logo
Religii_regiona_text

7. Отношения с прочими монофизитами

После отделения от Православной Церкви яковиты продолжали и продолжают придерживаться установленного на первых трех Вселен­ских соборах порядка старшинства патриарших кафедр. Если не счи­тать некоторых неудачных попыток к воссоединению в X и XII вв., от­ношения с Православной Церковью были прерваны. Однако Алексан­дрия в лице Коптского патриарха продолжала оставаться для сирийцев-яковитов авторитетом. Яковиты всегда смотрели на коптов как на предводителей своего вероисповедания, потому что те были многочис­леннее и богаче и потому, что, согласно канонам, Александрия выше Антиохии. Их объединяет одно и то же догматическое учение, канони­ческое право и общение в таинствах. Каждый новый патриарх с той и другой стороны сообщал другому синодальным посланием о своем воз­ведении на престол, испрашивая молитв. Этот обычай ведет свое нача­ло с Анастасия Александрийского (603—616) и Афанасия Антиохийского (596-630).

Несмотря на это, между ними все же были противоречия и распри. Так, в конце VI столетия между яковитами и коптами произошел рас­кол. Коптский патриарх Дамиан (570—593) обвинялся в требожии, по­тому что ипостасные свойства Святой Троицы называл лицами (кнуме), в то время как Яковитский патриарх Петр был осужден за то, что раз­делял нераздельную Троицу. Афанасию Антиохийскому удалось восста­новить отношения с Коптской Церковью68.

Расколы возникали и позднее. При Антиохийском патриархе Кириаке (793—817), когда большая часть яковитов избрала антипатриарха Авраама, отношения с коптами были прерваны до 825 года. В XIII веке имело место большое волнение, которое едва не привело к расколу. Коптский патриарх Кирилл III (1235-1243) назначил в Иерусалим коптского митрополита, в то время как там был еще и яковитский митрополит (с 1140 г.), поставленный для защиты от католического влияния. Тогда Игнатий-Давид II (1222-1237) рукоположил епископа для Эфиопии, находившейся под непосредственной юрисдикцией Коптского патриарха Александрийского. В конце концов копты обеща­ли, что юрисдикция коптского епископа Иерусалима не будет прости­раться по ту сторону египетской границы, доходившей до Газы, и что кафедра коптского митрополита будет в Иоппии.

В Верхнем Египте яковиты имели большую обитель в честь Божией Матери (в Нитрии) и множество храмов по всему Египту.

Армянской Церкви в VIII—IX веках удалось установить контакт с западно-сирийской монофизитской Церковью, и в результате продол­жительных дискуссий достичь некоторого соглашения по основным вопросам. Отношения поддерживались и позднее. Армянский католи­кос Григорий IV (1173—1193) направил исповедание веры яковитскому патриарху. Создание в Иерусалиме (1311) Армянского Патриархата также содействовало сближению этих двух Церквей69.

С Малабарской Церковью яковиты поддерживали постоянные кано­нические связи, потому что Яковитский Антиохийский Патриарх всегда назначал в Индию католикоса для христиан Церкви апостола Фомы70.