logo
Religii_regiona_text

1. Введение

Маронитская Церковь, не будучи многочисленной, остается тем не менее одной из самых влиятельных на современном Ближнем Востоке Более того, иногда проблемы и перспективы христианства в арабских странах односторонне сводят к одним лишь маронитам8. Подобное отождествление иллюстрирует значение ливанского христианства и особенно его маронитской составляющей.

Рассматривая историю маронитов, необходимо учитывать, что Ливанские горы на протяжении всей своей истории служили убежищем для различных религиозных меньшинств и изгнанников, причем здесь не только сохранялись их традиции и национальная идентичность, но и задерживалось излечение их религиозных болезней.

Ливан сегодня — маленькая страна; ее западная часть омывается Средиземным морем, на севере и востоке она граничит с Сирией, а на юге — с Палестинской автономией и Израилем. Столица Ливана Бей­рут — один из крупнейших средиземноморских портов. Большую часть страны занимают горные хребты. Ливан играет ключевую роль в жизни Ближнего Востока, являясь перекрестком интересов арабских госу­дарств, стран Азии, Европы и Америки. История Ливана — бывшей Финикии — связана в первую очередь с Израилем и Сирией. В ветхо­заветную эпоху Ливан славился своими лесами, особенно исполински­ми кедрами. В Библии упоминается о ливанских снегах и о плодоро­дии этой страны. На побережье Ливана находились великие финикий­ские (хананейские) портовые города Тир, Сидон (современная Сайда) и Библос (современный Жбейл). Царь Соломон получал из Тира кедр и другие породы дерева для строительства храма и царского дворца в Иерусалиме (3 Цар 5:1 — 18). В церковной истории Ливан связан с си­рийскими землями, входившими в юрисдикцию древней Антиохийской Церкви. Сюда же, в земли Кирские, нас приводит и история появле­ния Маронитской Церкви.

Территорию современных Сирии и Ливана можно в полном смысле слова считать Святой землей. Здесь происходили многие события, о которых повествуют Евангелие и Деяния Апостольские. "Страны Тирские и Сидонские" посещал с проповедью Сам Господь наш Иисус Христос (Мк 15:21). По дороге в Дамаск, столицу нынешней Сирии, произошло обращение Савла (Деян 9:1—9). С именем святого перво-верховного апостола Павла связаны многие доныне сохранившиеся святыни. В апостольские же времена в Антиохии появились первые крупные общины, члены которых впервые стали называться христианами. Сюда в 38-46 годах приходит с проповедью святой апостол Петр, от которого ведут свое преемство епископы Антиохийской Церкви. Уже в первые годы христианской миссии Антиохия Сирийская стала местом споров о сути христианской веры и членства в Церкви. Для разрешения проблемы крещения язычников в Антиохийской общине в 49 году был созван Апостольский Иерусалимский Собор (Деян 15:2—6). В противовес первым иудео-христианским общинам в Иерусалиме и Палестине, жизнь которых сильно зависела от традиций Иерусалим­ского храма и синагог, христиане в языческих странах, расположенных на территории Сирии, еще во времена апостола Павла начали само­стоятельно вырабатывать христианский образ устройства церковной жизни. Именно здесь, еще до Иерусалимского Апостольского Собора, поставлялись первые пресвитеры (Деян 15:23; 20:17,28), а затем и епи­скопы с диаконами (ср. Флп 1:1). Здесь же в IV веке появилась вели­чайшая школа антиохийского монашества с целым сонмом святых подвижников, своим духовным опытом повлиявших на ход истории Церкви на Востоке. С именем одного из них — преподобного Марона Пустынника — позднее будут связывать свое наименование Маронит­ская Церковь и ее народ. Многие церковные традиции и опыт духов­ной жизни берут свое начало в Антиохии. Здесь находятся и истоки Маронитской Церкви.

Связываемая в истории Церкви с периодом борьбы с монофизитской и монофелитской ересями, Маронитская Церковь сейчас практи­чески является одной из католических общин Ближнего Востока. Со­хранив основы восточного обряда и формальное патриаршее управле­ние, она находится в юрисдикции Римско-Католической Церкви, вхо­дя в семью восточно-католических Церквей и полностью разделяя ка­толическое вероучение. Два важных фактора сыграли здесь решающую роль — богословские споры IV и V веков и деятельность римских мис­сионеров с XIII века и до наших дней.

