3.3. Иоанн Марон и его деятельность
Марониты часто связывают основание своей нации и Церкви с легендарным патриархом Иоанном Мароном, жившим в конце VII— начале VIII века. К сожалению, факты, свидетельствующие о самом его существовании, чрезвычайно сомнительны. Современные сведения Маронитской Церкви о патриархе Иоанне Мароне базируются на ряде работ историков-маронитов (самые ранние — XIV в.). Изыскания эти крайне противоречивы; все они представляют собой гипотезы или более поздние подделки, часто противоречащие друг другу и единодушно опровергаемые практически всеми независимыми учеными36.
Маронитские источники, повествующие о жизни и деятельности Иоанна Марона, дают следующую картину. Некто Иоанн, родом из сирийской семьи франкского происхождения, подвизался во второй половине VII века в монастыре преподобного Марона, откуда и получил свое второе имя Марон. Он изучал богословие и Священное Писание, сириакский язык, а затем и греческий в Константинополе. В 676 году он был хиротонисан в сан титулярного епископа папским представителем на Востоке епископом Иоанном Филадельфийским. После рукоположения он покинул монастырь Марона и проповедовал "правую веру" среди монофизитов и монофелитов. Число его сторонников заметно возрастало, среди них были и военачальники (как его племянник Ибрагим). Это стало началом образования "маронитской нации" со своим вероисповеданием и армейскими подразделениями; в нее входили и потомки мардаитов. Иоанн Марон стал подлинным этнархом своего народа. В 687 году, после смерти патриарха Антиохийского Феофана (681—687), он был избран клириками Сирии новым патриархом Антиохийским с согласия папы Конона (686—687) и пробыл на первосвятительском престоле до смерти в 707 году. В условиях гонений со стороны властей, догматического разброда и шатания он проповедовал правую веру (две природы и две воли во Христе), единую с верой Рима, объединил маронитов и стал родоначальником Маронитской Церкви. Он оставил после себя множество сочинений на догматические, литургические и исторические темы, в которых сам именовал себя Патриархом Великой Антиохии. Иоанн Марон также установил дату празднования памяти преподобного Марона (аскета V века) — 5 января. Некоторые авторы утверждают, что в 694 году византийские войска напали на монастырь Марона, убив при этом пятьсот монахов и разрушив здания. Иоанн Марон организовал строительство нового монастыря недалеко от крепости Кафархай, в области города Батрун, куда была перенесена честная глава преподобного Марона Пустынника. Практически сразу после его смерти 9 февраля 707 года Маронитская Церковь почитала почившего Патриарха как святого37.
Такова позиция маронитов. Практически невозможно отыскать авторитетные церковные документы, которые могли бы ее подтвердить. Так, нет никаких исторических оснований считать, что Иоанн Марон мог быть Антиохийским Патриархом, наследовавшим престол после Патриарха Феофана в 687 году. Ни один перечень предстоятелей Анти-охийской Церкви не дает возможности сделать такое предположение38. В период с 687 по 707 год (практически в течение 20 лет) Иоанн Марон не мог быть патриархом Антиохийским, да еще таким образом, что ни один современник на Востоке или на Западе об этом ни разу не упомянул. Трудно также себе представить, что собор епископов и духовенства Сирии и Ливана, избравший, как утверждают некоторые марониты, Иоанна Марона патриархом, проходя в столь тяжелый для Церкви исторический момент, не оставил о себе абсолютно никакого следа. Нельзя не вспомнить и свидетельство Дионисия, который сам был яковитским патриархом Антиохийским и достаточно информированным историком Церкви и не мог не знать о существовании у маронитов в конце VII—начале VIII века предстоятеля с титулом "Патриарха Антиохийского", даже если бы он был схизматическим. Он же, как мы уже видели, утверждает, что марониты начали поставлять собственных епископов и патриарха только после 745 года. Из его же повествования видно, что до середины IX века (Дионисий скончался в 845 г.) монастырь еще не был разрушен, а следовательно, Иоанн Марон не мог его перестраивать в конце VII века39.
Маронитский епископ XV века Аль-Кил аи выдвигал теорию, что первый предстоятель Маронитской Церкви получил свою хиротонию непосредственно от Рима; якобы папский легат, с которым Иоанну Марону удалось встретиться в Триполи, вывез его в Рим, где папа Го-норий (f 638) рукоположил его в сан епископа для христиан Антиохии, сохранивших правоверие (в то время как Антиохийский патриарх Макарий (656-681) находился в монофелитской ереси)40. Скорее всего тот же источник имеет в виду проф. Болотов, указывая, что эта легенда не выдерживает критики хотя бы из-за расхождений в хронологии: ко времени патриаршества Макария папа Гонорий уже скончался41, и ни один католический документ такого факта не подтверждает. Не все современные маронитские историки разделяют эту версию.
