Таинства
Таинства Коптской церкви те же, что и в других православных церквях.
Крещение совершается путем троекратного погружения в освященную воду. Младенцев мужского пола крестят в сороковой, а женского — в восьмидесятый день после рождения. Обливание и помазание вместо погружения практически не допускается. Обряд крещения сопровождается миропомазанием и причастием. Святая мирра приготовляется из елея, бальзама и 30 различных трав. Оно освящается патриархом в присутствии епископов в Великий четверг.
Исповедь существует как обязательная для причащения, перед браком и смертью.
Таинство брака совершается после литургии, за которой жених и невеста причащаются. Во время венчания над головами жениха и невесты держится корона. Запрещается совершение бракосочетаний во время поста. Иногда допускается брак между двоюродными братьями и сестрами. Развод вероятен лишь в случае доказательства супружеской измены, однако признание брака недействительным возможно при обращении одного из супругов в другую религию.
Елеосвящение совершается над больными. Во время него читаются молитвы, Апостол, Евангелие и соответствующие псалмы. После молитв священник помазывает лицо, грудь и руки больного. Все присутствующие в доме больного также помазываются святым елеем.
Причащение совершается после поста и в состоянии воздержания от всякой пищи и питья. Причащаются под обоими видами, то есть хлебом и вином. Хлеб квасной без соли для евхаристии — это просфора диаметром 7 см и толщиной приблизительно в 2 см. Она надрезана на 12 частиц, что символизирует 12 апостолов, центральная же часть ее разделена еще на четыре квадрата, по числу евангелистов. Пять наколов по бокам обозначают пять ран Христовых. По краям выдавлена надпись на коптском языке: «Святый Боже. Святый крепкий. Святый бессмертный». Интересно, что вино делается из изюма, так как алкоголь был запрещен мусульманскими законами с 852 года. Изюм размачивается в течение 40 дней, и из него приготовляется «непереброжен-ное» вино. Мужчины причащаются из правых дверей иконостаса, а женщины из левых. В Коптской церкви нет практики хранения святых даров, поэтому при причащении больных священник совершает литургию и причащает больного.
Как и в Русской православной церкви, священство имеет три степени: диакон, пресвитер и епископ. Священникам разрешено вступать в брак.
Принципы церковной организации
Вся Коптская церковь разделена на 25 епископий, из которых 10 — митрополии! Большинство иерархов живет в Каире, составляя патриарший двор.
Во главе Коптской церкви стоит святейший папа и патриарх великого града Александрии, «всея земли Египетския, святаго Града Иерусалима, Абиссинии, Нубии, Пентанополя и всея земли, идеже святый Марк проповеда». Патриарх избирается и рукополагается митрополитами и епископами, составляющими Священный Синод Коптской церкви, напоминающий древний Александрийский пресвитериат. В избрании Коптского патриарха участвуют не только митрополиты и епископы, но и некоторые архимандриты из епархии и миряне (архонты) по 12 от каждой епархии.
Патриархом чаще всего становится монах одного из главнейших коптских монастырей, в последнее время — из обители св. Антония, что находится в пустыне, в районе Красного моря. Он должен быть египтянином по национальности, не моложе 50 лет, строгим аскетом. До 700 года патриарх избирался в Александрии, приблизительно до X века в Каире, после этого периода попеременно в одном из этих двух городов и в последнее время постоянно в Каире.
Голосованием избираются три кандидата. Бюллетени с именами кандидатов полагаются под святой престол, а в день избрания за Божественной литургией мальчик вытягивает бюллетень с именем патриарха. Если избранный — простой монах, то в короткий срок он принимает все степени священства. Сознание недостоинства и вместе с тем высокой ответственности перед саном послужили установлению древнего обычая доставлять новоизбранного из его обители для хиротонии в веригах. Нынешний местоблюститель патриаршего престола Шенуда III был избран в 1971 году. Патриарх ведет активную общественно-политическую деятельность, делает многое для развития и укрепления коптской национальной культуры, просвещения, искусства. Патриарх Шенуда родился 3 августа 1923 года в Асьюте в семье землевладельца. Его мать скончалась при родах, и он воспитывался старшей сестрой и братом. Окончив коптскую начальную школу в Даманхуре, он обучался в американской школе в Каире, после чего поступил на историко-археологический факультет Коптского университета, который окончил в 1947 году. С 1947 по 1948 год он являлся пехотным офицером в армии. В 1949 году, получив диплом бакалавра, он стал преподавателем в богословском институте, совмещая преподавательскую деятельность с редакторской в одном из церковных журналов. В 1955 году принял сан священника и в течение 6 лет подвизался в маленькой келье в Вади-Натруне. Рукоположенный во епископа, он с 1962 года возглавил отдел по духовному образованию и воспитанию Коптской церкви. 31 октября был избран на пост главы Коптской церкви.
До последнего времени патриарх Шенуда постоянно посещал приходы как по всему Египту, так и за его пределами, был активным участником встреч с верующими разных возрастов и социального положения, читал лекции в университетах. Сейчас, в связи с болезнью, он не совершает длительных поездок, однако авторитет патриарха безусловен для всех коптов, также нерушимы и любовь и уважение к нему верующих.
Согласно установлениям Коптской церкви патриарх ни в коем случае не может быть низложен. Титул авва (апа), которого во времена первых христиан удостаивались святые и отцы-пустынники, ныне присваивается только патриархам. Обычное облачение коптского патриарха состоит из монашеской рясы, черного тюрбана и архиерейской панагии.