Пять различных восточно-католических Церквей были основаны с 1552 по 1824 год на Ближнем Востоке как новые патриархаты: Халдей­ская Католическая Церковь (отделившаяся от Ассирийской, или Несторианской, Церкви Востока) в 1552 году; Греко-католическая, или Мелхитская (собравшая христиан, отколовшихся от Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Православных Патриархатов), в 1724 году; и отошедшие в унию с Римом от своих исторических Церк­вей Армянская Католическая Церковь (1740), Сирийская Католическая Церковь (1773) и Коптская Католическая Церковь (1824). Эти пять Церквей носят название униатских, или "католических восточного об­ряда". Особняком среди них стоит Маронитская Церковь, отсчиты­вающая свое самостоятельное бытие с конца XII века и не имеющая, подобно вышеперечисленным, параллельной одноименной некатоли­ческой общины (православной, сиро-яковитской, армяно-григориан­ской и т. д.). Отколовшись от древнего Антиохийского Патриархата в период борьбы с монофелитством, она в течение нескольких столетий (до XIII в.) была оторвана от церковных событий, происходивших на Востоке: сыграла роль вынужденная изоляция в труднодоступных Ли­ванских горах. Сами марониты полностью отрицают свое еретическое прошлое, утверждая, что на протяжении всей истории полностью разделяли вероучение Церкви Рима, а следовательно, их общение никогда не прерывалось. В этом смысле они отвергают применение к себе термина "униаты".

Согласиться с этим достаточно трудно даже самой Римско-Католической Церкви, всегда пытавшейся защитить своих основных союз­ников на Ближнем Востоке. История Маронитской Церкви вообще является предметом полемики. Часто почву для совершенно противопо­ложных трактовок дает отсутствие достоверных сведений. Маронитские историки очень часто выдавали желаемое за действительное, каждый раз при этом преследуя конкретные цели (обоснование тесных связей с Западом, старшинство среди униатских общин на Востоке, право пред­стоятелей носить титул Патриархов Антиохийских и многие другие).

Литература о Маронитской Церкви на русском языке практически отсутствует. Кроме коротких справочных материалов (информация в которых обычно заканчивается XIX в.), можно отметить небольшой по объему, но глубокий материал профессора В. В. Болотова, вошедший в IV том его "Лекций по истории Древней Церкви". Эта статья тезисно очерчивает период истории маронитов от основания монастыря святого Марона в IV веке до отхода общины от Православия в VIII веке. Тем не менее болотовский текст не был подготовлен автором к изда­нию. Опубликовавший его "Лекции" А. Бриллиантов отнес этот материал к тем, которые требуют систематизации и дополнений. Ценность статьи Болотова состоит в указаниях на латинские и греческие источники. Еще одним кратким источником (частично пересказывающим В. В. Болотова) является статья в полторы страницы в книге А. В. Карташева "Вселенские Соборы". Это практически единственный русско­язычный источник, ясно утверждающий, что после XVI века марониты расстались с ересью монофелитства и вошли в юрисдикцию Римско-Католической Церкви. Большинство других трудов по истории Церкви, выпущенных на русском языке, вообще не говорит о Маронитской Церкви или довольствуется краткими замечаниями.

Ценными источниками на русском языке являются, безусловно, пере­воды древних церковных памятников, к которым в первую очередь следует отнести творения блаженного Феодорита, епископа Кирского ("Церков­ная история" и "История Боголюбцев"), преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Иоанна Златоуста, Деяния Вселенских Соборов. Среди со­временных работ следует выделить вступительную статью А. И. Сидорова к книге "Творений Преподобного Максима Исповедника", которая рас­крывает появление ереси монофелитства и борьбу с ней, анализирует ис­торический фон и движущие силы на Востоке того времени.

История Маронитской Церкви может быть разделена на несколько основных периодов. Первый период (IV—VII вв.) рассматривает корни маронитских общин в то время, когда они находились в полном един­стве с Антиохийской Православной Церковью, разделяли ее учение и канонические правила. Второй период (VII—XII вв.) относится ко вре­мени монофелитской ереси и откола от полноты Православия ее по­следователей, образовавших самостоятельную Маронитскую Церковь. Третий период, наиболее продолжительный во времени (XII—XVIII вв.), рассматривает вступление в юрисдикцию Рима и процесс латинизации Маронитской Церкви. Четвертый и последний период (конец XVIII-конец XX вв.) — жизнь маронитов в новой истории. Жизнь Маронит­ской Церкви этого этапа в основном сосредоточена на вопросах госу­дарственного строительства, защиты интересов христианства в регионе и на диалоге с исламским окружением.