logo
Religii_regiona_text

Вопрос 1.

Хариджизм возник в период первых крупных арабских завоеваний и ожесточенной борьбы за власть.

В 656 г. был убит третий «праведный халиф» Осман из рода Омейядов. Халифом объявлен Али, против которого воевал ставленник Омейядов, наместник Сирии Муавия. Муавия обвинял Али в убийстве Османа. В 657г. произошла битва при Сиффине на реке Евфрат. Али согласился приостановить битву и решить вопрос о халифе путем третейского разбирательства. Уступчивость Али вызвала гнев у части его сторонников. 12 тысяч воинов отделились от его войска и отказались его поддерживать. Они выдвинули лозунг «нет халифа, иначе как по воле Бога и народа».

С выходом из лагеря части бойцов Али связано название хариджитского движения, ибо арабское хаваридж означает вышедшие, выступившие, в данном случае – выступившие из стана Али. Хариджиты стали самой ранней религиозно-политической группировкой в исламе. Они избрали собственного халифа и боролись против Али и Муавия. Именно хариджит убил четвертого халифа Али. В настоящее время хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.

Хариджиты разработали собственное понимание власти в исламе. Хариджитские принципы суть следующие:

1. Халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Община вправе его низложить или даже убить.

2. Халифом может стать любой мусульманин, независимо от социального статуса или этнического происхождения.

3. Претендент на власть должен твердо придерживаться положений Корана и Сунны, справедливо относиться к членам уммы и быть готовым отстаивать ее интересы с оружием в руках.

4. Халиф не имеет какого-либо сакрального значения, он – политический и военный лидер общины.

Хариджиты были носителями радикальных настроений. Законными халифами они считали только Абу Бакра и Омара.