logo
Religii_regiona_text

Вопрос 2.

Заповеди блаженства, данные Спасителем в Нагорной проповеди, не нарушают заповедей Закона Божьего, данных пророку Моисею на горе Синайской. Эти заповеди взаимно восполняются.

10 заповедей закона запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат тому, как достичь христианского совершенства или святости. 10 заповедей были даны, чтобы удержать от зла диких и грубых людей. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать святость, блаженство (т.е. высшую степень счастья).

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христов есть закон Божественной любви и благодати. Через исполнение 9 заповедей Христос как Царь неба и земли обещает вечное блаженство в будущей вечной жизни.

Нагорная проповедь была дана Спасителем после избрания 12 апостолов. Христос сообщил заповеди блаженства своим ученикам и множеству народа, собравшегося из различных концов Палестины, а также ливанской стороны и другой стороны Галилейского озера. На склоне горы (отсюда название – Нагорная проповедь), близ Галилейского озера, Христос дал людям Новозаветный закон любви.

Заповеди блаженства

  1. Блаженны нищие духом, т.е. смиренные, потому что их есть (т.е. дано им будет) Царство Небесное.

Толкование: Нищета духовная есть убеждение в том, что (наша) жизнь и все (наши) духовные и телесные блага – все это есть дар Бога. Без небесной помощи невозможно приобретение ни материального благополучия, ни духовного богатства – все это Божий дар. Смирение является основной христианской добродетелью в противоположность гордости, главному греху человека.

Священное Писание еще в псалмах Давида говорит: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19); а в Притчах Соломоновых добавляет: « Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34). Христос говорит ученикам: «Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11, 29).

Богатые люди тоже могут быть «нищие духом», если понимают, что материальное богатство есть тленное и скоропреходящее, что оно не может заменить богатства духовного. Одна из евангельских притч завершается словами: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16, 26).

В качестве примера смирения Христос приводит притчу о мытаре и фарисее.

Притча о мытаре и фарисее

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Евангелие от Луки, 18, 10-14).

В награду нищим духом Иисус Христос обещает Царство Небесное.

  1. Блаженны плачущие, потому что они утешатся.

Толкование: Плачущие – это те, которые плачут и скорбят о своих грехах. Этот плач производит в сердце человека истинное покаяние, внутреннее успокоение. Человек уповает на Бога и верит, что Бог простит его прегрешения и дарует радость духовную.

Существует, однако, и печаль мира сего. Это печаль человека, который не надеется на Бога, который не удовлетворил своих честолюбивых и корыстных стремлений. Пример такой печали – Иуда Искариотский, который предал Христа и удавился.

В назидание корыстолюбивым людям Христос рассказывает притчу о богатом и Лазаре.

Притча о богатом и Лазаре

Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем».

Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Тогда сказал он: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются».

Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

(Евангелие от Луки, 16, 19-31).

  1. Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.

Толкование: Кротость – это спокойствие, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек не раздражается, не ропщет на Бога и на людей. Кроткие люди терпеливо переносят обиды и оскорбления. Кротость покоряет самые жестокие сердца. Христианин может гневаться только на свои грехопадения и на искусителя – дьявола.

Что означают слова «Наследят землю»? Кроткие люди в настоящей жизни силой Божьей сохраняются на земле, а в будущей жизни будут наследниками небесного отечества, новой земли (2 Пет. 3, 13) с её вечными благами.

  1. Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что насытятся.

Алчущие и жаждущие правды – это люди, которые, глубоко сознавая свою греховность, горячо желают правды Божьей. Они стараются угодить Богу жизнью своей, поступками согласно заповедям Христа. (Алчущие, т.е. сильно желающие правды, их желание сравнимо с силой жаждущего в пустыни воды).

«Насытятся». Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся духовно, т.е. обретут внутренний, душевный мир, спокойную совесть, оправдание и помилование. Этим людям Господь открывает тайны Царствия Своего. Это насыщение духовное приводит тоже к блаженному состоянию уже в этой жизни. Полное же насыщение наступит в будущей жизни.

