Кальвинизм и реформатство
Кальвинизм - это направление в протестантизме, названное по имени Ж. Кальвина. Согласно кальвинизму, исключительный авторитет в вопросах веры и христианской жизни принадлежит Св. Писанию. Многие кальвинисты признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы кальвинизма кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и других исповеданиях (различающихся незначительно), а также в Гейделъбергском катехизисе (1562).
Первым воплощением принципов кальвинизма стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только главным религиозным органом города, но и своего рода судом в области общественных нравов. С самого начала своего существования кальвинизм тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из других стран, и главным очагом распространения идей кальвинизма.
В течение XVI в. происходило постепенное слияние кальвинизма с другим протестантским течением — цвинглианством, близким к кальвинизму, но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549 г., когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение по вопросам веры. В результате кальвинизм распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию. За их Церквями утвердилось наименование реформатских. В богословии и церковном устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается кальвинизм, хотя присутствуют и отдельные цвинглианские элементы. Например, многие реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как духовное присутствие Христа.
В Германии кальвинизм в XVI в. получил распространение в отдельных районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне – во Франции) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 г. официально признал существование кальвинистских территорий - наряду с католическими и лютеранскими.
В Венгрии в кон. XVI в. 90% населения стали реформатами. В дальнейшем, однако, религиозная политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. кальвинизм нашел отклик у многих представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом Контрреформации в 1560-е гг.
Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562-1598 гг.). Нантский эдикт (1598) Генриха IV, предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685 г. Кальвинизм во Франции был вновь легализован только в 1787 г. Людовиком XVI.
Требование религиозных прав для нидерландских кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566-1609 гг.). После провозглашения независимости в 1581 г. Реформатская Церковь стала государственной церковью в Нидерландах. Только в XIX в. она была отделена от государства. Голландец Я. Арминий (1560-1609) основал особое направление в богословии кальвинизма, смягчившее тезис о двойном предопределении. Согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618-1619 гг., в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейцарских, немецких, шотландских и английских кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри кальвинизма.
Реформатские Церкви европейских стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: несколько соседних сессий образуют общий правящий орган — пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Несколько пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Генеральную ассамблею — высший церковный орган национального масштаба. В некоторых странах (например, в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церковном руководстве.
В Шотландии реформирование Церкви на принципах кальвинизма было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом в 1560 г. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус официальной Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии ХVI-ХVII вв. кальвинизм оказал влияние на церковную реформу, хотя радикальные приверженцы кальвинизма (пуритане) критиковали Англиканскую Церковь за подчинение государству, епископальное устройство, сохранение элементов католической обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви; другая часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отдельных конгрегаций, не надеясь на реформу национального масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между официальной Церковью и пуританами стали одной из причин Английской революции (1641-1660 гг.). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее многим пуританам вступить в нее, а с другой — признание государством неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на кальвинизме, допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В ХVII-ХVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство).
Представители унитарианства отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отдельные общины конгрегационалистов остаются независимыми. Их собрания — синоды, ассамблеи — носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.
Многие кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европейских странах, нашли пристанище в Северной Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.
В ХVII-ХVIII вв. внутри кальвинизма возникла т.н. теология завета. Развивая библейское понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог (тем самым) положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к политическим выводам: если первоначальный кальвинизм предписывал государству подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Теология завета оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.
История кальвинизма характеризуется многочисленными расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам. Однако в ХIХ-ХХ вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и международном масштабе. В 1875 г. был основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 г. образован Международный конгрегационалистский совет. В 1970 г. слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему большую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с другими протестантскими конфессиями — лютеранами, методистами и т.д. В настоящее время в мире насчитывается около 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.
В 1968 г. Папский Секретариат по содействию христианскому единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экуменического диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ «Присутствие Христа в Церкви и в мире» (1977). Второй этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984 г., завершился выходом документа «К общему пониманию Церкви» (1990). В 1998 г. начался третий этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 г. ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение «Богословие брака и проблемы смешанных браков» (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отдельных стран.
Первыми реформатами в России были английские и голландские купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. Первая реформатская община возникла в Москве в 1629 г., затем в Архангельске в 1660 г., а в 1689 г. в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. образовались голландские, английские и немецко-французские реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 г. стали селиться в Поволжье, а с 1804 г. — на побережье Чёрного моря, были и реформаты. К 1917г. их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс. В административном отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 г. подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 г. — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 г. было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 г. реформаты подверглись преследованиям наряду с другими деноминациями. В условиях депортации немцев многие реформаты присоединились к лютеранам; нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены». Реформатские и пресвитерианские церковные общины, существующие в ряде городов России, в настоящее время не объединены общей церковной структурой. В начале XXI в. в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских религиозных организаций.
Кальвинизм подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение кальвинизма восходит к позднесредневековому волюнтаризму Д. Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению кальвинизма, невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения. Человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа — единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания одновременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому, как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые ветхозаветные тексты, кальвинизм также считает знаком избранности успех в делах.
Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств кальвинизм признает крещение и Евхаристию. В отличие от католичества, православия и лютеранства, хлеб и вино рассматриваются только как видимые символы духовного присутствия Христа.
Кальвинизм утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на новозаветные сведения о первоначальном христианстве, кальвинизм признает как установленные Богом четыре чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и университетах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в современном кальвинизме допускает вариации. В целом, учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины — как основные, именуемые «пресвитерами» (иногда пресвитерами называют только пастырей). В каждой низовой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и несколько старейшин, они образуют руководящий орган — сессию или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией - или только сессией.
Богослужение в кальвинизме отличается простотой. Отсутствие литургических облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, так как их присутствие якобы может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отдельных конгрегациях могут различаться.
Источник: Католическая энциклопедия. – Т.2. И-Л. – М.: Изд-во францисканцев, 2005. – С.698-703.
Печатается в редакции проф. А.Г. Браницкого.
Приложение 13
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич