкви и не мог не знать о существовании у маро­нитов в конце VII—начале VIII века предстоятеля с титулом "Патриар­ха Антиохийского", даже если бы он был схизматическим. Он же, как мы уже видели, утверждает, что марониты начали поставлять собствен­ных епископов и патриарха только после 745 года. Из его же повество­вания видно, что до середины IX века (Дионисий скончался в 845 г.) монастырь еще не был разрушен, а следовательно, Иоанн Марон не мог его перестраивать в конце VII века39.

Маронитский епископ XV века Аль-Кил аи выдвигал теорию, что первый предстоятель Маронитской Церкви получил свою хиротонию непосредственно от Рима; якобы папский легат, с которым Иоанну Марону удалось встретиться в Триполи, вывез его в Рим, где папа Го-норий (f 638) рукоположил его в сан епископа для христиан Антиохии, сохранивших правоверие (в то время как Антиохийский патриарх Макарий (656-681) находился в монофелитской ереси)40. Скорее всего тот же источник имеет в виду проф. Болотов, указывая, что эта легенда не выдерживает критики хотя бы из-за расхождений в хронологии: ко времени патриаршества Макария папа Гонорий уже скончался41, и ни один католический документ такого факта не подтверждает. Не все со­временные маронитские историки разделяют эту версию.

Католическая Церковь, в юрисдикцию которой в настоящее время входит Маронитский Патриархат, открыто признает, что "Иоанн Ма­рон — крайне проблематичная фигура, и если он существовал вообще, то был простым монахом, но никак не Патриархом Антиохийским"42. С другой стороны, профессор Болотов, отмечая, что "в деталях легенда [об Иоанне Мароне], действительно, недостоверна", склоняется к мысли, что историческая личность с таким именем могла существо­вать. Он даже допускает возможность, что в условиях канонических беспорядков и долгого отсутствия нормального управления Антиохий­ской Церковью по вине гражданских властей, "в каком-либо монасты­ре у братии явилась мысль завести патриарха негласно". Таким тайным патриархом, выбранным братией Маронова монастыря, гипотетически мог быть и Иоанн Марон. Вероятно, что монастырь мог хранить в тай­не эти факты, веря, что подобные действия направлены на сохранение истиной веры и общин ее последователей в тяжелое для Церкви время. Когда же наступило другое время и появился канонический Предстоя­тель, марониты вместе со своим главой вынуждены были удалиться в Ливанские горы43.

Скорее всего легенды, связанные с житием Иоанна Марона, появи­лись после XIII века, когда шел процесс латинизации маронитов и им были необходимы факты, подтверждающие каноничность их хирото­ний. Тогда и понадобилась фигура Предстоятеля и этнарха, твердо за­щищавшего ту веру, которой придерживалась Римская Церковь.

Иоанну Марону приписывают авторство целого ряда работ, число которых иногда доходит до десяти. Но чаще всего разные историки с его именем связывают "Изложение веры", описание литургии апостола Иакова, чин ранней маронитской литургии и трактат о священстве. Наиболее ранние списки этих трудов находятся в Библиотеке Ватикана и исследовались маронитскими учеными, работавшими в Риме в XVII и XVIII веках, Авраамом Эккелийским, Иосифом Симоном Ассемани и его племянником Иосифом Алоизием Ассемани. Даже среди маро­нитских исследователей здесь также наблюдается полное расхождение во мнениях относительно времени создания и авторстве этих работ.

Можно считать доказанным, что чин литургии не был составлен Иоанном Мароном и представляет собой искаженную переписчиками версию сирийской литургии Двенадцати Апостолов. Манускрипт был впервые найден на Кипре в XVI веке и не был до этого известен в Маронитской Церкви. Не подтверждается и авторство Иоанна Марона комментария на литургию, который был, скорее всего, написан моно-физитом митрополитом города Амида Дионисием Бар-Салиби ( 1171). Известный французский востоковед Ю. Ренодот (1646-1720), первый среди европейцев изучивший и опубликовавший свод литургий Вос­точных Церквей, не обнаружил богослужебных текстов, принадлежа­щих Иоанну Марону. Те же, о которых идет речь, по его мнению, принадлежат перу яковитов. Ренодот, изучая находящиеся на Западе письменные памятники, пришел к выводу, что такой исторической личности, как Иоанн Марон, вообще не существовало44. Авторство ма-ронитского патриарха книги о священстве отвергается Ассемани и другими авторитетными историками. Скорее всего, она также принад­лежит перу сиро-яковитского епископа Баремманского Муссы Бар-Кифа ( 903).

Существующие списки "Изложения веры" относятся к XIV и XV векам и хранятся как в Ватикане и Париже, так и в архивах ливанских монастырей. В XIX веке был впервые опубликован французский пере­вод45. В предисловии отмечается, что изложение сделано "Святым Ма­роном, Патриархом Антиохийским из Монастыря Марона". Работа эта претерпела во время переписывания множество вставок и коррекций, так что трудно определить, какого вероисповедания придерживался ав­тор. Предположительно "Изложение" было составлено в конце VII ве­ка. С одной стороны, оно принадлежит перу человека, придерживав­шегося монофелитских воззрений, так как в ней ни разу не упоминает­ся VI Вселенский Собор, но есть указания на исповедание одной воли во Христе. С другой стороны, встречается известная формула Кирилла Александрийского "Единая воплощенная природа Бога Слова", что явно указывает на сочувствие автора монофизитским воззрениям. В предисловии, которое, скорее всего, было составлено переписчиками-маронитами в Ватикане, говорится, что целью работы была защита ис­тиной веры от несториан, разделивших две природы во Христе, и от евтихиан, смешавших природы друг с другом. Особо подчеркивается, что община, к которой принадлежит автор, почитает Пресвятую Деву Богородицей. Кроме того, там содержатся открытые нападки на препо­добного Максима Исповедника, названного новым Несторием46. Боль­шинство исследователей сходится на том, что "Изложение веры" было первоначально составлено монофизитом, а затем претерпело множест­во позднейших исправлений с целью приблизить текст то к монофелитской, то к православной доктринам. Практически все отвергают возможность написания работы православным, то есть принимающим учение шести Вселенских Соборов. А это означает, что невозможно ав­торство Иоанна Марона, который, по убеждению маронитов, придер­живался одной веры с Римским Престолом.

Маронитская Церковь почитает Иоанна Марона как одного из сво­их святых и празднует его память 9 февраля. Но почитание это воз­никло сравнительно недавно. Так, Ливанский собор 1736 года не упо­минает Иоанна Марона в пантеоне маронитских святых. Никогда не признавала его как святого и Римско-Католическая Церковь, что вы­зывало немало споров и противостояний между маронитами и другими католическими восточными церквами. Современный Мелхитский Пат­риархат (греко-католики, униаты) считает Иоанна Марона одним из настоятелей Маронова монастыря, исповедовавшего монофелитскую ересь, и возражает против его богослужебного почитания Маронитским Патриархатом, как также находящимся в юрисдикции Рима.