  1. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

Толкование: Милостивые или милосердные – это те люди, которые сострадательны к другим, всем сердцем жалеют людей, попавших в беду или несчастье, и стараются им помочь добрыми делами. Добрые же дела суть материальные и духовные. К материальным относятся: голодного накормить, одеть имеющего недостаток одежды, посетить больного, принять странника, погребать умерших бедняков. Дела же духовные: обратить грешника с ложного пути (словом и примером), подать ближнему добрый совет, утешить печального, не воздавать злом за зло, всех прощать, молиться за всех Богу.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине.

Притча о милосердном самарянине

Один иудей, законник, желая оправдать себя (так как иудеи считали «ближними своими» только иудеев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один (иудейский) священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, (то есть не иудей), проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10, 29-37).

В качестве примера здесь уместна и вышеназванная притча о богатом и Лазаре. Богатый не оказывал при жизни милосердия бедному Лазарю.

В толковании этой заповеди уместно также привести и другое свидетельство из Евангелия о том, как Христос прощает женщину, взятую в прелюбодеянии. Этот евангельский сюжет свидетельствует о том, что новозаветный закон есть закон Божественной Любви, но любви не к греху, но к человеку, заблудшему в своих грехах.

Христос прощает женщину, взятую в прелюбодеянии

Иисус же пошел на гору Елеонскую.

А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус с женщиной, стоящей посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

(Евангелие от Иоанна, 8, 1-11).

Милосердным людям Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы на Страшном Суде Христовом. Они будут избавлены от вечной муки за то, что на земле оказывали милосердие другим. (Мф., 25, 31- 46).

  1. Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.

Толкование: Чистые сердцем – это те люди, которые не только явно не грешат, но и не имеют порочных, нечестивых мыслей, желаний и чувств в своем сердце. Уповая на Бога, эти люди берегут свое сердце от греховных страстей.

Чистота сердца отличается от простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности и откровенности человека по отношению к ближним. Чистота же сердца требует полного преодоления порочных мыслей и желаний с помощью Божией.

Господь обещает в награду, что эти люди увидят Бога. На земле они увидят Его духовными очами сердца. В будущей же жизни они будут видеть Бога так, «как Он есть» (I Иоанн. 3, 2). Лицезрение Бога есть высочайшее Блаженство.

  1. Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.

Толкование: Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей (с помощью Бога, а не с помощью только людей) стараются примирить. Миротворцы уподобляются своим подвигом Иисусу Христу, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божьим. Назовутся они сынами Божьими, т.е. будут самыми близки Богу, наследниками Божьими.

Святой Православной Церкви, преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Тем самым он обращал внимание христиан на необходимость просить у Бога мирного состояния души, что это мир, свыше данный, распространялся через этого человека на окружающих и преображал людей.

  1. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.

Толкование: Гонимые за правду – это истинно верующие люди, которые живут по закону Божьему и терпят от нечестивых людей гонения, преследования, лишения и бедствия. Они не изменяют правде, и за это Господь обещает им Царство Небесное.

Гонения неизбежны для христиан, живущим по евангельским заповедям, т.к. неверующие люди не могут принять христианскую жизнь. Они не выносят, что верующие живут по другим правилам, например, постятся, стремятся воздерживаться от излишних увеселений и праздного провождения времени, желают помогать другим, не осуждать падающих в грехах. Этого нехристиане не принимают и часто вольно или невольно преследуют живущих по заповедям блаженства. По этому поводу Христос говорит: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанн. 15, 20). Сам Христос был гоним, мучим римскими воинами и распят на Кресте, на горе Голгофа, находившейся за воротами Иерусалима.

  1. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на Небесах.

Толкование: Люди, которые за имя Христово, за веру во Христа, терпеливо переносят поношение, гонение, тюремное заключение и даже смерть, совершают подвиг. Этот подвиг называется мученическим. За этот подвиг Господь обещает великую награду в будущей вечной жизни, т.е. самую высокую степень блаженства в Царстве Небесном.

В заключение же Спаситель напоминает апостолам и собравшемуся Его послушать народу, что и даже после исполнения заповеди необходимо сохранять смирение, не гордиться:

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы – рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Христос ученикам, Лк. 17,10).