logo
Religii_regiona_text

Богослужение

Главным богослужением в Коптской, как и во всех православных церквях, является литургия. У коптов распространены три основных литургии: святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова и святителя Кирилла Александрийского. В повседневной службе на протяжении всего года совершается литургия Василия Великого. На Рождество, Богоявление и Пасху служат литургию Григория Богослова. Литургия Кирилла Александрийского является самой древней, в нее частично входит литургия, авторство которой приписывается апостолу Марку. Считается, что до V века литургия св. Марка была основной в Коптской церкви.

Литургия начинается с облачения священника, потом следуют приготовительные молитвы перед алтарем, изъятие агнца у входа в алтарь. Затем совершается проскомидия — приготовление агнца и вина. В начале литургии оглашенных священник читает благодарственную молитву, затем идут молитвы о прощении грехов, каждение перед чтением Священного писания. Читаются отрывки из посланий апостола Павла, из Соборных Посланий и Книги деяний. Трисвятое поется так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, Родивыйся от Девы, помилуй нас. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, Воскресый из мертвых и Восшедый на небеса, помилуй нас». После этого читается Евангелие, три ектеньи, Символ веры.

Литургия оглашенных завершается молитвой примирения. После возгласа диакона «Целуйте друг друга целованием святым» происходит «примирение клира и мирян». В этот момент совершается освящение и претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Священник произносит слова таинства, люди, находящиеся в церкви, отвечают: «Аминь». Затем священник произносит эпиклезу - призывание Святого Духа. После этого следует ектенья, поминовение живых и усопших.

Окончание литургии состоит из трех частей; раздробление Агнца, вознесение Его и причащение. Во время первой части читается Отче наш, во вторую священник возносит Господню часть Агнца со словами «Святая святым», народ возглашает: «Един Отец Свят, Един Сын Свят, Един Дух Свят», в третью причащается священник, диакон, а потом Святые Дары выносятся для причащения народа. Литургия заканчивается раздачей антидора.

Богослужение ведется на коптском и арабском языках. Служба совершается по молитвослову, Псалтири, сборникам тропарей и песнопений, большей частью заимствованных из греческого часослова. Есть и особые песнопения в честь святых. Специальные сборники содержат чтения из Евангелий, Деяний апостолов и апостольских Посланий за Божественной литургией и во время прочих чинопоследований. Существуют также книга египетской Пасхи с чинопоследованием Великой седмицы, антифо-нарий (по-арабски «дифнар») — своего рода часослов, содержащий прославления святым. Коптский синаксарий (в русской традиции более принято название «пролог»), представляющий собой жития святых и указания о датах празднования в их честь) сформировался в общих чертах к V веку. Первая арабская версия появилась в ХП-Х1П веках, и составление ее приписывают епископу Петру Северусу аль-Гамилю. Практически каждый век синаксарий дополнялись, и до сих пор они продолжают развиваться, так как канонизируются новые святые.

В состав суточного круга богослужения входят полунощница, утреня, третий час (9 утра), литургия, шестой час (полдень), девятый час (3 часа дня), вечерня и повечерие.

Особенностью коптского богослужения является своеобразное церковное пение. Как полагают многие специалисты, коптская музыка есть прямое продолжение древнеегипетской. Инструменты, игрой на которых сопровождается пение: треугольники, кимвалы (тарелки), колокольчики и флейты [мицмар], во многом сходны с древнеегипетскими музыкальными инструментами. Определенные параллели существуют и в мелодическом строе. И в коптской, и в древнеегипетской музыке применялась практика хирономии — управления пением и игрой на инструментах при помощи своеобразного дирижирования руками. Другой чертой, унаследованной коптами от древних египтян, было использование вокализа, ставшего неотъемлемой частью коптской церковной музыки.

Во время «часов» исполняются псалмы, кирие и песнопения в честь Богоматери. Пение псалмов включает и элементы народных песен — феллахов. Дифнар исполняется на два хора поочередно (антифоном): собравшиеся в северной части церкви поют одну строфу, в южной — другую. Песнопения могут быть длиной от четырех до семи строк и сопровождаются рефренами после каждой строки или в конце куплета.

Издревле коптские мелодии не записывались при помощи нот и заучивались на слух, но в XX веке вышло несколько сборников псалмов и песнопений, переведенных на язык нотной грамоты.