Католическая Церковь, в юрисдикцию которой в настоящее время входит Маронитский Патриархат, открыто признает, что "Иоанн Марон — крайне проблематичная фигура, и если он существовал вообще, то был простым монахом, но никак не Патриархом Антиохийским"42. С другой стороны, профессор Болотов, отмечая, что "в деталях легенда [об Иоанне Мароне], действительно, недостоверна", склоняется к мысли, что историческая личность с таким именем могла существовать. Он даже допускает возможность, что в условиях канонических беспорядков и долгого отсутствия нормального управления Антиохийской Церковью по вине гражданских властей, "в каком-либо монастыре у братии явилась мысль завести патриарха негласно". Таким тайным патриархом, выбранным братией Маронова монастыря, гипотетически мог быть и Иоанн Марон. Вероятно, что монастырь мог хранить в тайне эти факты, веря, что подобные действия направлены на сохранение истиной веры и общин ее последователей в тяжелое для Церкви время. Когда же наступило другое время и появился канонический Предстоятель, марониты вместе со своим главой вынуждены были удалиться в Ливанские горы43.
Скорее всего легенды, связанные с житием Иоанна Марона, появились после XIII века, когда шел процесс латинизации маронитов и им были необходимы факты, подтверждающие каноничность их хиротоний. Тогда и понадобилась фигура Предстоятеля и этнарха, твердо защищавшего ту веру, которой придерживалась Римская Церковь.
Иоанну Марону приписывают авторство целого ряда работ, число которых иногда доходит до десяти. Но чаще всего разные историки с его именем связывают "Изложение веры", описание литургии апостола Иакова, чин ранней маронитской литургии и трактат о священстве. Наиболее ранние списки этих трудов находятся в Библиотеке Ватикана и исследовались маронитскими учеными, работавшими в Риме в XVII и XVIII веках, Авраамом Эккелийским, Иосифом Симоном Ассемани и его племянником Иосифом Алоизием Ассемани. Даже среди маронитских исследователей здесь также наблюдается полное расхождение во мнениях относительно времени создания и авторстве этих работ.
Можно считать доказанным, что чин литургии не был составлен Иоанном Мароном и представляет собой искаженную переписчиками версию сирийской литургии Двенадцати Апостолов. Манускрипт был впервые найден на Кипре в XVI веке и не был до этого известен в Маронитской Церкви. Не подтверждается и авторство Иоанна Марона комментария на литургию, который был, скорее всего, написан моно-физитом митрополитом города Амида Дионисием Бар-Салиби ( 1171). Известный французский востоковед Ю. Ренодот (1646-1720), первый среди европейцев изучивший и опубликовавший свод литургий Восточных Церквей, не обнаружил богослужебных текстов, принадлежащих Иоанну Марону. Те же, о которых идет речь, по его мнению, принадлежат перу яковитов. Ренодот, изучая находящиеся на Западе письменные памятники, пришел к выводу, что такой исторической личности, как Иоанн Марон, вообще не существовало44. Авторство ма-ронитского патриарха книги о священстве отвергается Ассемани и другими авторитетными историками. Скорее всего, она также принадлежит перу сиро-яковитского епископа Баремманского Муссы Бар-Кифа ( 903).
Существующие списки "Изложения веры" относятся к XIV и XV векам и хранятся как в Ватикане и Париже, так и в архивах ливанских монастырей. В XIX веке был впервые опубликован французский перевод45. В предисловии отмечается, что изложение сделано "Святым Мароном, Патриархом Антиохийским из Монастыря Марона". Работа эта претерпела во время переписывания множество вставок и коррекций, так что трудно определить, какого вероисповедания придерживался автор. Предположительно "Изложение" было составлено в конце VII века. С одной стороны, оно принадлежит перу человека, придерживавшегося монофелитских воззрений, так как в ней ни разу не упоминается VI Вселенский Собор, но есть указания на исповедание одной воли во Христе. С другой стороны, встречается известная формула Кирилла Александрийского "Единая воплощенная природа Бога Слова", что явно указывает на сочувствие автора монофизитским воззрениям. В предисловии, которое, скорее всего, было составлено переписчиками-маронитами в Ватикане, говорится, что целью работы была защита истиной веры от несториан, разделивших две природы во Христе, и от евтихиан, смешавших природы друг с другом. Особо подчеркивается, что община, к которой принадлежит автор, почитает Пресвятую Деву Богородицей. Кроме того, там содержатся открытые нападки на преподобного Максима Исповедника, названного новым Несторием46. Большинство исследователей сходится на том, что "Изложение веры" было первоначально составлено монофизитом, а затем претерпело множество позднейших исправлений с целью приблизить текст то к монофелитской, то к православной доктринам. Практически все отвергают возможность написания работы православным, то есть принимающим учение шести Вселенских Соборов. А это означает, что невозможно авторство Иоанна Марона, который, по убеждению маронитов, придерживался одной веры с Римским Престолом.
Маронитская Церковь почитает Иоанна Марона как одного из своих святых и празднует его память 9 февраля. Но почитание это возникло сравнительно недавно. Так, Ливанский собор 1736 года не упоминает Иоанна Марона в пантеоне маронитских святых. Никогда не признавала его как святого и Римско-Католическая Церковь, что вызывало немало споров и противостояний между маронитами и другими католическими восточными церквами. Современный Мелхитский Патриархат (греко-католики, униаты) считает Иоанна Марона одним из настоятелей Маронова монастыря, исповедовавшего монофелитскую ересь, и возражает против его богослужебного почитания Маронитским Патриархатом, как также находящимся в юрисдикции Рима.
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич