logo
Religii_regiona_text

Кальвинизм и реформатство

Кальвинизм - это направление в протестантизме, названное по имени Ж. Кальвина. Соглас­но кальвинизму, исключительный авторитет в вопросах веры и христианской жизни принадлежит Св. Писанию. Многие кальвинисты признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы кальвинизма кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гель­ветическом (1566), Вестминстерском (1647) и других испове­даниях (различающихся незначительно), а также в Гейделъбергском катехизисе (1562).

Первым воплощением принципов кальвинизма стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, бы­ла не только главным религиозным органом города, но и своего рода су­дом в области общественных нравов. С самого начала своего существования кальвинизм тяготел к крайне строгому образу жиз­ни, включающему скромность в одежде и запрет на про­явления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал при­бежищем для кальвинистов, изгнанных из других стран, и главным очагом распространения идей кальвинизма.

В течение XVI в. происходило постепенное слияние кальвинизма с другим протестантским течением — цвинглианством, близким к кальвинизму, но возникшим раньше его. Этот про­цесс начался в 1549 г., когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение по вопросам веры. В результате кальвинизм распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи это­го объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Пи­санию. За их Церквями утвердилось наименование ре­форматских. В богословии и церковном устройстве реформатских Церквей преобладаю­щим направлением остается кальвинизм, хотя присутствуют и отдельные цвинглианские элементы. Например, многие реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Хри­сте, а не как духовное присутствие Христа.

В Германии кальвинизм в XVI в. получил распространение в отдельных районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне – во Франции) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 г. официально признал существование кальвинист­ских территорий - наряду с католическими и лютеранскими.

В Венгрии в кон. XVI в. 90% населения стали реформа­тами. В дальнейшем, однако, религиозная политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвраще­нию большей части венгров к католичеству. В XVI в. кальвинизм нашел отклик у многих представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом Контрреформации в 1560-е гг.

Во Франции конфликт между католиками и кальвини­стами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562-1598 гг.). Нантский эдикт (1598) Генриха IV, предоставивший свободу вероиспо­ведания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685 г. Кальвинизм во Франции был вновь легализован только в 1787 г. Людовиком XVI.

Требование религиозных прав для нидерландских кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566-1609 гг.). После провозглашения незави­симости в 1581 г. Реформатская Церковь стала государственной церко­вью в Нидерландах. Только в XIX в. она была отделена от государства. Голландец Я. Арминий (1560-1609) основал особое на­правление в богословии кальвинизма, смягчившее тезис о двойном предопределении. Согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода чело­века, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618-1619 гг., в ко­тором участвовали представители не только нидерланд­ских, но и швейцарских, немецких, шотландских и английских кальвинистов. Си­нод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неор­тодоксальными, однако в дальнейшем арминианство по­лучило значительное распространение внутри кальвинизма.

Реформатские Церкви европейских стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: несколько соседних сессий об­разуют общий правящий орган — пресвитерию (по од­ному пастырю и по одному старейшине от каждой кон­грегации). Несколько пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяют­ся в Генеральную ассамблею — высший церковный орган национального масшта­ба. В некоторых странах (например, в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церковном руководстве.

В Шотландии реформирование Церкви на принципах кальвинизма было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом в 1560 г. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус официальной Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии ХVI-ХVII вв. кальвинизм оказал влияние на церковную реформу, хотя радикальные приверженцы кальвинизма (пуритане) критиковали Англиканскую Церковь за подчине­ние государству, епископальное устройство, сохранение эле­ментов католической обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структу­ру Церкви; другая часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отдельных конгрегаций, не надеясь на реформу национального масштаба, которая бы удов­летворила их требованиям. Противоречия между официальной Церковью и пуританами стали одной из причин Английской революции (1641-1660 гг.). Итогом борьбы стало, с одной сто­роны, расширение вероучительной основы Англикан­ской Церкви, позволившее многим пуританам вступить в нее, а с другой — признание государством неприсоединив­шихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни об­разовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на кальвинизме, допус­кают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В ХVII-ХVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство).

Представители унитарианства отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотлан­дии, Ирландии. Отдельные общины конгрегационалистов ос­таются независимыми. Их собрания — синоды, ассамб­леи — носят характер консультаций и имеют целью под­держание дружественных связей между конгрегациями.

Многие кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европейских странах, нашли при­станище в Северной Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.

В ХVII-ХVIII вв. внутри кальвинизма возникла т.н. теология завета. Развивая­ библейское понятие последовательно заключенных союзов (за­ветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог (тем самым) положил предел Сво­ей суверенной воле. Эта концепция приводила к политическим выводам: если первоначальный кальвинизм предписывал государству подчинение Церкви, то теология завета позволяла рас­сматривать их отношения как свободно заключенное со­глашение между Богом и человеком. Теология завета ока­зала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.

История кальвинизма характеризуется многочисленными расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам. Однако в ХIХ-ХХ вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и международном масштабе. В 1875 г. был основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 г. образован Международный конгрегационалистский со­вет. В 1970 г. слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитери­ан и конгрегационалистов), объединяющему большую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с другими протестантскими конфессиями — лю­теранами, методистами и т.д. В настоящее время в мире насчитывается около 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.

В 1968 г. Папский Секретариат по содействию христианскому единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экуменического диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовив­шая документ «Присутствие Христа в Церкви и в мире» (1977). Второй этап католическо-реформатского диалога, на­чавшийся в 1984 г., завершился выходом документа «К об­щему пониманию Церкви» (1990). В 1998 г. начался третий этап диалога, посвященный теме «Церковь как община обще­го свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 г. ведется трех­сторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение «Богословие брака и проблемы смешанных браков» (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отдельных стран.

Первыми рефор­матами в России были английские и голландские купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. Первая рефор­матская община возникла в Москве в 1629 г., затем в Архангельске в 1660 г., а в 1689 г. в Вологде и Ярославле. В С.-Пе­тербурге в XVIII в. образовались голландские, английские и немецко-французские реформатские общины. Среди немцев-коло­нистов, которые с 1763 г. стали селиться в Поволжье, а с 1804 г. — на побережье Чёрного моря, были и реформа­ты. К 1917г. их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс. В административном отношении реформаты, как и лютера­не, были в 1734 г. подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 г. — Главной Императорской евангеличе­ской консистории. В 1828 г. было предписано, что во вре­мя заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенст­ва в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 г. реформаты подверглись преследованиям наряду с другими деноминациями. В условиях депортации немцев многие реформаты присоединились к лютеранам; нередко сгла­живались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других госу­дарствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты отно­сятся к нашим общинам как полноправные члены». Ре­форматские и пресвитерианские церковные общины, сущест­вующие в ряде городов России, в настоящее время не объеди­нены общей церковной структурой. В начале XXI в. в России было официально зарегистриро­вано 5 реформатских и 140 пресвитерианских религиозных орга­низаций.

Кальвинизм подчеркивает абсолютную суверенную власть Бо­га. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение кальвинизма восхо­дит к позднесредневековому волюнтаризму Д. Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению кальвинизма, невоз­можно понять, почему одни люди будут спасены Бо­гом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородно­го греха все люди являются грешниками и заслужива­ют лишь осуждения. Человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Хрис­та — единственного посредника между Богом и челове­ком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания од­новременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому, как грешник не способен не грешить, по­этому святость жизни, как частной, так и обществен­ной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые ветхозаветные тексты, кальвинизм также считает знаком избранности успех в делах.

Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуж­дать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спа­сение. Признаками истинной Церкви являются пропо­ведь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств кальвинизм признает крещение и Евхаристию. В отличие от католичест­ва, православия и лютеранства, хлеб и вино рассматриваются только как видимые символы духовного присут­ствия Христа.

Кальвинизм утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на новозаветные сведения о первоначальном христианстве, кальвинизм признает как установленные Богом четыре чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служите­лями таинств, учители преподают в школах и университетах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы органи­зуют дела благотворительности. Иерархическое положе­ние этих служителей в современном кальвинизме допускает вариации. В це­лом, учители и диаконы рассматриваются как вспомога­тельные служители, пастыри и старейшины — как ос­новные, именуемые «пресвитерами» (иногда пресвитера­ми называют только пастырей). В каждой низовой мест­ной общине (конгрегации) есть один пастырь и несколько ста­рейшин, они образуют руководящий орган — сессию или консисторию (иногда в нее входят и вспомогатель­ные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией - или только сессией.

Богослужение в кальвинизме отличается простотой. Отсутствие литургических облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использо­вание в церквях изображений, так как их присутствие якобы может дать повод к идолопоклонству. В литур­гии большое значение уделяется проповеди. Формы ли­тургии в разных Церквях и даже отдельных конгрегациях мо­гут различаться.

Источник: Католическая энциклопедия. – Т.2. И-Л. – М.: Изд-во францисканцев, 2005. – С.698-703.

Печатается в редакции проф. А.Г. Браницкого.

Приложение 13