Такое же облачение и у епископов, которые не одинаковы по рангу. Епископы Верхнего Египта согласно установлению 1240 года считаются менее привилегированными, чем епископы Нижнего Египта. Копты сами объясняют это тем, что, по древнему преданию, сначала патриарха рукополагал епископ с Севера; что Святое семейство во время своего бегства из Иудеи жило в Нижнем Египте; что евангелист Марк проповедовал в Александрии и, наконец, что пустыня с монастырем св. Макария, откуда некогда избирался патриарх, также находилась на Севере в районе Вади-Натруна.
Священный Синод Коптской церкви состоит из 30 митрополитов и епископов во главе с патриархом. Представительства Коптской церкви имеются в Канаде (Торонто), Австралии, США, Европе, Уганде, Судане, Кувейте и Ливане.
«Маглис Милли», который, как мы уже отмечали, был создан с целью сотрудничества мирян и духовенства по различным вопросам социально-политической жизни и церковного управления, был преобразован позднее в Совет коптских общин, состоящий из двух комитетов. В первый входят шесть епископов и шесть мирян, ответственных за имущество монастырей. Второй образуют 12 мирян, назначаемых патриархом и занимающихся управлением общецерковного имущества. Также в каждой епархии имеется местный совет из мирян, помогающий епископу — главе этого совета.
В настоящее время в Коптской церкви более 1000 храмов, восемь мужских монастырей и пять женских. Подготовкой священнослужителей занимается духовная семинария в Каире, основанная еще в 1875 году, богословский факультет Каирского университета, Институт коптских исследований. При монастырях имеются свои школы. Коптская церковь — член Всемирного Совета церквей.
- Тема 1. Религия христианства 4
- Тема 3. Религия иудаизма 79
- Тема 4. Религия буддизма 90
- Введение
- Тема 1. Религия христианства
- 1.1. Догматы православия
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.2. Заповеди христианской жизни (по учению православной церкви)
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.3. Особенности богослужения в православной церкви
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.4. Возникновение и историческое развитие римско-католической церкви. Реформация и протестанты
- Контрольные вопросы по теме:
- 1.5. Современная римско-католическая церковь: структуры, вероучение, обряды, мораль
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 2. Религия ислама 2.1. Возникновение ислама
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.2. Догматы исламской веры
- Вопрос 1.
- Мединский
- Мекканский
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- 2.3. Основные направления в исламе План:
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Контрольные вопросы по теме:
- Тема 3. Религия иудаизма
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Тема 4. Религия буддизма
- 4.1. Возникновение буддизма
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.2. Тхеравада
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.3. Махаяна
- Контрольные вопросы к теме:
- 4.4. Ваджраяна
- Контрольные вопросы по теме:
- Литература:
- Приложения
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
- Порядок церковных Богослужений в православной церкви
- Православное духовенство
- Семь таинств церкви
- Христианские праздники
- I. Праздники православной церкви
- II. Римско-католический календарь *
- 25.12 Рождество христово
- Некоторые католические монашеские ордена и конгрегации (с указанием сокращенных названий)
- Молитва «Отче наш» (католическая версия)
- “Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” Послание Папы Иоанна Павла II к Всемирному Дню Мира
- 1 Января 2000 года
- Англиканская церковь
- Лютеранство
- Мартин лютер
- Кальвинизм и реформатство
- Жан кальвин наставление в хрестианской вере книга II. О знании бога, который явил себя искупителем в иисусе христе: оно было прежде дано отцам как закон, а затем было открыто нам в евангелии
- Глава II. О том, что ныне человек лишен свободной воли и плачевным образом подвержен всяческому злу
- Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
- Армянская Апостольская Церковь
- Армянская Церковь в настоящее время. Управление.
- Догматическое учение
- Канон Священного Писания
- Богослужение
- Богослужебные книги
- Церковная музыка
- Облачение и священные сосуды
- Церковный календарь
- Монашество и монастыри
- Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
- Обрядовые особенности Армянской Церкви
- Коптская церковь
- Канон Священного Писания
- Таинства
- Богослужение
- Праздники, посты, паломничества
- Маронитская церковь в сирии и ливане
- 1. Введение
- 2. Происхождение маронитских общин
- 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина
- 2.2. Преподобный Марон, пустынник Сирийский
- 3.2. Образование самостоятельной Маронитской Церкви
- 3.3. Иоанн Марон и его деятельность
- 3.4. Распространение маронитских общин в Ливане
- Сиро-яковитская церковь
- 1. Дохалкидонский период
- 3. Реорганизация Церкви. Иаков Барадей
- 4. Монофелитство
- 5. Арабское господство
- 6. Яковитская Церковь в средние века
- 7. Отношения с прочими монофизитами
- 8. Яковитская Церковь и Рим
- 9. Протестанты
- 10. Современное положение Яковитской Церкви
- 11. Догматическое учение
- 12. Каноническое право
- 13. Канон Священного Писания
- 14. Богослужение
- 15. Церковная музыка, облачение и священные сосуды
- 16. Праздники, посты
- 17. Церковная архитектура. Храмы
- 18. Церковная литература
- 19. Монашеская жизнь
- Малабарская Церковь
- 1. Дохристианский период
- 2. История Сирийской Малабарской Церкви
- 12. Современное положение
- 13. Догматическое учение
- 14. Богослужение
- 15. Священные облачения
- 16. Каноническое право
- 17. Храмы
- 18. Контакты с Православной Церковью
- Часть 2
- Хадис 95
- Хадис 121
- Хадис 138
- Хадис 139
- Джатака о тигрице (из «Гирлянды джатак»)
- Дхаммапада (избранные максимы)
- Часть 4 Иудаизм
- Тора (учение) пятикнижие моисеево «и вот имена»
- Глава 34
- «Вот слова»
- Глава 5
- Сведения об авторах Браницкий Андрей Геннадьевич